Волшебная стройка «Мурадина»

Волшебная стройка «Мурадина»

Туман вокруг проекта строительства Музыкального театра в Калининграде упорно не желает рассеиваться. Фирма, получившая подряд на проектирование «изюминки, призванной поразить Европу», ранее была замечена лишь за строительством супермаркетов. Изучив ситуацию с конкурсами на освоение федеральных средств, обозреватель «ТР-VIP» пришел к выводу, что тумана хватает и вокруг других помпезных архитектурных проектов эпохи Георгия Бооса.

«Лыжи» против «взрыва»

Напомним вкратце непростую историю Музыкального театра. Этот объект был заложен в Федеральную целевую программу «Культура России» на период 2006-2010 годов. Конкурс на его проектирование был объявлен вскоре — в марте 2006 года. Георгий Боос лично принял деятельное участие в архитектурном соревновании, возглавив жюри конкурса. «Театр должен стать „изюминкой“ в градостроении, — заявил тогда губернатор. Его здание должно потрясать, о нем должны говорить в Европе, на его „смотрины“ должны приезжать специально». Придумывать «изюминку» взялись представители разных городов — столичные архитекторы Александр Асадов, Владимир Кубасов, Михаил Хазанов, Андрей Некрасов, московские бюро «Атриум» и «Среда», санкт-петербуржец Никита Явейн и Игорь Паньковский из Калининграда.
По итогам конкурса, спустя год с лишним, победу вроде бы одержал проект Андрея Некрасова. Архитектор предложил построить театр на фундаменте старых немецких зданий, окружить его комплексом из кафе, ресторанов, музеев и магазинов. «Выглядит это так, как будто внутри старого Таллина произошел стеклянный взрыв», — заметил тогда один из самых известных российских архитектурных критиков, обозреватель «Коммерсанта» Григорий Ревзин. Собственно, с его легкой руки и материализовалась поразившая многих сумма в 2 млрд долларов, якобы составляющая даже и не полную стоимость проекта. Стоит отметить, что в ФЦП «Культура России» на создание театра заложена базовая сумма всего в 300 млн. рублей.
Неожиданностью для всех стало одностороннее решение Георгия Бооса. Несмотря на то, что губернатор поставил свою подпись под итоговым протоколом заседания жюри, признавшего победителем Андрея Некрасова, спустя три недели на заседании совета по культуре господин Боос заявил, что реализован будет проект Александра Асадова. Его идея была немногим более стандартной. Если господин Некрасов с коллегами вдохновился «взрывом», то проект, приглянувшийся губернатору, напоминал нагромождение металло-стеклянных лыж. Спорить с главой региона желающих не нашлось, и город замер в ожидании продолжения музыкально-театральной эпопеи. (подробнее о конкурсе здесь)

Только один не останется

Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство «изюминки» был объявлен Конкурсным Агентством Калининградской области спустя почти полгода — 7 ноября 2007 года. Из документации, опубликованной на сайте регионального правительства, можно было почерпнуть некие технические детали будущего архитектурного шедевра. Во-первых, в техзадании сразу же подчеркивалось — проект Александра Асадова «относится к особо сложным и уникальным объектам». Главный зал театра должен иметь не менее 1500 мест, второй зал — не менее 600 мест. Сцена, прилегающие помещения и оборудование должны удовлетворять серьезным требованиям, предъявляемым к постановке «полномасштабных оперных и балетных спектаклей».
Были обозначены в анонсе конкурса и денежные моменты. На подготовку ПСД выделялось ровно 46 млн. рублей; 41 млн. выделял федеральный бюджет, 5 млн. — областной. Освоить их будущий подрядчик должен был в течение 9 месяцев с момента начала работ. Через этот срок участники конкурса обязались родить документацию, способную пройти госэкспертизу. Особо стоит отметить пункт 16 так называемой «Информационной карты конкурса». В нем приведены критерии, по которым конкурсная комиссия намеревалась оценивать поданные заявки. Оценка должна была складываться из двух составляющих — цены контракта и квалификации участников конкурса. Второй пункт, в свою очередь, количеством выполненных участниками работ, аналогичных предмету конкурса — как по государственному и муниципальному заказам, так и для частных структур. «В случае, если участник конкурса не представит вышеназванные документы, подтверждающие его квалификацию по каждому подкритерию, в расчёте весового коэффициента по подкритерию будет выставлено нулевое значение», — грозно предупреждал пункт 16. Впрочем, пугаться потенциальным проектировщикам «изюминки» особо не стоило. Потому как квалификация участников конкурса давала лишь 20% общей оценки. 80% обеспечивала цена, которую готовы были предложить за свою работу конкурсанты.
Отдельным пунктом («Рассмотрение заявок на участие в конкурсе» главы VII конкурсной документации) было прописано, что же случится, если ни один из заявителей не будет допущен к участию в конкурсе. Или же — внимание — если будет допущен лишь один. В этом случае, как гласит беспристрастный документ, конкурс должен был быть признан несостоявшимся.

Твердые позиции и уверенные темпы

Перенесемся на время из душных коридоров правительства и конкурсного агентства в столицу нашей Родины — город-герой Москва. Там, в доме 21/6 на Большом Харитоньевском переулке с 2001 года, согласно официальному сайту, «динамично развивалась» строительная компания «Мурадин». Об уставном капитале и учредителях фирмы ее интернет-представительство скромно умалчивает. Зато сообщает о возможностях «Мурадина» — способности выполнять «все виды строительных, монтажных, земляных и отделочных работ, работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования, работы по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций, проектирование зданий» и даже «сооружений I и II уровней ответственности». У компании имеется собственная строительно-производственная база в подмосковном Солнечногорске, паркетный завод, стеклянный цех и даже дочерняя структура, занимающаяся поставками клеевых систем на российский рынок. «За небольшой период своей деятельности компания завоевала твердые позиции на строительном рынке и уверенными темпами расширяет географию своей деятельности», — гордо сообщается посетителям сайта.
Приведены на странице и достижения «Мурадина». Это якобы пять гипермаркетов сети «Магнит» — все в Подмосковье(Ярославль, Солнечногорск, Новомосковск, Новочебоксарск и Павловский Посад«), торговый центр в Алексине, гостиничный комплекс в Наро-Фоминском районе, упомянутый уже выше собственный складской комплекс. Привлекает внимание семейно-оздоровительный комплекс с оптимистичным названием «Sigma-Holidays» в Великом Новгороде. Впрочем, более детальное знакомство с деятельностью фирмы несколько уменьшает восторг — в разделе «Готовые объекты» приведен лишь один гипермаркет «Магнит» в Солнечногорске. Площадь открывшегося 26 декабря дискаунтера — 11 с половиной тысяч кв. м., стоимость работ не раскрывается.
С семейно-оздоровительным комплексом вышло и того печальнее. Проект «Sigma-Holidays» был заявлен еще в 2005 году; центр, включающий аквапарк, должен был разместиться на территории 17 гектаров и обойтись застройщикам в 34 млн. долларов. Все выглядело очень красиво и радостно, аквапарк должен был стать крупнейшим на Северо-Западе. Однако в 2006 году местная администрация не смогла продавить в городской Думе идею перезонирования территории участка застройки, и работы были приостановлены. Представители ООО «Аквапарк», воевали с властями Новгорода почти год, судились, несли убытки и добрались даже до полпреда президента Ильи Клебанова и тогдашнего генпрокурора Юрия Чайки. Как обстоит на данный момент ситуация с «Sigma-Holidays» — доподлинно неизвестно. Последнее заявление на эту тему прозвучало в середине минувшего года из уст председателя экономического комитета Новгородской области Арнольда Шалмуева — он сообщил местным информагентствам, что первая очередь комплекса якобы будет завершена в 2008 году. Хочется на это надеяться.

И никого рядом с ним

Вернемся вновь в Калининградскую область. 7 декабря 2007 года в 10 часов утра комиссия по рассмотрению заявок в составе Е. М. Добуграй, Ж. И. Корецкой, А. З. Шишкова, и Н.А.Чебан вскрыла конверты с заявками. Точнее — конверт. На конкурс пришла только одна заявка. Единственным желающим освоить 46 миллионов рублей, выделяемых федеральным и областным бюджетами на проектирование Музыкального театра, оказалось… правильно. ООО «Мурадин». Отсутствие конкурентов, а также – приложенной к заявке копии лицензии на осуществление инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений не помешало членам конкурсной комиссии единогласно признать московскую компанию участником конкурса и предложить госзаказчику, Агентству главного распорядителя средств бюджета, заключить с ней контракт на сумму 46 млн. рублей. До открытия первого супермаркета, построенного ООО «Мурадин», оставалось еще 20 дней…

Однако за время пути…

Не так давно, 28 февраля руководители агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области Ольга Малыгина и агентства по градостроению Татьяна Кондакова вместе с заместителем министра здравоохранения Иреком Гимаевым гуляли по строительной площадке специализированного волейбольного спорткомплекса в микрорайоне «Сельма». Расходы на строительство арены с трибунами на 7,5 тысяч мест и футбольного поля с подогревом в размере 858 миллионов рублей также покрывает федеральный бюджет, в рамках федеральной программы развития спорта.
Конкурс на выполнение работ по проектированию и строительству этого спорткомплекса был объявлен в начале мая. К 7 июня потенциальные участники должны были предоставить свои заявки; система оценки в данном случае была куда более детальной, чем в случае с Музыкальным театром. В счет шла не только и не столько цена контракта, сколько срок выполнения работ, квалификация руководителя предприятия, его сотрудников, и общий объем освоенных средств. Однако час «Ч» — 10:40 утра 7 июня спустя некоторое время был заменен на 12:30 26 июня; затем дату окончания приема заявок поменяли еще раз, на 10:30 27 июня, а количество посадочных мест на трибунах снизили с 7500 до 7000. Но и это не помогло — не дожидаясь окончания срока, 21 июня (судя по дате создания документа), на сайте правительства было опубликовано объявление об отмене конкурса без указания каких-либо причин.
Одновременно с конкурсом на строительство спорткомплекса на «Сельме» был объявлен еще один конкурс — на разработку проектно-сметной документации и строительству Театра эстрады в Светлогорске, стоимостью 300 млн. рублей. Его возведение должно было начаться в 2007 году и счастливо завершится — в 2009. Но по странному стечению обстоятельств сроки подачи заявок на этот конкурс передвигались синхронно с предыдущим, «волейбольным». И точно так же, без указания причин, Конкурсное агентство Калининградской области 21 июня отказалось от проведения и этого конкурса.
Парадоксально, но 10 июня — до завершения первого конкурса на проектирование и строительство спорткомплекса — был объявлен практически аналогичный. С ним дело пошло куда лучше — ровно через месяц комиссия собралась вновь, чтобы ознакомиться с поданными заявками. Она — сюрприз — вновь оказалось ровно одна. Естественно, от ООО «Мурадин». Впрочем, подмосковные строители подготовились как-то не очень качественно — согласно приложению к протоколу вскрытия конверта, представители «Мурадина» забыли приложить такие необходимые документы, как: лицензию на осуществление инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений; лицензию на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров, а также — самое важное — лицензию на строительство зданий и сооружений. Зато в графе «лицензии субподрядчиков» красуются сразу четыре плюсика. Но субподрядчики не впечатлили конкурсную комиссию, «Мурадин» не был допущен до участия в конкурсе, а сам конкурс был признан не состоявшимся.
Судьба конкурса на реализацию проекта строительства Театра эстрады немногим более понятна. Он был объявлен в те же сроки — с 10 июня по 10 июля. Но срок подачи заявок было решено продлить — сначала до 16 июля, затем — до 6 августа, а потом еще раз, до 27 августа. За это время стоимость работ успела подрасти с 300 млн. рублей до 450 млн. 27 августа единственный, понятное дело, конверт был вскрыт, и внутри оказалась заявка от… опять сюрприз! вовсе не ООО «Мурадин». Попробовать взяться за возведение эстрадного театра решило давно знакомое калининградцам ООО МСП «РОССБАН». Но вот беда — и эта компания тоже не смогла собрать необходимые документы. Четыре члена комиссии из восьми (остальных не было на месте) под руководством главы Конкурсного агентства Гаянэ Кизарьянц единогласно отправили «Россбан» восвояси несолоно хлебавши…

Дыхание, заключенное в решетку

На этом трагичном моменте череда конкурсов, точнее — их следов на сайте областного правительства прерывается. Вновь два проекта возникают уже в начале 2008 года в сообщениях СМИ и — еще один сюрприз — на сайте ООО «Мурадин», каким-то таинственным образом ставшим (согласно этому сайту) и проектировщиком, и строителем, как здания Театра эстрады, так и спорткомплекса на «Сельме». Причем за истекший с момента последнего конкурса срок стоимость светлогорского театра увеличилась еще в 2 раза. По словам пресс-секретаря главы муниципального образования «Светлогорский городской округ» Ольги Ворониной, которые приводит «Интерфакс», строительство обойдется аж в 1 млрд. рублей. Естественно, федеральных. Относительно Музыкального театра, или, как его называют на новый лад, «Балтийского форума», представители «Мурадина» скромно заявляют: «мы приступили к его реализации». «Изумрудный витраж театрального здания и подтрибунных пространств, как гигантская волна, вздымающаяся из пруда, привносит в центр города дыхание Балтики, заключенное в готическую решетку», — пишут на своем сайте граждане из «Мурадина». Что до дыхания, так его уже захватывает. Так и хочется заключить что-нибудь в решетку. Или за решетку.

В поисках прозрачности

Все три проекта — музыкальный театр, театр сатиры и спорткомплекс объединяет усиленное участие в их реализации губернатора области Георгия Бооса и масштабное (временами кажется, что масштабы не ограничены) федеральное финансирование. А также подрядчик — успевшее пока что построить один супермаркет в Подмосковье, «забывшее» в июне месяце предъявить на конкурс лицензии на инженерную деятельность и строительство, таинственное ООО «Мурадин».
Редакция «ТР-VIP» и лично автор далеки от того, чтобы предъявлять кому-либо какие-либо обвинения. Более того, наша работа над этой туманной историей только начата, и мы будем крайне рады выслушать комментарии всех заинтересованных сторон; соответствующие запросы уже направлены. Это лишь первая итерация в попытке выяснить на конкретных примерах механизмы работы сформированного по инициативе губернатора Конкурсного агентства. Создавая эту структуру, Георгий Валентинович Боос говорил о прозрачности и антикоррупционности. И ведь некоторые ему поверили.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Еженедельная газета "Тридевятый регион"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.