Единственный муниципальный автобусный перевозчик остался без земли

Аббревиатура «ПАТП», расшифровываемая как «Пассажирское автотранспортное предприятие», знакома едва ли не каждому жителю областного центра. Она уже много лет красуется «во лбу» муниципальных автобусов, курсирующих по маршрутам областного центра. В частности, тех социально-значимых, на которые из-за их скромной рентабельности коммерческих перевозчиков, что называется, днем с огнем не заманишь. Однако не исключено, что эти линии станут бесхозными. Причем случиться это может не в отдаленном будущем, а уже через месяц-другой...

В минувшую пятницу директора «ПАТП» Сергея Журавлева пригласили в администрацию Калининграда. Там ему настоятельно посоветовали подписать документ о «добровольном» расторжении заключенного в свое время на 49 лет договора об аренде земли в центре города. Речь идет об обустроенном для транспортных нужд участке площадью около семи гектаров на улице Мусоргского, на котором испокон века обитали муниципальные автобусники. Скрепя сердце (против начальства не попрешь), Журавлев подписал эту бумагу, по сути переводящую «ПАТП» в малопочтенный разряд бомжей.

«А как же комплекс офисных зданий вкупе с многочисленными ремонтными боксами?», – озадачится вопросом просвещенный читатель. Оказывается, де-юре вся эта дорогая недвижимость сейчас «парит в воздухе». Впрочем, не вся. Некоторые «отдельно стоящие и давно неиспользуемые» помещения рачительные городские управленцы успели пристроить трем коммерческим структурам – ООО «БалтАвтоЛайн», ООО «ЕвроЛайн» (один из их учредителей – депутат окружного совета) и ООО «ПАП». Более того, с этими постояльцами администрация городского округа уже заключила дополнительное соглашение об аренде «неделимого участка земли с множественностью лиц на стороне арендатора». По словам имеющих отношение к данному делу чиновников, в эту самую неперсонифицированную «множественность» входит и муниципальное автопредприятие, имущественные интересы которого якобы никоим образом не пострадали. Однако сами муниципалы произошедшему дают куда менее оптимистичную оценку. «В соглашении, с которым нас, кстати, официально даже не удосужились ознакомить, «ПАТП» наделяется лишь правом ограниченного пользования чужой землей, – ввел в курс дела один из главных менеджеров предприятия. – Но загвоздка в том, что по Земельному кодексу это именуемое серветутом право может устанавливаться лишь в строго определенных случаях. Ну, скажем, когда без проезда через соседнюю территорию или прокладки под ней инженерных коммуникаций предприятие существовать не может. Наша же ситуация в жесткие нормы никак не вписывается. Во всяком случае, до тех пор, пока нас, как того требует закон, не наделят статусом постоянного и бессрочного пользователя занимаемой нами земли. Но делать это, судя по всему, никто не намерен...»

То, что потенциально привлекательные для бизнеса гектары в центре города рядом с железнодорожными путями муниципалам не видать как своих ушей, корреспонденту «Калининградской правды» вчера дал понять начальник управления земельных отношений администрации Калининградского городского округа Сергей Вишневский. Почему так? А потому-де, что возводить в разные статусные ранги тех, кто легально находится на одной неделимой земле, закон не велит. Мол, раньше, когда на улице Мусоргского, 74, было прописано только «ПАТП», существовала потенциальная возможность его бессрочного «оземеливания». Теперь же «поезд ушел».

«Вместе с тем нельзя сказать, что это обрекает предприятие на гибель, – счел нужным подчеркнуть Сергей Алексеевич. Он также заверил, что транспортники по-прежнему будут на условиях аренды занимать свои помещения. Плюс вносить в окружной бюджет плату за землю под служебными «квадратами».

Только вот незадача: регулярно отстегивать в казну весьма приличную сумму автобусникам едва ли по силам. И потому, что их парк в основном сейчас состоит из очень великовозрастных машин, которые необходимо постоянно ремонтировать. И потому, что они вынуждены в убыток себе продолжать возить многочисленных льготников и обслуживать «копеечные» направления.

Кстати, муниципалитет из года в год дотировал «ПАТП» ввиду того, что на нем лежит значительная социальная нагрузка. Однако эта традиция, похоже, уходит в прошлое. «Сердце кровью обливается, но скорей всего это столь нужное нам предприятие придется закрывать», – огорошил вчера начальник транспортного отдела окружной администрации Андрей Носонов. Причина такого развития событий, по его словам, – поступившее на днях из регионального правительства требование прекратить компенсировать убытки муниципальным организациям.

«Расформирование «ПАТП» может привести к весьма неприятным последствиям, – в свою очередь дает неутешительный прогноз президент Калининградского регионального автотранспортного союза Михаил Цуканов. – Во-первых, власти утратят веский аргумент, позволяющий им влиять на тарифные аппетиты частных перевозчиков. Во-вторых, многие линии областного центра в одночасье могут остаться и вовсе без автобусов. Ведь так называемые портфельные фирмы, за которыми закреплена львиная доля маршрутов, способны легко переключиться на другой более выгодный бизнес. А заменить их в пожарном порядке окажется некем».

Параллельно Цуканов обращает внимание и на странную особенность операции по «раскулачиванию» муниципального автопредприятия – на то, что неиспользованные им площади ушли в чужие руки без положенного конкурса или аукциона.

«Делать это было совсем не обязательно, – оппонирует ему начальник управления имущественных отношений администрации Лилия Прищеп. – Ведь нынешние арендаторы помещений занимают их уже не первый год. Сначала – в рамках договора с «ПАТП». А после того, как срок его действия закончился, по договору с нами».

На чьей стороне правда, пока неизвестно. Но есть информация к размышлению: в прошлом году мэрия выставила на конкурс аптечные помещения, в течение многих лет занимаемые ОАО «Фармация». Настоятельные просьбы руководства этой госорганизации о продлении истекшего договора аренды должностные лица успешно проигнорировали.

...Впервые информация о том, что на землю, где базируется «ПАТП», претендуют его вполне определенные конкуренты, появилась в октябре 2005-го, когда на суд городского совета был вынесен проект перевода старейшего автопредприятия региона на улицу Киевскую (под «крыло» трамвайщиков) с целью освободить территорию на улице Мусоргского «для более рационального использования». Однако народные избранники сомнительную задумку чуть ли не единогласно «зарубили». Но в феврале прошлого года в мэрии вновь начали усиленно муссировать идею слияния двух муниципальных предприятий – автобусного и трамвайно-троллейбусного. Тогда прекратил разговоры на скандальную тему мэр Юрий Савенко. В комментарии нашей газете он заявил, что, еще по меньшей мере год муниципальные транспортники могут не беспокоиться. Тогдашний градоначальник, получается, как в воду глядел...

Андрей ГОРБУНОВ
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.