"Полуфабрикаты" на дорогах

Многие из нас, получив в своё время аттестат или диплом об образовании, вздохнули свободно: наконец-то позади лекции, экзамены и прочие прелести образовательного процесса. Но кое-кому в скором времени вновь пришлось оказаться за партой и приступить к зубрёжке – на этот раз ради того, чтобы примкнуть к многочисленной армии автомобилистов. Всего в Калининграде около двадцати автошкол, и все они пользуются активным спросом среди будущих водителей. Через что же приходится пройти ради того, чтобы обрести заветную «корочку» и право сесть за руль? Попробуем разобраться.

Выбираем автокурсы

Для начала – лирическое отступление. Приятель, на данный момент водитель с многолетним стажем, рассказал такую историю:

- Было это в восьмидесятые годы. Я пришёл на первое своё занятие по вождению. Инструктор посмотрел на меня исподлобья и пробурчал: «Раньше машину водил?» Я до этого пару раз сидел за рулём отцовского «жигулёнка». Так и ответил. «Тогда вези к киоску, мне бы пивка». Я кое-как вспомнил, где какие педали расположены и доставил моего «учителя» к месту. Тот, сделав пару глотков, изрядно подобрел, и занятия пошли, как по маслу – экзамен сдал с первого раза...

Но это, как говорится, «было давно и неправда», на сегодняшний же день требования к инструктажу заметно возросли.

Алексей Андросов, генеральный директор ООО «Учебный центр «Аника»:

- Я считаю, что в идеале на обучение должно выделяться 32 часа, где 30 уходит на сами занятия, а два – на экзамены. Выбирая водительские курсы, обязательно поинтересуйтесь, какие именно часы имеются в виду - мне известны лишь две школы, в которых занятия по вождению длятся по 60 минут, а не по 45. Остальные «хитрят», выделяя на поездки по городу лишь академический час, в результате человек за те же деньги получает меньше.

На всё обучение уходит от двух до двух с половиной месяцев. Правда, периодически появляются школы-однодневки, которые обещают посадить Вас за руль гораздо быстрее. Они, как правило, не имеют своего автопарка, а нанимают инструкторов со своими машинами. Какая разница? Во-первых, такому инструктору будет важно в первую очередь не качество Вашего обучения, а состояние подвески своего «железного помощника». Во-вторых, себестоимость занятия увеличивается, а потому и часов вождения получается меньше. Каким должен быть «правильный» учебный автомобиль? Как и раньше, с двойной педалью тормоза и двойными зеркалами, а в свидетельстве о регистрации должна стоять отметка «учебный».

Джип или «Жучок»?

Конечно, желательно, чтобы выбор в школьном автопарке был побольше. Ведь кого-то в гараже дожидается малолитражка, а кого-то мощный внедорожник, и разница между ними весьма ощутима. Например, у нас есть малогабаритные «Тойоты», «Мерседесы» и «Гольфы» - на них учиться объективно проще. Имеется любимый женщинами «Фольксваген Жук», а для тех, кому впоследствии придётся управлять джипом, есть и внедорожники. Естественно, все они с механическими коробками передач – на «автомате» разрешено лишь восстанавливать навыки вождения, но не учиться. Кстати, в городе есть такая практика – инструкторы берутся обучать водителей на их же автомобилях, не оснащённых необходимым оборудованием. А это категорически запрещено!

Водитель и психолог

Теперь немного о самих «учителях». Работа инструктора привлекает многих, но получает её далеко не каждый. Прежде всего, это должен быть не только хороший водитель, но и человек с преподавательскими способностями и огромной выдержкой, хороший психолог. Стандартные жалобы, которые приходится слышать от девушек: инструктор не стесняется в выражениях и на каждое неверное движение реагирует криком и нецензурной бранью. Таких нервных товарищей из автошкол, как правило, увольняют. Кстати, на хороших курсах должны обучать вождению не только по экзаменационным маршрутам, но и по всему городу. Иначе выпускник, получив, наконец, права, на следующий день осознаёт их бесполезность. Порой бывает, что часов обучения не хватает – тогда дополнительные должны предоставляться по тем же расценкам, что и основные. Стоимость часа в среднем колеблется от 250 до 300 руб.

Испытания: теория и практика

И вот курсы за плечами, и наступает самое волнительное время для выпускников – экзамены:

- Теорию и «площадку», как правило, с первого раза сдают 98% будущих водителей, – продолжает Алексей Владимирович. - Экзамен же под названием «город» сегодня сотрудники ГАИ принимают довольно жёстко. Есть негласная установка: сдать с первого раза должны не более 30% пришедших. На практике так и выходит. Повторный экзамен обойдётся в 100 руб. Ещё совсем недавно проходил он только на «гаишных» «Жигулях». Сейчас «правильные» школы курируют своих выпускников до конца – сдавать на привычной уже машине можно сколько угодно раз. Экзамен «площадку» по-прежнему принимают на аэродроме «Девау». А вот точка сбора для сдачи «города» с некоторых пор переместилась к «ДК рыбаков». И если на площади Василевского при знании правил выполнить поворот не так уж и сложно, то попробуй развернись в обратном направлении в час пик около кинотеатра «Заря», например! Тут не каждый водитель со стажем справится!

Чтобы попасть в автошколу, нужно лишь желание, деньги (в среднем стоимость курсов - 11 тыс.руб.) и паспорт. Медкомиссия проходится уже на месте. Кстати, медицинские ограничения сейчас особой строгостью не отличаются. У нас был лишь один случай, когда врачи не допустили человека до экзаменов - ему сразу же вернули деньги за обучение.

Уже много лет большинство учеников автошкол – женщины. Где берут права представители сильного пола, остаётся только гадать. А ещё к нам приезжают учиться жители ближнего зарубежья, оформив здесь временную регистрацию. У них на автокурсах приходится платить по 2000 евро. Разница, согласитесь, немаленькая!

Автомат вместо гаишника

Наивно полагать, что окончание автошколы и сдача экзаменов – единственный способ получить права. Конечно, есть и окольные пути. В рамках борьбы с такими «альтернативными» способами в Челябинске, к примеру, сейчас проходит эксперимент: экзамены на автодроме принимает специально разработанный автомат-компьютер. Если результаты эксперимента будут удовлетворительными, то такая практика станет применяться и в других городах России. И это правильно - бесстрастный автомат не разжалобить и не подкупить, а значит и число водителей-неумех на дороге уменьшится. А научить водить можно почти любого – за 15 лет моей работы встретилась только пара человек, которым это действительно не дано.

Кстати, ещё один животрепещущий вопрос. Предположим, права просто необходимы, а времени ходить на курсы, особенно на теоретические занятия - нет. Что делать?

- Сейчас экстернат отменён из-за противоречий в законодательстве, - продолжает Алексей Андросов. - Но если человек заплатил за теоретические занятия, их не посещал, но сдал «школьный» внутренний экзамен, мы его всё равно допускаем и до экзамена в ГАИ. Всё потому, что наши испытания в пять раз сложнее – из ста вопросов ошибиться можно лишь дважды, а на гаишных нормой считаются две ошибки из двадцати вопросов.

На «старушках» учиться проще?

Справедливости ради отметим, что ждать своей участи перед экзаменом по вождению стало немного легче. Нет, никто, как и прежде, не додумался оборудовать «место пытки» хотя бы навесом и лавочками, поставить пару биотуалетов и лоток с горячим чаем и пирожками. Выручает близость ДК. Ждать приходится много часов, отлучаться нежелательно: прослушаешь свою фамилию - будешь сдавать после всех. Собравшиеся – в основном это молодёжь - делятся впечатлениями от курсов:

- Третий раз сдаю – жалуется юная девушка, к слову, вовсе не производящая впечатление необучаемой. – Да и как тут научишься? Инструктору вообще было всё равно, стану я ездить или повешу эти права на стену и любоваться буду! Посудите сами: зеркала, сиденья трогать нельзя, всё отрегулировано за меня. Постоянно дёргал руль, «работал» педалями и обо всех манёврах сообщал заранее, так что я за всё время обучения ни одного самостоятельного решения не приняла. Как-то заглохла на перекрёстке – хотела завестись, а он говорит: убери руки, получишь права, сама и будешь заводиться! А как я их получу теперь?! Все эти действия инструктора объясняются просто – машина была шикарная, вот за неё-то он и переживал.

- Учиться лучше на старых убитых колымагах, – вступил в разговор молодой человек, – за них не так переживают! Нас, к примеру, гоняли много раз по одному и тому же маршруту – где экзамен сдавать, я по нему уже с закрытыми глазами езжу...

Правда, поговаривают здесь и о том, что, заплатив своему же родному инструктору, можно получить права без особых усилий – «экзаменовать» Вас будут только для виду. К тому же то, что между сотрудниками автошкол и ГАИ существует тесная взаимосвязь, – ни для кого не секрет. Есть и другой вариант получить права – заказать «корочку» специалисту по изготовлению липовых дипломов-аттестатов. Однако есть шанс, что Ваших данных не окажется в общей базе и ездить по таким правам получится недолго – до первого дотошного гаишника. Поэтому большинство собравшихся уповают лишь на свои невеликие пока умения, хорошее настроение экзаменатора и на удачу, которая, как известно, не оставляет новичков.

Кстати, с июля этого года планируется вводить новые программы для автокурсов продолжительностью 50-60 часов – соответственно, возрастут сроки и стоимость обучения. А пока автошколы выпускают в большей части «полуфабрикаты», которым приходится доучиваться на своих ошибках, разбитых машинах и потере здоровья. Вспомните хотя бы тот ужасный случай на Московском проспекте, когда водитель, недавно получивший права, сбил на пешеходном переходе женщину с двумя детьми.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.