Александр Башин: «Начать стройку – это как войти в бой»

В интервью "ТР-VIP" главный архитектор Калининграда рассказал, почему строительство в городе не может остановиться, не смог найти виновных в появлении "Европа-центра" и признался, что в душе тоже против появления мечети в парке 40-летия ВЛКСМ.

- Александр Владимирович, почему Вас так часто критикуют?

- Потому, что я работаю. Не критикуют только того, кто ничего не делает. А я открыт для критики. Других чиновников не критикуют по одной простой причине, потому, что не делается никаких шагов для того, чтобы быть на виду, показывать свои проекты, работы! Потому и нет критики! Я делаю проекты амбициозные, крупные, разные. Показываю их, демонстрирую и не от кого не скрываю. К тому же, архитектура - такой вид деятельности, который лежит на поверхности, мы не врачи. Как говорится, ошибки архитектора остаются на земле, а ошибки врачей уходят под землю. У нас такая специфика работы.

- Тем не менее, многие Ваши и не только Ваши проекты, мягко говоря, не находят поддержки у населения. Однако строительные темпы от этого не уменьшаются. Невольно возникает вопрос: для чего и для кого вся эта работа?

- Да, но строительство не может остановиться! Потому, что это рабочие места, это развитие города. У нас что-то получается, что-то не получается, но есть общее позитивное движение вперед и оно на лицо. Это уже хорошо.

- Но ведь в архитектуре, как и в медицине ошибки уже невозможно исправить:

- А что делать?! На протяжении долгого времени никто не занимался концептуальным архитектурным проектированием, а занимались делением земли. У нас практически вся земля роздана без регламентов, как-то все нарезано вдоль и поперек, когда начинаешь проектировать, волосы дыбом встают. Приходит ко мне инвестор и говорит, я хочу построить здесь 25 этажей. Я говорю, что возможно только три этажа. А он говорит, 25 и все, вы мне эту землю уже отдали и никаких регламентов не установили. Этот диалог происходит постоянно. Потому, что нет градостроительных регламентов, которыми можно ограничить ту же этажность. Бизнес постоянно хочет максимально заработать, а власть - сохранить лицо.

- Согласитесь, пока бизнес выигрывает.

- Работа ведется, но есть Градостроительный Кодекс, который еще до 2009 года позволяет выделять какие-то земельные участки под общественные здания без проектов планировок. И это будет происходить.

- И какой сейчас есть выход?

- Выход один - политическая воля власти. Пересмотреть, перепланировать, что сейчас и делает глава города. Пользуясь своей политической волей и выбором народа, он говорит: давайте заново посмотрим на ситуацию, в которой мы с вами находимся и пересмотрим ее. Даже независимо оттого, что мы тут уже запроектировали.

- Если бы у Вас была такая возможность, чтобы вы изменили из того, что уже как говорится не вернуть?

- На сегодняшний день не все так плохо, как кажется. Город развивается и развивается динамично. Безусловно, есть и ошибки. Прежде всего, контролирующих органов, инвестиционные ошибки. Вот, например, критикуют за построенный "Европа-центр". Безусловно, не самое лучшее здание в городе. Но что критиковать, если его инвестор поменял уже пять архитектурных мастерских! Сначала работал один архитектор, потом другой архитектор начинал что-то менять и делать свое, потом пришел третий архитектор. В результате получилось здание и всем кажется, что оно неудачное. А все от суеты, от нашей местной беготни. Посмотрите, как строился многофункциональный комплекс "Клевер-хаус". Он строился медленно, но качественно, аккуратно, и без суеты. Его проектировал бельгийский архитектор. У "Европа-центра" этого авторского надзора не найти, его просто нет и неизвестно кто в этом виноват.

- По-моему, виноваты те, кто разрешил строительство, толком не зная, что будет построено в самом центре города.

- "Европа-центр" был построен потому, что на это было разрешение, земля была выделена. Начать стройку - это как войти в бой, его уже нельзя приостанавливать. Это ведь целый процесс: теряется время, деньги, инвестор. Приостановив стройку, мы бы получили еще один Дом советов в центральной части города!

- Вы знаете, что нужно сделать, чтобы ничего подобного больше не повторилось?

- Проекты надо делать на конкурсной основе и доверять только тем инвесторам, которые себя уже проявили как добросовестные. Многофункциональный комплекс "Клевер-хаус" построили качественно, значит, этому инвестору можно доверять. Надо вводить что-то типа аккредитации. Если инвестор построил один раз плохо, нечего ему тут больше делать.

- А нельзя делать эти выводы еще до постройки?

- Кого сейчас винить, если у "Европа-центра" было пять архитекторов? Кто из них виноват? Вы можете определить? Как говорил Аркадий Райкин, к пуговицам вопросы есть? К пуговицам вопросов нет. А в целом вопросы есть - здание проектируется в целом, не отдельно и здесь очень важен контроль и взаимоотношения между инвестором, заказчиком и строителем. В идеале должна быть одна архитектурная компания, которая бы все контролировала. Все претензии по объектам должны литься на инвестора. В мире проекты не согласовываются с главным архитектором, только регламенты - высота, ширина, красные линии и пятно застройки. Все. А дальше полагаются на автора проекта, в компетенции которого уже никто не сомневается.

- У города вообще есть какая-то архитектурная идея, согласно которой все застраивается?

- Калининград на сегодняшний день чистый лист бумаги, центральная часть которого имеет исторический фундамент. Дальше мы должны принять для себя решение, по какому пути будет развиваться город. В этот путь вмешиваются достаточно большое количество людей, не только профессионалов-архитекторов, но также и простые горожане, социологи, экологи, то есть все жители города. В том числе, Глава города и Губернатор. И все видят этот город по-разному. Его стратегическое направление определяется в результате диалога общества и власти. Первым результатом этого взаимодействия стал недавно прошедший международный проектный семинар-воркшоп, на который было приглашено большое количество опытных и авторитетных архитекторов. Они обсуждали путь развития города.

- Какие-то зерна Вы в этом обсуждении нашли?

- По итогам воркшопа действительно важно выбрать зерна, которые помогут в дальнейшем развиваться городу. При этом очень важно двигаться, а не стоять на месте. Потому, что иначе у нас приостановится стройки, начнется безработица. Мы не можем это приостановить, маховик запущен.

- Но, согласитесь, внешний облик города, который потом уже будет трудно исправить, важнее строительной безработицы.

- Как никогда с вами согласен. Я ведь архитектор. Необходимо один раз определиться и действовать согласно намеченных планов и не метаться из стороны в сторону. Почему "Европа-центр" таким получился? Да потому, что инвестор метался от одного архитектора к другому, постоянно сомневался: в себе, в собственных возможностях, в архитекторах. Пока это взаимодействие архитекторов, инвесторов и строителей происходит так, как происходит. Где-то положительно, где-то отрицательно, где-то, получается договориться, где-то нет. Когда я приехал в г. Калининград в 1991 году, здесь была главенствующей свердловская архитектурная школа. Она построена на традициях типового домостроения. В нашем городе есть уважаемые архитекторы, проекты которых не всегда отвечают современным требованиям. Но я же не могу отказать уважаемому архитектору и сказать, что его проект неудачен?!

- Но, опять же, город-то важнее.

- Город важнее, но вы должны понимать, что каждый архитектор имеет свои творческие амбиции. Он видит город таким, а я вижу его другим.

- Но, простите, отвечаете-то за архитектурный облик города Вы.

- Этот архитектурный слой, который здесь уже давно, его ведь просто так не перестроишь! Они должны кормить свои семьи. На самом деле, нам очень необходимы новые архитектурные кадры, а их здесь не выращивают. На сегодняшний день у нас в городе всего пять архитектурных мастерских, которые могут делать более-менее приличные проекты.

- А сколько надо?

- А надо 25. Тогда можно будет говорить о качестве. В Европе над каждым кирпичиком работает архитектор, а у нас зачастую работают и конструкторы, и водопроводчики, и бывшие дизайнеры, которые сами так себя называют, и никакого образования у них и близко нет. Сюда приезжают те, кто приезжают. Вот, например, взять московский ВУЗ, в котором готовят архитекторов. Если человек способный, может делать интересные проекты, его, естественно, оставят в Москве. Хороший специалист нужен везде. А все те, кто работал не так хорошо, им приходится искать себя где-то в другом месте. Как правило, в регионах. О чем говорить, если у нас в области есть только 2-3 специалиста, которые в состоянии грамотно просчитать фундаменты по свайным полям и по сложным конструкциям. И эту отрасль никто не двигает. Все говорят плохо, а хоть кто-нибудь позаботился, чтобы сюда приехал хотя бы один нормальный архитектор? В том числе и власть.

- Александр Владимирович, и все же: как Вы собираетесь наладить механизм застройки города, чтобы в итоге не было ошибок, архитекторы были сыты, и строители не остались без работы?

- Это все приходит со временем. За последний промежуток времени сделано немало.

- Хорошо, за время Вашей работы, этот механизм как-то корректировался исходя из допущенных ошибок?

- Механизм какой был, такой и остался. Механизмы принятия решений - сохранились. Это градостроительный Совет, это публичные слушания.

- Глава города Александр Ярошук недавно заявил, что принципы застройки города изменятся.

- Это хорошо, что власть начинает вникать в архитектурный облик города.

- А как они могут поменяться?

- На сегодняшний день у городских и областных властей, может благодаря крупным проектам, появилась определенная точка зрения. Ведь раньше ее вообще не было. Допустим, есть какое-то предложение. Общество посмотрело и говорит, что это для нас не годится, слишком высокое, да и вообще нам это не нравится и начинает сигнализировать власти об этом в т.ч. через прессу. Власть анализируют эту ситуацию и, начинает высказывать свою точку зрения. И говорит, что это не совсем правильно, нам лучше по-другому. Ориентиры понятны. Это восстановление исторической части в районе Альштадта, Королевский замок. Большая часть населения говорит . Какой вид будет у этого Королевского замка - давайте обсуждать.

- А какой толк от этого обсуждения? Например, на общественных слушаниях по поводу строительства мечети даже никто не проводил голосования. Выходит, наложить вето на строительство может только один человек - глава города Александр Ярошук.

- Вообще, наверное, и не нужно было голосовать. Это значит обижать одну из сторон. Слава Богу, что мы живем в таком гражданском обществе, что имеем право высказываться по той или иной теме. Строительство мечети - это неоднозначное решение. Ее разместили в парке 40-летия ВЛКСМ потому, что по сути других мест нет. Возьмите историю продвижения этого проекта, вы вот критикуете нас, но ведь это предыдущая власть загнала мечеть в этот парк! Была территория на Бассейной, шикарно место, но там сейчас уже практически построен элитный жилой дом. Куда деваться мусульманам? Потом их отправили в другое место, потом в третье и в результате пришли туда, где строить на самом деле вообще нельзя! Но и не построить мечеть мы не можем. На слушаниях было большое волнение, мусульмане хотят равноправного отношения к своей культуре. Мы просто обязаны построить мечеть там, иначе будет социальный взрыв. Ситуация уже вышла за архитектурные рамки, это уже политический вопрос. А тут работают совершенно другие принципы. Я тоже против строительства мечети именно в этом парке, но проанализировав ситуацию, я понял, что у нас просто уже нет выхода. Вот в такие рамки мы себя поставили.

- На протяжении всей беседы я пытался, но так и не смог узнать у Вас, что нужно сделать, чтобы не загонять себя в такие безвыходные рамки? И когда мы, наконец, начнем что-то строить осознанно, а не хаотично?

- Во-первых, нам надо выработать четкую идейную концепцию застройки города, чтобы знать, в каком направлении двигаться. Проведенный недавно , можно сказать, стал одним из звеньев будущей концепции. Во-вторых, прежде чем что-то строить и продавать землю, надо получить проектную документацию на объект, который предполагается построить и, исходя из этой идейной концепции и других градостроительных критериев решить, подходит это городу или нет, будет ли этот объект вписываться в архитектурный облик города или нет.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Еженедельная газета "Тридевятый регион"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.