Комментарий. ОСАГО может "позеленеть"?

В настоящее время российский водитель может пересечь на своём автомобиле государственную границу с одним из европейских государств, выполнив одно из условий. Необходимо приобрести полис страхования ответственности "Зелёная карта". Но проблема в том, что отечественные страховые компании не могут продавать этот продукт и поэтому они торгуют полисами зарубежных страховых организаций. Так же на территории европейских государств не действует полис ОСАГО купленный у российской страховой компании, так как Россия не входит в систему "Зеленая карта".

Международная система страхования автогражданской ответственности "Зеленая карта" существует с 1949 года. Ее задачей является урегулирование (в соответствии с национальным законодательством) претензий пострадавших в ДТП, участниками которых стали иностранные автомобилисты. Все национальные бюро "Зеленой карты" входят в единую организацию, участниками которой сейчас являются 40 европейских стран, а также Израиль, Марокко, Тунис и Иран.

Сегодня, когда россияне получили возможность беспрепятственно выезжать за рубеж, встает вопрос: каким образом с наименьшими затратами и максимальным комфортом подчиниться общеевропейским нормам страхования? Россия пока не вошла в систему "Зелёная карта", а путешествовать по дорогам Европы на автомобиле без этого документы нельзя. Как же отечественные автомобилисты, не желающие расстаться с "баранкой" и за границей, могут решить свои проблемы?

Самое простое - это приобрести международный страховой полис "Зелёная карта" у наших страховщиков. Многие крупные компании предоставляют сегодня россиянам такого рода брокерские услуги. Конечная цена, по понятным причинам, будет несколько выше, чем за рубежом, так как в нее включаются посреднические расходы страховой компании. Большинство автомобилистов так и поступает. Ехать за рубеж, чтобы приобрести более дешевый полис, потом вернуться и поехать уже на своем автомобиле туда же, конечно, никому не приходит в голову. Что касается западных страховщиков, то, в соответствии с российским законодательством, не могут пока предоставлять услуги по продаже полисов на территории нашей страны.

"Стоимость "зеленой карты" зависит от региона, в который направляется автомобилист, от времени его пребывания в этом месте, а так же от типа транспортного средства", - рассказывает начальник управления автострахования ОАО "КапиталЪ Страхование" Алексей Кубарев. К примеру, можно за пару недель объехать Украину на мотоцикле, заплатив за полис всего 20 евро, или отдать $700 за удовольствие колесить год по Европе за рулем автобуса.

Западным туристам, желающим на своем авто прокатиться по ухабам и рытвинам "второй русской беды", приходится покупать нашу "грин ка-а-ад" - полис ОСАГО. Так как закон об Обязательном страховании автогражданской ответственности в пункте 2 статьи 10 гласит, что "владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории нашей страны, должны заключить договор обязательного страхования на весь срок их пребывания в РФ, но не менее чем на 15 дней".

"Ситуация со вступлением России в систему "Зелена карта", которая вот-вот уже должна была быть разрешена, опять зашла в тупик. Заявку на вступление мы подали еще в ноябре 2002 года и рассчитывали, что сможем стать членом "Зеленой карты" уже в 2004-2005 гг.", - рассказывает генеральный директор "СО Зенит" Александр Кабанов. Однако затем было решено отложить вступление еще на год, а сейчас это знаменательное событие вообще отодвинуто до 2008 года.

В числе условий, которые российская сторона должна выполнить для вступления в эту систему, помимо введения на всей территории обязательного страхования автогражданской ответственности (введено два года назад) и создания в стране Национального страхового бюро, в компетенцию которого должно входить решение внутренних и международных вопросов возникающих в этом секторе страхования (такую функцию взял на себя Российский союз автостраховщиков - РСА), есть еще и третье. Вот на нем-то мы и споткнулись.

Одним из важнейших условий является создание депозита или предоставление государственных гарантий. Россия должна сформировать и разместить в ведущем европейском банке депозит в размере 11 млн евро. От идеи формирования депозита из собственных средств РСА решил отказаться. Желание участвовать в системе изъявили лишь 12 российских страховщиков, при этом самостоятельно они способны сформировать только около половины требуемого депозита. В связи с этим РСА обратился в Минфин с просьбой проанализировать возможность предоставления госгарантий для формирования оставшейся части депозита. Минфин в свою очередь пока не выразил определенной позиции по этому поводу.

Размер депозита складывается из 8 млн. евро за первые 20 млн транспортных средств национального парка, плюс 0,2 евро за каждое транспортное средство сверх 20 млн. Сюда надо прибавить ещё и перестрахование. Ответственность страховщика должна быть перестрахована в одной из западных перестраховочных компаний. Таким образом, к 11 млн евро прибавляем ещё 3-4 млн евро за перестрахование моторных рисков, получаем весьма значительную сумму.

Далеко не все страховые компании РСА готовы участвовать в формировании депозита, поскольку не видят в этом реальной выгоды для себя. Поэтому недавно РСА вынужден был обратиться к руководству международного бюро "Зеленой карты" с предложением снизить размер депозита до 7-8 млн евро. Основным доводом российских страховщиков стал тот аргумент, что часть автомобилей страны эксплуатируется в регионах, расположенных за Уралом, и их владельцы исключительно редко выезжают за границу за рулем собственной машины.

Есть, конечно, еще один путь: не создавать никаких депозитов, а предоставить государственные гарантии полного возмещения ущерба, но вероятность того, что государство согласится на подобный вариант, явно невелика.

Одной из задач совместного проекта РСА и ГИБДД по созданию федеральной Системы информационного взаимодействия (сейчас отрабатывается ее пилотный проект) должна была также стать отработка механизма вхождения России в международную систему "Зелёная карта" в Калининграде. Именно этот российский регион имеет наиболее тесный контакт со странами ЕС, и поэтому самую большую заинтересованность во вступлении России в систему "Зеленая карта" испытывают водители именно этого региона.

Но при всей перспективности и значимости этого проекта, мало кто задумывается, что это повлечет за собой очередное увеличение финансовых затрат, которые лягут на рядового автолюбителя. Со вступлением России в эту систему полис ОСАГО, скорее всего, подорожает. И хотя его цена возрастет незначительно, предположительно на 3-4%, это явно не добавит популярности ОСАГО. Вероятность того, что водитель из Екатеринбурга поедет путешествовать по Европе на своей машине - минимальна, что уж говорить об автовладельцах Владивостока, Находки или Анадыря?! "Получается, что значительной части автовладельцев будет предложено заплатить за то, что им никогда не понадобится!", - справедливо замечает генеральный директор СК "МРСС" Семен Акерман.

Пока что схема приобретения международных страховых полисов в рамках системы "Зеленая карта" еще не выработана. Возможно, они будут выдаваться вместе с полисом ОСАГО или по требованию автовладельца, если он собирается пересекать на автомашине государственную границу России.

Таким образом, российским автолюбителям остается ждать и гадать, что же, в конце концов, предложит им правительство.
Источник: Личные деньги

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.