На рынке "солнечного камня" никак не могут навести порядок

Все новости по теме: Янтарь

Где-то с начала девяностых, когда рухнула плановая экономика и безраздельно воцарился свободный рынок, янтарная отрасль в Калининграде пошла под откос, да еще явно с криминальным уклоном. Многочисленные реорганизации единственного в своем роде комбината так и не привели к желаемым результатам, «балтийская смола» по-прежнему уходит неведомыми путями в соседние (и не только) государства, не принося региону никаких дивидендов.

В области насчитывается более двух сотен обработчиков янтаря, фирм и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются «солнечным камнем». А комбинат, где добывается сырье, – один, и не только в регионе, но и во всем мире. Один-единственный! 90 процентов, как говорено многократно, всех мировых запасов сосредоточено у нас, на Балтийском побережье. Казалось бы, вот она – уникальнейшая возможность стать центром янтарной промышленности. Однако так почему-то не происходит. Мы, как и в случае с нефтью и газом, оказываемся в положении страны – сырьевого поставщика, у которого до обработки лежащего, по сути, под ногами то ли руки не доходят, то ли еще что…

Развитию янтарной промышленности, по мнению зампредседателя ассоциации «Янтарный союз» Василия Симонова, мешают две вещи, вернее даже – две конкретные организации. Во-первых, это таможня, которая беспрестанно ставит палки в колеса. Симонов откровенно признал, что с введением новых таможенных правил «все калининградские янтарщики уже года полтора как должны были вымереть. Как выжили? А каждый нашел свою тропиночку, по которой и пролазит сквозь пограничные кордоны».

Член ассоциации Владимир Королев дотошно исследовал запутанное таможенное законодательство применительно к нашей области. Нашел явные противоречия даже в актах одного ведомства, подготовил претензии, наверное, обоснованные, к Торгово-промышленной палате Калининграда, и даже к почтовому ведомству. Эти службы, уверен Королев, нарушают Конституцию РФ, в пункте 8-м которой сказано о «едином экономическом пространстве» и «свободном перемещении товаров». Более того, нарушаются права человека.

- Почему у нас организован тотальный таможенный досмотр почтовых отправлений и багажа? – вопрошает Владимир Королев. – Когда вы летите из Перми в Москву, таможенники вашу кладь не проверяют, а когда из Калининграда туда же, в столицу -, «просветят» насквозь. Понятен милицейский досмотр – заботятся о нашей же безопасности, но к чему пограничный контроль на внутренних рейсах?

Особый вопрос – перемещение через границу так называемых драгметаллов. На территории края скопилось 300 тонн этого недешевого лома, который может быть переработан только за пределами нашей области – нет у нас пока такого производства. Однако вывезти «добро» не представляется возможным – таможенники, ссылаясь на инструкции, препятствуют.

Олег Дановский, начальник департамента развития промышленности и предпринимательства областного правительства, считает, что ликвидация специализированного таможенного поста в поселке А. Космодемьянского нашим производителям, в том числе и янтарной отрасли, на пользу не пошла. Многократно увеличились трудности с таможенным оформлением, стало на деле только больше неразберихи.

Второй вопрос и адресат – Янтарный комбинат. Являясь монополистом, предприятие реализует добытое сырье по собственным правилам, которые очень не нравятся обработчикам. Помнится, бывший региональный министр промышленности Николай Власенко активно пробивал идею создания янтарной биржи. От планов создания биржи не отказались и по сей день, хотя былого энтузиазма явно не хватает. Заместитель регионального министра экономики Владимир Ашихин считает, что внедрение рыночных отношений тормозится отсутствием трехстороннего договора между комбинатом, обработчиками и правительством.

- Должны быть прозрачные, понятные всем правила, - говорит Владимир Ашихин. – А то ведь что получается? По сводкам комбинат добыл в прошлом году около 300 тонн янтаря, а продали одной только фирме… 400 тонн.

Обработчики, которые представлены в основном предприятиями малого бизнеса и «индивидуалами», с завистью смотрят на «приближенных» к комбинату – крупные фирмы, которые закупают янтарь солидными партиями и затем перепродают его тем же членам ассоциации или, как они уверяют, за границу. Один из калининградских «янтарщиков» Анатолий Бабир, недавно побывавший в Гонконге на выставке ювелирных украшений, с удивлением увидел там изделия китайских мастеров из янтаря явно балтийского происхождения. И предлагаемые ими цены, как ни странно, были ниже «нашеинских». Значит, сырье они купили дешевле, чем продают калининградцам?

Бренд «янтарный край» неотделим от нашей области. Но насколько он оправдан? Пока, скорее, нам подходит ярлык «янтарного произвола», который сопутствует отрасли на протяжении уже не одного десятилетия.

Александр ГМЫРИН

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.