В самой западной школе страны осталось всего два десятка учеников

Поселок Коса. Фактически, если не считать пограничной заставы, что стоит кордоном с Польшей, это единственный населенный пункт на Балтийской (Вислинской) косе. Отрезан от «большой» России не только как вся Калининградская область - границами других государств, но еще и проливом. Не сразу доберешься.

- А где здесь школа?- спрашиваем мужичков, скучающих на причале.

- Э, да ее давно закрыли. Нет больше школы.

- Как нет? - вмешивается проходящая женщина и берется нас проводить. – Действует она, ребятишки учатся. Я сама эту школу когда-то окончила.

Пройдя сотню метров, показывает рукой – вот! – и спешит по своим делам.

А мы знакомимся с «хозяйкой» - бывшей школьной директрисой Аллой Иосифовной Сафоновой.

- Школа наша была открыта сразу после войны, в 1946 году. В 53-м построили вот это здание, в котором сейчас находимся. Для нашего небольшого поселка – вполне прилично, - Алла Иосифовна радушно показывает свое хозяйство, попутно знакомя с историей самой западной школы страны. – В разные годы была школа и начальной, и даже восьмилетней. В последнее время под сотню ребят училось. А нынче нас присоединили к Балтийской школе номер 6. Здесь как бы филиал, два класса, первый и второй, занимаются. В каждом по десять учеников.

Само здание принадлежит теперь муниципальному учреждению - Детскому дому творчества. Алла Иосифовна – его заведующая. А шестая школа для занятий по существу только арендует помещения. Но это все, так сказать, с административно-юридической стороны. А в жизни как было это место центром всей культурной жизни поселка Коса, так и осталось. Ни клуба, ни тем более Дома культуры тут отродясь не бывало, потому здесь хоть праздник отметить, хоть собрание провести…

Нынче в бывшей школе просторно. Уютно, чисто. Ремонт какой-никакой к учебному году сделали – подкрасили, подлатали что могли. В котельную уголь завезли – месячную норму, как положено. Есть компьютер с выходом в Интернет, а Алла Иосифовна мечтает о целом компьютерном классе. Но пока еще «государственная» очередь дойдет – может, кто из спонсоров откликнется? А то все Калининград да Калининград…

А в классах теперь комнаты для занятий кружков. Тут тебе и подростковый клуб «Факел», и театральная студия… Ребята со своими педагогами везде участвуют, на областных конкурсах и соревнованиях заметны – грамоты и призы получают.

Но главное все же – школьные занятия. Учитель Людмила Николаевна Воробьева к каждому из своих питомцев подход имеет – благо их в классе не по три десятка, как в городах. Первоклашки и второклашки – аккуратненькие, ручки на столе – внимательно слушают, старательно выводят что-то в тетрадях. В классе тишина – комара залетевшего услышать можно. А чуть звонок – шум и гвалт. И всего-то от десятка ребятишек. Учительница успокаивает, а потом машет рукой – пусть порезвятся.

Настя Севастенок сообщает, что учится во втором классе, и подчеркивает – во 2-м «А». А где же тогда «Б»? «Не знаю», - машет рукой непоседа, стремясь ни минуты не упустить из драгоценного межурочного времени.

А большая часть косовской ребятни учится теперь в Балтийске, каждый день преодолевая пролив на пароме. Малышню туда гонять – совсем бессердечно, потому и оставили в поселке хоть эти самые первые классы. Как будет в следующем учебном году? Это только Богу и областному министерству образования известно.

Александр ГМЫРИН
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.