Ученые разглядели древних насекомых в непрозрачном янтаре

Все новости по теме: Янтарь
Палеонтологи из Университета Ренна и Европейского центра синхротронного излучения обнаружили в янтаре, возраст которого оценивается в 80– 90 млн лет, останки 356 ископаемых насекомых. Янтарь был непрозрачным – это характерно для природной смолы Мелового периода. Изучение около 2 кг янтаря проводилось с применением специальных рентгеновских установок. Помимо древних насекомых, специалистам удалось обнаружить в янтаре остатки древесины уже вымерших деревьев. Участница исследовательской группы Мальвина Лек рассказала, что непрозрачный янтарь всегда был загадкой для палеонтологов, так как невозможно было рассмотреть, что там внутри, а ведь именно в застывшей смоле находится большая часть останков древних животных и растений.

"Увидеть" содержимое кусков непрозрачного янтаря невооруженным глазом невозможно. Если разрезать кусок янтаря - можно повредить находящихся внутри существ. Кроме того, по плоскостным срезам трудно воссоздать облик древних животных или насекомых. "Ранее мы пытались исследовать такие отложения при помощи рентгеновских лучей, однако без особого успеха. Теперь же был применен совершенно новый метод микрорадиографии, который и позволил пролить свет на ранее недоступный материал", - говорит Паул Таффоро, ученый из парижского Музея естествознания. Микрорадиография с фазовым контрастом позволила увидеть то, что было ранее недоступным. Чтобы трещины и царапины на поверхности янтарных обломков не искажали изображение, их перед экспериментом залили водой. По плотности янтарь и вода достаточно близки (достаточно для синхротронного излучения). Такая "смесь" сделала их единым целым в глазах анализирующей системы и, кроме того, улучшила изображение. Затем биологи с помощью компьютерных программ создали трехмерные изображения останков насекомых и провели их классификацию.

Исследования янтаря велись во французском департаменте Шарант, так как именно там находятся большие отложения янтаря, 80% которого появились в поздний и средний Меловой период. Но сегодня почти весь этот янтарь уже стал полностью непрозрачными. Специалисты изучили 640 кусочков окаменевшей смолы, в которых было обнаружено 365 фрагментов мух, муравьев, пауков и ос (их предков), среди которых оказались и целые скелеты. Более половины из обнаруженных существ стала абсолютной неожиданностью для современной науки – всего лишь 53% из них можно отнести к определенному роду.

Размеры всех насекомых не превышают одного сантиметра. Например, среди находок оказались клещ длиной всего 0,8 мм и четырехмиллиметровая оса – ученые предполагают, что более крупные насекомые могли выбираться из смолы.

Эти исследования уже сейчас доказывают то, что наряду с гигантами-динозаврами и рептилиями на нашей планете обитали и довольно компактные насекомые и животные. Сейчас палеонтологи занимаются 3D-реконструкцией обнаруженных видов, чтобы в дальнейшем можно было лучше понять направления эволюции видов на Земле.
Источник: Интерновости.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.