ВМФ России собирается защищать корабли других стран от пиратов "на коммерческой основе"

В российском военном ведомстве прорабатывается вопрос об организации сопровождения кораблями Военно-морского флота (ВМФ) судов других стран на коммерческой основе, сообщает "Газета GZT.ru". Источник в ВМФ рассказал журналистам, что с просьбами такого рода к России уже обратились несколько стран, в том числе ближневосточного региона, и что несколько иностранных судов уже были сопровождены сторожевым кораблем Балтийского флота "Неустрашимым".

Однако стоимость таких услуг и список государств-заказчиков источник газеты назвать отказался, ссылаясь на высокую степень конфиденциальности этих данных.

Помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало сообщил корреспондентам издания, что экипаж российского корабля действует в соответствии с нормами ООН и в случае угрозы для россиян может применить оружие.

"Командир корабля принимает решение в зависимости от обстановки. Основная задача - обеспечить безопасность россиян", - пояснил Дыгало. Он добавил, что экипаж "Неустрашимого" в зоне дежурства по некоторым вопросам координирует свои действия с кораблями других стран. "Решения о проведении совместных специальных операций возможны после согласований по внешнеполитической линии. Флот выполнит любую поставленную задачу", - отметил помощник главкома ВМФ.

Дыгало также добавил, что дата завершения миссии "Неустрашимого" уже определена и уже назначен корабль, который придет к нему на смену. Однако эти сведения пока не раскрываются. "ВМФ России исходит из того, что сомалийские пираты - это не шайка головорезов, а хорошо организованный преступное сообщество, - уточнил Дыгало. - Оно пользуется СМИ и интернетом для отслеживания действий властей тех или иных стран, решений вопросов о выкупе и организации своей деятельности".

8 декабря начнется совместная операция европейских военно-морских сил (ВМС) против сомалийских пиратов . Об этом вчера сообщило минобороны Франции. Вчера же международное сообщество отпраздновало первую победу над сомалийскими флибустьерами: военный фрегат ВМС Индии Tabar потопил одно из пиратских судов. Однако ликование быстро прошло: поступили известия о новых захватах.

Вопрос о необходимости координированной борьбы с пиратством рассматривался в среду в брюссельской штаб-квартире НАТО. По словам источника газеты в организации, военный комитет альянса обсудил проблему пиратства в целом, однако пока никаких новых решений не было принято, консультации будут продолжены.

Между тем по решению стран - членов альянса к берегам Сомали в начале осени отправились военные корабли альянса. 24 октября три боевых корабля НАТО начали миссию Allied Provider, первоочередной задачей которой стала охрана гуманитарных грузов, направляющихся в Сомали, где получателями международной помощи числятся 3,2 млн человек. В случае получения запроса о помощи от коммерческих судов корабли НАТО оказывают им поддержку. Источник издания в НАТО о денежном вознаграждении за такого рода поддержку ничего не слышал.

На заседании также обсуждалась возможность оказания помощи миссии Европейского союза, страны - члены которого 10 ноября приняли решение направить к берегам Сомали свои корабли для проведения борьбы с пиратами. Миссия ЕС может быть развернута уже в середине декабря, однако ее состав и мандат будут уточняться. Решение о масштабах участия в операции каждая европейская страна примет самостоятельно.

Беспрецедентный разгул пиратства

Право оказывать вооруженный отпор сомалийским пиратам подтвердила резолюция № 1838, принятая Советом Безопасности ООН 7 октября. Документ призывает все страны, заинтересованные в сохранности морских перевозок, принимать активное участие в борьбе с пиратством у берегов Сомали, в частности, размещая в водах морские суда и военно-воздушные силы.

В среду премьер-министр переходного правительства Сомали Нур Хасан Хусейн признал, что собственными силами власти страны справиться с пиратами не могут. Он же назвал причины беспрецедентного в новейшей истории расцвета пиратства: продолжающаяся с 1991 года гражданская война, бедность, чрезвычайная слабость правоохранительных органов страны. Сомалийский премьер призвал иностранные государства бороться с пиратами не только на море, но и на суше.

С начала этого года сомалийские пираты провели около 90 атак на иностранные суда. По данным международного морского бюро, в плену у пиратов находятся около 12 судов и 200 заложников, в том числе двое россиян - члены команды захваченного украинского сухогруза "Фаина".

Во вторник в плен к морским бандитам попали еще три судна: греческий балкер с 25 членами экипажа, таиландское рыболовецкое судно с командой из 16 человек и принадлежащий Гонконгу флагманский корабль, перевозивший в Иран зерно. Самый крупный куш пираты сорвали в субботу, захватив принадлежащий Саудовской Аравии танкер Sirius Star с 2 млн баррелей нефти на борту (четверть дневной добычи ископаемого горючего в Саудовской Аравии общей стоимостью 100 млн долларов).

По неподтвержденной информации одного из сомалийских сайтов, пираты намерены потребовать от оператора танкера - компании Vela International 250 млн долларов в качестве выкупа.

Аденский залив - кратчайший путь из Индийского океана к берегам Европы. По этому маршруту осуществляется доставка 50% всех насыпных грузов и около 30% контейнерных перевозок. Альтернативный путь через африканский мыс Доброй Надежды увеличивает время в пути на две-три недели, а следовательно, и стоимость перевозок.

Конкурирующие фирмы

Представители судоходной и страховой отрасли в последнее время активно лоббируют во всех инстанциях принятие мер против сомалийских пиратов. Так, по данным журнала "Эксперт", председатель правления лондонской страховой биржи Lloyd’s лорд Ливин провел недавно ряд встреч с руководством британского министерства обороны, а генеральный секретарь Международной организации судоходства (МОС) Эфтимиос Митропулос встретился с генсеком ООН Пан Ги Муном и призвал к созданию под эгидой ООН международного командования, координирующего действия международных военно-морских сил против пиратов.

Судовладельцы надеются, что военные флоты ведущих держав возьмут на себя задачу обеспечения безопасности судоходства. В конце концов, морем перевозится до 90% всех мировых грузов, а свобода торговли - одна из "священных коров" глобализации.

Многие, однако, скептически относятся к возможности национальных ВМС кардинально изменить ситуацию в Аденском заливе еще и потому, что это слишком дорого обойдется госбюджету, ведь постоянно держать в регионе крупную военно-морскую группировку - дело весьма накладное.

"Если речь пойдет о том, что НАТО должна эскортировать отдельные суда, я думаю, возникнут трудности. Например, кто будет платить за это?" - заявил недавно генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. С аналогичными мнениями выступают и представители коалиционной военно-морской группировки, несущей службу в Аденском заливе.

Заместитель командующего силами западной коалиции в Индийском океане британский капитан Кейт Уинстенли заявил по поводу сомалийского пиратства: "Мы не являемся решением этой проблемы. Многие люди просто-таки подпрыгивают от нетерпения и кричат, что это мы должны ее решить. Однако корень этой проблемы следует искать на берегу, а наши возможности ограничены". В связи с этим капитан Уинстенли посоветовал морякам обратиться к услугам частных предприятий в области безопасности.

Свои услуги по охране судов от сомалийских пиратов сегодня предлагают многие охранные предприятия. Цены на рынке зависят от квалификации охранников (они должны не только хорошо уметь стрелять, но и знать правила поведения на море, чтобы избежать нарушения международных законов) и от репутации фирмы:

По сути, частные охранные компании намерены взять на себя те же функции, которые в прошлые века выполняли корсары и приватиры - "официальные пираты". С дозволения монархов корсары отлавливали на море не подконтрольные никому пиратские шайки и топили их суда.

Недавно стало известно, что крупная американская охранная компания Blackwater снарядила и намеревается в конце года направить к берегам Сомали принадлежащее ей судно McArthur, способное перевозить вертолеты. McArthur не несет тяжелых вооружений, однако, как заявляет компания, частный охранный корабль оснащен для "поддержки процесса обучения военных и сотрудников органов правопорядка, операций с целью миротворчества и поддержания стабильности". На борту McArthur будет находиться группа из 30–40 контрактников Blackwater, имеющих при себе огнестрельное оружие.

McArthur может служить плавучей базой для проведения антипиратского патрулирования с использованием катеров, вертолетов и самолетов. Судно оснащено самым современным оборудованием связи и слежения, на нем имеется плавучий госпиталь. McArthur 40 лет был исследовательским судном, пока в 2003 году его не приобрела Blackwater. По имеющимся данным, компания располагает флотом из более чем 20 боевых турбовинтовых самолетов, которые используются в операциях в Колумбии и Бразилии против наркобизнеса и вооруженных повстанческих группировок.

Услуги крупных структур, таких как Blackwater, на порядок дороже, чем мелких, только что созданных фирм. По данным Lloyd’s List, средняя цена услуг - 8 тыс. фунтов стерлингов за три дня и 12 тыс. фунтов за пять дней перехода в районе Аденского залива, в течение которых судно будет сопровождать команда из трех невооруженных охранников.

Расценки увеличиваются примерно вдвое, если клиент хочет, чтобы эскорт был вооружен огнестрельным оружием, однако охранные фирмы обычно не рекомендуют этот вариант. Компании также сдают в аренду оборудование - прибор ночного видения обойдется в 150 фунтов в день, использование системы, отслеживающей положение судна по спутнику, - в 500 фунтов в день. Все эти услуги обходятся недешево, позволить их могут лишь только крупные судовладельцы.

Параллельно создается что-то типа регулярной береговой охраны на коммерческой основе. В мае этого года глава временного правительства Сомали Абдуллахи Юсуф заключил предварительное соглашение с Sicopex - компанией в области безопасности, созданной отставными высокопоставленными офицерами элитных частей французской армии и спецслужб.

Предполагается, что в течение трех лет французские советники создадут в Сомали службу береговой охраны, которая будет бороться с пиратами, собирать пошлину с иностранных рыболовных траулеров, а также обучат личных телохранителей французского президента. Однако соглашение пока не вступило в силу, поскольку у Сомали нет средств на оплату услуг компании, а это от 50 млн до 100 млн евро в год.

Создание морской охраны могут оплатить международные доноры, такие как ООН, Международная организация судоходства, Всемирный банк, правительства Франции и США. Ранее частным компаниям наладить охрану сомалийских вод не удавалось - в конце 1990−х это пыталась сделать английская компания Hart, а в 2005−м - американская Topcat, которая отказалась от участия в программе, потому что Госдепартамент США счел, что это будет нарушением международного эмбарго на поставки оружия в Сомали.

По мнению ряда экспертов, другим вариантом решения проблемы могло бы стать вооружение команд коммерческих судов – в настоящее время запрещенное. Однако считается, что если на борту гражданского транспорта будет даже только небольшое количество автоматического стрелкового оружия, то на пиратских катерах немедленно появятся еще более мощные противокорабельные ракетные комплексы. И это приведет лишь к обострению и без того сложной ситуации на морских путях.
Источник: NEWSru.com

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.