Экологи требуют закрыть Балтику для нефти

Активисты Всемирного фонда природы WWW, летящие на надувных моторных лодках наперерез нефтяным танкерам, скоро станут частью российского политического пейзажа. Экологи намерены рискнуть жизнью, если Россия не откажется от услуг танкерного флота Либерии и Панамы.

Морской экологический комитет Международной организации мореплавания (IMO) на своей 51-й сессии, которая пройдет в Лондонской штаб-квартире организации с 29 марта по 4 апреля, намерен обсудить вопрос об объявлении Балтийского моря особо уязвимым морским районом.

Как утверждают активисты WWW, само по себе объявление определенного участка моря или океана особо уязвимым морским районом не означает введения запретительных мер, но повысит экологические стандарты судоходства в этих районах.

Прежде всего экологи надеются избежать разливов нефти. Для этого Россия должна отказаться от услуг танкеров Либерии и Панамы.
«Эти государства регистрируют суда, которые не прошли бы проверку в других странах, в том числе в России. На таких танкерах перевозят нефть многие российские экспортеры. При этом забывают, что в случае аварии панамского или либерийского танкера и разлива нефти, например, где-нибудь под Петербургом, Калининградом или Мурманском ответственность нести будет некому», – утверждают экологи WWW.

По их мнению, России придется отказаться только от услуг судов, зарегистрированных в этих государствах, поскольку объявление Балтийского моря особо уязвимым морским районом интересов российских пароходств не затрагивает. «Технические и экологические стандарты российских морских перевозчиков весьма высоки и соответствуют международным стандартам», – уверяют экологи.

Экологи – это полбеды. Помимо активистов WWW за объявление Балтики особо уязвимым морским районом выступают Финляндия, Швеция, Германия, Польша, Эстония, Латвия и Литва.

Основной маршрут по экспорту нефти в северном направлении – Балтийская трубопроводная система (БТС). Ее мощность – 42 млн тонн нефти в год. В ближайшие годы пропускная способность БТС будет увеличена до 50 млн тонн, а затем в течение пяти лет ее пропускная способность составит до 62 млн тонн нефти в год. Согласно данным ГТК РФ, экспорт нефти из России в 2003 году (с учетом транзита) вырос на 12% и составил 209,8 млн тонн. В том числе в страны дальнего зарубежья и Балтии из России в 2003 году было поставлено 175,2 млн тонн нефти. Больше всего нефти было поставлено в Германию (22,6 млн тонн), Италию (20,4 млн тонн), Нидерланды (20,9 млн тонн) и Польшу (15,4 млн тонн). В страны СНГ из России было экспортировано 34,59 млн тонн, в том числе в Белоруссию и на Украину – 13,93 млн и 18,25 млн тонн

Но российская правительственная делегация будет выступать против такого решения, поскольку через Балтику уходит на экспорт примерно треть российской нефти. В том числе ее перевозят танкерами под флагами Либерии и Панамы.

Как полагают в «Росморфлоте» – ведомстве, курирующем российский морской флот, утверждение Балтии в качестве особо уязвимого района подразумевает прекращение морских танкерных перевозок в регионе. То есть поставки нефти в Европу будут существенно сокращены.

Как считает глава «Росморфлота» Вячеслав Рукша, объявление Балтикой особо уязвимым районом – это попытка торпедировать перевозки российского мазута.
Глава международного отдела Российского морского регистра Максим Литвинец полагает, что объявление Балтики особо уязвимым морским районом может привести к запрету некоторым танкерам заходить в Балтийское море. Его удивляет агрессивный настрой активистов WWW.

У Панамы самый большой танкерный флот в мире, и при этом государство не имеет собственных танкеров, но предоставляет компаниям налоговые преимущества в конкурентной борьбе. «Если компания зарегистрировала свои танкеры в Либерии, Панаме, Мальте, это не означает, что при их регистрации были занижены общепринятые требования», – считает Максим Литвинец.

Тагир Измайлов, глава крупнейшего отечественного танкерного флота ОАО «Новошип», не против перевода судов «Новошипа» под российский флаг. Но, по его мнению, для этого надо создать международный российский регистр, который имел бы такой авторитет, как регистр Панамы, Либерии или Мальты. «Важно только, чтобы этот реестр предоставлял такие же возможности, как и уже созданные в других странах. Иначе судовладельцы, чей флот зарегистрирован в таком реестре, заведомо проиграют в жесткой конкурентной борьбе на международном рынке, где работает и наш флот. Желательно создавать более благоприятные возможности, чем у конкурентов», – заявил Измайлов.


40 судов «Новошипа» – танкеры и нефтепродуктовозы – зарегистрированы в Либерии, 19 – в России, 13 – на Мальте. Из них 2 крупных танкера на Мальте, 15 – в Либерии, 8 – в России.

Но отсутствие реестра – не единственная причина, по которой российские судовые компании регистрируют свои танкеры в других государствах. Морской экологический комитет IMO на 50-й чрезвычайной сессии в декабре 2003 года, после катастрофы однокорпусного 26-летнего танкера Prestige (случившейся в ноябре 2002 года у берегов Испании) ввел запрет на транспортировку тяжелой нефти однокорпусными танкерами. Запрет вступит в силу с 2005 года.

Одновременно были введены поправки в международную морскую конвенцию по срокам поэтапного вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров в зависимости от их возраста.

С 2010 года однокорпусных танкеров не должно остаться в эксплуатации. Поэтому, чтобы избежать скандала в случае катастрофы танкера, многие судовладельцы, в том числе и российские, специально регистрируют свои однокорпусные танкеры под чужими флагами или фрахтуют их через подставные офшорные фирмы.


Катастрофа плававшего под багамским флагом однокорпусного 26-летнего танкера Prestige 1 ноября 2002 года нанесла ущерб в $5 млрд. Последний случай разлива нефтепродуктов в России – 2 сентября 2003 года. На стоянке танкера-накопителя в Онежском заливе Белого моря вытек мазут на сотни километров побережья, ущерб оценивается в сотни миллионов долларов.


По мнению специалистов Российского морского регистра, которые участвуют в заседаниях IMO, вводить новые экологические требования в акватории Балтики если и стоит, то только дифференцированно, поскольку танкеры различаются и по возрасту, и по технической и навигационной оснащенности. По неофициальной оценке, в российском танкерном флоте около половины – однокорпусные.

По оценке международной танкерной организации InterTanko, вывод из эксплуатации однокорпусных танкеров к 2010 году может оставить Европу без своего танкерного флота. Кроме того, объявление Балтики особо уязвимым морским районом может привести к снижению поставок нефти и нефтепродуктов в страны ЕС.

В России надеются, что Европейский союз не будет настаивать на быстром превращении Балтики в особо уязвимый морской район с запретом на прохождение через Балтику однокорпусных танкеров.
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.