Бизнесмены относятся к дню дурака с подозрением

1 апреля без шуток
День дурака -- старинный русский праздник. Люди, они же потребители, смеются, шутят, прикалываются и вообще находятся в добродушно-расслабленном состоянии духа.

Вроде бы более благоприятной атмосферы для осуществления акта купли-продажи не сыскать. И День святого Валентина с Хэллоуином по сравнению с днем дурака -- всего лишь бледные искусственно взращенные на российской почве ростки иностранного маркетингового искусства по сравнению с мощным оптимистическим зарядом слогана "1 апреля -- никому не верю".
Однако практика показывает, что бизнес почему-то до сих пор относится к 1 апреля более чем настороженно. По сеньке -- и шапка. Бизнес-показатели этого дня почти ничем особым не отличаются, к примеру, от 2 апреля или 31 марта.
Уклонисты
Рассказывая о своем отношении к 1 апреля с позиции маркетинга, петербургские менеджеры были почти единодушны. В смысле, что розыгрыш покупателя чреват последствиями, мало поддающимися прогнозу.
"Дарья" никогда не использовала 1 апреля для маркетинговых акций и не предполагает этого делать. Этот праздник в основном предполагает шуточное введение кого-либо в заблуждение, а в случае с потребителем такие шутки опасны. Тема достаточно тонкая и можно неудачно пошутить. Хотя мы любим креатив с юмором --"Твои любимые пельмешки" (реклама компании, на которой была изображена обнаженная попа, слегка припорошенная мукой) и пр. А сам я пару лет назад подвергся удачному розыгрышу. На мобильный телефон мне пришло SMS-cообщение. Там по-английски было написано что-то вроде этого: "Вам необходимо переинсталлировать систему телефона, иначе он подлежит отключению. Вам необходимо связаться с дилером по продажам" и пр. Я поверил на 100%. Спасло только то, что незадолго до этого купил Sony, а в сообщении говорилось о Samsung", -- со смехом поведал директор по маркетингу компании "Дарья" Илья Гамов.
"Мы хотим создать людям праздничное настроение -- у нас будет играть оркестрик, работаем с персоналом -- хочется, чтобы в этот день продавцы были особенно приветливы и улыбчивы. Но если в быту мы можем позволить розыгрыши, то с покупателями -- нет. И на нашем товарообороте 1 апреля никак не сказывается -- обычный день", -- сказал генеральный директор ЗАО "ТПФ "Пассаж" Валерий Зеленский
"В наших бистро выручка постоянно высокая, нет особых пиков, которые случаются в ресторанном деле. Поэтому подобные однодневные мероприятия не несут для нас особой нагрузки. В отличие, к примеру, от масленичной недели, когда наша выручка возрастала на 25%", -- объяснил директор по маркетингу ООО "Соло" (сеть "Чайная ложка") Игорь Колынин.

Энтузиасты
Компаний, рискующих использовать день дурака для продвижения своих услуг, не так много. В частности, уже несколько лет к 1 апреля усиленно готовится сеть магазинов "Евросеть".
"На позапрошлогоднее 1 апреля мы в главном нашем салоне задрапировали витрины красной тканью, повесили красные фонарики, поставили манекенщиц в нижнем белье и таблички "Любая модель от 70 евро". А я давал комментарии как директор первого разрешенного публичного дома. Год назад на 1 апреля мы раздали 20 телефонов полностью раздевшимся посетителям и посетительницам. Скажу честно, сразу после акции наши продажи не увеличились, но в Internet посещаемость нашего сайта перекрыла показатели информационных сводок с иракской войны, которая тогда только началась. Об этом писали и пишут до сих пор, -- доволен Дмитрий Патрацкий, руководитель рекламной службы компании "Евросеть". -- Почему другие не используют 1 апреля? Хэллоуин и День святого Валентина раскрутились в то время, когда у нас была мода на Америку. А 1 апреля, возможно, воспринимается как атавизм Советского Союза, культура же прошла через отторжение всего советского".
"В этом году в Петербурге и семи городах Северо-Запада мы будем выбирать из желающих три пары участников. Это не обязательно юноша и девушка, может быть девочка-девочка, мальчик-мальчик. Один становится художником, другой -- моделью. Модель раздевается, а художник в течение часа будет рисовать телефон", -- описал сценарий Игорь Леус, руководитель рекламной службы петербургского филиала этой компании.

Сочувствующие
Возможно, лучше всего первоапрельскую ситуацию в России объясняет история, которую корреспонденту "ДП" в свое время рассказал первый заместитель председателя правления ОАО "Банк "Санкт-Петербург" Виталий Рябов: "В то время я работал в калининградском банке. 1 апреля 1994 г. я решил встретить достойно. Сам придумал шутку, как мне казалось, неплохую. Опубликовал объявление: мой обменный пункт, расположенный прямо в банке, будет продавать жителям Калининграда при предъявлении паспорта $1 по цене 62 копейки -- тех, старых. Даешь 62 копейки без сдачи -- $1 в руки. Первый праздник дурака, встреченный таким способом, принес мне только положительные эмоции. Ко мне пришли 200 человек -- во основном дети с мамами или бабушками, которые потрясли свои копилки. Взрослые с улыбками предъявляли паспорт, дети давали деньги без сдачи, кассиры хихикали, мы где-то транспаранты развесили радостные. Люди купили примерно $250 или $300 по $1, Об этом отписали все газеты в Калинграде, на этом моменте оттопталось телевидение. Я получил за $300 очень неплохой PR".
Эта история имела продолжение ровно через 365 дней.
"Глупость моя заключалась в том, что на следующий год я решил сделать то же самое -- не подозревая неадекватность своего поведения, -- самокритичен Виталий Рябов. -- И когда я подъехал к работе около 9 утра, то увидел страшное зрелище: очередь в 5 тыс. человек тянулась от моего офиса к центральному рынку Калининграда... Я смог проникнуть в банк через черный вход. Милиция с автоматами уже не знала, что делать, народ напирал: "Давай доллар!" Люди из толпы заранее создали комитет обманутых покупателей, мне выкатили ультиматум: "Вы почему в одном окошке продаете? Выведите весь персонал -- у вас большой банк, посадите их за столы -- вот можно здесь, в фойе, а можно прямо на улице -- и пусть они продают!" И все с мелочью пришли! И далеко не дети с бабушками -- начиная от бомжей и кончая ребятами с вот такими шайбами, под баклажан стриженные. Я понял: все -- кранты... У меня сломали металлическую решетку ограждения, оторвали водосточную трубу, у меня чуть не свернули двери, банк не работал, потому что клиенты не могли туда попасть. Мы продали $500, меня показали по РТР и на НТВ и еще по какому-то центральному каналу... Обо мне написали все газеты. За $500 это был великолепный экономический эффект. Всего $500 я затратил, потому что сказал кассиру: не торопись, смотри паспорт внимательно -- в общем, работай по правилам. Но тем не менее материальный ущерб был -- примерно еще на $1000... После это я сказал: день дурака будет праздноваться только в домашнем кругу, но не на работе. Страна неадекватная..."
Источник: Деловой Петербург

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.