Капитан покинул судно первым

Корабль космической связи «Космонавт Георгий Добровольский», некогда являвшийся гордостью «Росавиакосмоса», «терпит бедствие» в Калининградской области. Неплатежеспособность судовладельца, в свое время мощного финансового магната, ФГУП «НПО измерительной техники» и отсутствие государственного финансирования привели к тому, что судну грозит списание.

Последние три года корабль стоял на приколе в Санкт-Петербурге, но местная администрация в конце концов отказалась давать приют судну, владельцы которого не могли оплатить его содержание. Но тут экипажу «Добровольского» блеснул луч надежды. В соответствии с федеральной космической программой, к 2005 году решено обновить орбитальную группировку спутников гражданского назначения. Для вывода на низкие орбиты космических аппаратов нового поколения легкого класса ФГУП «Научно-производственное объединение измерительной техники» предложило использовать ракеты-носители типа «Старт» и «Старт-1», запуск которых планируется осуществлять с плавучего космодрома.

А телеметрическое слежение за процессом вывода на орбиту космических аппаратов должно было осуществлять судно «Космонавт Георгий Добровольский». Общая стоимость проекта морского старта оценивается в 20–25 млн. долл. и включает полное переоборудование кораблей (отремонтировать планировали и судно «Космонавт Виктор Пацаев»), выход двух судов в море и их работу. Эксперты оценили проект приэкваториальных запусков как сверхэкономичный.

Интерес к новому проекту проявила Европа, и в первую очередь французские ученые. Ведь у Франции сегодня нет судов космической связи. Речь даже шла о подписании соглашения с французским космическим агентством. Но его представители, приехав в Россию и рассмотрев все финансовые аспекты участия в проекте, решили, что для них это будет дорого.

Тем временем «Космонавт Георгий Добровольский» в августе 2003 года был отбуксирован для ремонта в Калининградскую область. Планировалось, что судно станет на капитальный ремонт на заводе «Янтарь», а в июне этого года отправится на экватор обеспечивать космическую связь. На «Янтаре» оценили ремонт в 1 млн. 600 тыс. долл. Однако у руководства НПО измерительной техники не оказалось средств не только на ремонт, но даже на оплату стоянки. Надеждам экипажа на проект и на новую жизнь судна, видимо, не суждено сбыться.

Как утверждает старший электромеханик «Добровольского» Альберт Сержант, сегодня денег не хватает на питание для экипажа, на топливо для обогрева судна и на обеспечение электроэнергией. Моряки «Добровольского» вынуждены по ночам находиться на вахте без света и тепла. Сложившаяся на «Добровольском» ситуация привела к трагедии. Корабельному механику Борису Рыкову во время вахты пришлось самовольно покинуть судно, чтобы сходить в магазин за хлебом (до такого уровня дошло обеспечение продуктами питания вахтенных). Сойдя с корабля в штормовую погоду в темное время суток, механик упал в воду с необорудованного причала и ударился о его стенку. Борис Рыков потерял много крови и умер в больнице через три часа после происшедшего. По мнению врачей «Скорой помощи», пострадавшего можно было спасти, имейся на борту элементарные бинт и жгут, но таковых на «Добровольском» не оказалось.

Сын погибшего Георгий Рыков собирается подать в суд на руководителей калининградского филиала НПО измерительной техники и администрацию порта Калининград за преступную халатность. Служебное расследование Балтийская транспортная прокуратура провела, на его взгляд, небрежно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в постановлении указано, что судно «Космонавт Георгий Добровольский» принадлежит Институту океанологии РАН. Хотя на деле никогда никакими отношениями не было с ним связано. Это корреспонденту «НГ» подтвердили и в отделе флота Атлантического отделения Института океанологии в Калининграде.

Балтийская транспортная прокуратура дело закрыла, квалифицировав смерть механика Рыкова как несчастный случай. Государственная областная инспекция труда вынесла в адрес морской администрации порта Калининград постановление, в котором указано на несоответствие правилам техники безопасности причала № 5, где сегодня ржавеет НИС «Космонавт Георгий Добровольский». Предложено установить на причале ограждения, защищающие от падения в воду людей. Поражает, что суперсекретное судно, напичканное электроникой, располагается на открытой водной площадке, не предназначенной для длительного отстоя. И с берега доступ к судну никем не охраняется.

Капитан «Добровольского» Сергей Суворов, известный подчиненным своим терпением, не выдержал и подал рапорт об отставке. Он убежден, что владельцы судна создали невыносимые условия труда для экипажа. Рапорт был удовлетворен без акта передачи судна. Как утверждает Сергей Суворов, он под роспись не был ознакомлен с приказом. А пароход сдал старпому, расписавшись в судовом журнале.

«Добровольский» сегодня остался без поддержки судовладельца, без капитана и без перспектив выйти в море. А надежда на «Росавиакосмос» и НПО измерительной техники, которым пора опомниться и сделать хотя бы слабые попытки сохранить некогда уникальное судно, становится все слабее.
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.