Жителей некоторых населенных пунктов области сажают на голодный автобусный паёк

Почти три месяца прошло со дня подведения итогов последнего конкурса по распределению так называемых областных автобусных направлений. Вроде бы за это изрядное время все скандальные круги на конкурсной воде (таковых, надо сказать, оказалось немало) должны были бы благополучно разойтись, а посулы региональных управленцев, обещавших населению максимум транспортного комфорта за относительно божеские деньги, начать воплощаться в жизнь. Увы…

«Прошу вникнуть в проблему, в значительной мере ущемляющую права жителей Пионерского, и оказать помощь в ее разрешении», – такой настоятельный призыв о помощи фигурирует в заявлении которое в конце прошлой недели поступило в аппарат уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ирины Вершининой. В чем суть проблемы? О том, что население курортного города, значительная часть которого работает в областном центре, с недавних пор вынуждено либо рано вечером покидать Калининград на транспорте общего пользования, либо пользоваться услугами такси. «В сентябре «ООО «Светлогорскавто» изменило время отправления последнего автобуса, идущего из Калининграда в Светлогорск, и, самое главное, маршрут его движения. Теперь этот автобус не заходит в наш город», – подчеркивает в заявлении его автор – житель Пионерского Михаил Банбан.

С Михаилом Иосифовичем мы вчера связались по телефону. И вот что он дополнительно сообщил: «На прошлой неделе я после сменной работы возвращался из Калининграда домой. На автовокзале сажусь в забитый под завязку автобус, который последние пять лет отправляется в 21 час 40 минут. И тут объявляют, что он следует без захода в Пионерский. Конечно же, пассажиры, многим из которых нужно было именно туда, сильно возмутились. Тогда кондуктор, посовещавшись с водителем, сказала, что они, так и быть, в последний раз войдут в наше положение...»

Далее, по словам Банбана, кондуктор озвучила номер телефона контрольной структуры, в которой «все это безобразие придумали и где следует искать концы», – департамента транспортного комплекса регионального правительства. «На следующий день я туда позвонил. Чиновник на том конце провода, представившийся исполняющим обязанности руководителя департамента, объяснил положение дел так – мол, инициатором изменения схемы движения на маршруте из экономических соображений выступил перевозчик – ООО «Светлогорскавто», – рассказывает Банбан.

«Мы бы с превеликим удовольствием продолжили работать так, как раньше, ведь вечерний рейс, о котором идет речь, очень нужен жителям Пионерского. Но пойти на такой шаг не можем, поскольку любая отсебятина на маршруте чревата серьезными неприятностями для фирмы», – во вчерашнем телефонном разговоре с корреспондентом «Калининградской правды» с грустью констатировал генеральный директор ООО «Светлогорскавто» Роман Гирзекорн. При этом он заметил, что существенным следствием конкурсного отбора стало то, что ситуация в сфере регулярных автобусных перевозок в области изменилась не в пользу пассажиров. Что на иных линиях аннулированы последние рейсы и вместо относительно новых автобусов (тех, что обеспечили их владельцам победу в конкурсе) нелегально ходит «всякая рухлядь».

«Плохо продуманное и неважно организованное конкурсное мероприятие обернулось вредом как для пассажиров, так и для транспортной отрасли, – подливает масла в огонь самый яростный оппонент нынешних распределительных правил – президент Калининградского регионального автотранспортного союза (КРАС) Михаил Цуканов. – Сейчас на некоторых маршрутах мы имеем некачественное расписание и неадекватное потребностям населения количество машин. Но самая большая беда в том, что тридцать две линии (почти третья часть всех маршрутов) вообще остаются невостребованными. И нет ни малейших шансов на то, что кто-либо из перевозчиков возьмется за свой счет их обслуживать».

Но, может быть, транспортники просто-напросто сгущают краски? На сей счет автор этих строк попытался было пообщаться с человеком, которого люди сведущие называют идейным вдохновителем минувшего конкурса, – заместителем областного министра развития инфраструктуры Игорем Кухтой. Но, по некоторым данным, Игорь Петрович уже не при делах – подал в отставку и убыл на постоянное место жительства в Первопрестольную. В пресс-службе регионального правительства эту весьма любопытную информацию в течение вчерашнего дня не подтвердили, но и не опровергли. Ясность внес лишь руководитель аппарата правительства Александр Торба. Он сообщил, что губернатор 19 сентября подписал заявление об отставке Кухты.

Принцип «один лот – один маршрут», заменивший былой «пакетный» способ распределения убыточных и выгодных линий, стал краеугольным конкурсным ноу-хау господина Кухты. «Нет и не может быть нерентабельных маршрутов», – эта крылатая фраза должностного лица, попутно обещавшего, что «все автобусы как ходили, так и будут ходить», неоднократно ретранслировалась в СМИ.

Злые языки же, в свою очередь, утверждали обратное – дескать, вся эта потенциально опасная уравниловка нужна лишь для того, чтобы порадеть некой транспортной компании – дать ей возможность собрать «хлебные» направления и при этом гарантированно оградить ее от маршрутного «неликвида».

Сухой конкурсный остаток из 32 «непристроенных» направлений уполномоченная по правам человека в Калининградской области Ирина Вершинина вчера охарактеризовала как «управленческий дефект». Но как его устранить? По мнению Вершининой, у регионального правительства, отвечающего за реализацию права граждан на свободу передвижения, имеются лишь два способа решить вопрос. Один – создать транспортное госпредприятие по обслуживанию нерентабельных, но социально значимых областных линий. Другой – начать дотировать из бюджета коммерческих перевозчиков. Однако понятно, что в и том, и в другом случае цена вопроса обещает быть отнюдь не копеечной.

P.S. В правительственном департаменте транспортного комплекса автора этих строк проинформировали о том, что проблему жителей Пионерского якобы призван ежедневно решать финальный рейс маршрута № 119, обслуживаемого ООО «Зеленоградск-транс». Стартовать из Калининграда он будет в 20 часов 40 минут после того, как руководство департамента согласует расписание движения. Однако когда именно это произойдет, сотрудник данной структуры почему-то сообщить затруднился.

Андрей ГОРБУНОВ
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.