В Правдинском районе с дорог исчезает брусчатка

Если дороги есть, значит, они кому-то нужны. В первую очередь, разумеется, тем, кому по этим дорогам ходить и ездить. То есть нам с вами… А вот если мощенные камнем дороги разбирают по булыжникам – это кому надо?

Таким вопросом задались журналисты «Калининградской правды», прослышав от жителей нескольких сел Домновского сельского поселения, что в окрестных лесах дороги, заботливо выстроенные и оберегаемые прежними хозяевами, исчезают буквально километрами. И не с карты района - на бумаге они все на месте, а физически: там, где был вымощенный булыжниками проезд, теперь заурядный проселок в лучшем случае, а в худшем – непроезжая колея.

Проверить, на месте ли мощенные бутовым камнем транспортные артерии, мы отправились к хутору Лесное, где, по слухам, больше всего свирепствуют «дорожные расхитители».

Там, где поворот за поселком Знаменское, на обочине лениво покуривал мужичок в брезентовой робе.

- Дороги разбирают? – переспросил он, покосившись на редакционную машину. – А вам зачем, камень купить хотите? Так это не ко мне… Слышал, что возят, но кто и откуда, сказать не могу.

Мы покатили по пока еще мощенной камнем неширокой дороге вглубь леса. Ехали-ехали и приехали: на лесной развилке брусчатке пришел конец.

- Дальше не поеду, - заупрямился наш водитель, - глянь, какая колея, сядем на мост - нас никто и не вытянет, места-то вон какие глухие!

Лес и впрямь обступал дорогу со всех сторон. Неудивительно, что вряд ли здесь сразу обнаружат пропажу бутового камня.

- Если вывозят, то по ночам, когда никто этого не видит, - убежден местный старожил Борис Борисович, которого мы взялись подвезти от Лесного до Домново. – А коли кто и заметит, ничего не скажет - кому надо голову подставлять. Ведь бизнес-то в плане законности - того…

Не прав, однако, был Борис Борисович, когда утверждал, что про этот «каменный бизнес» никто ничего не знает. Местная власть в курсе, да вот поделать ничего не может.

- Эти КамАЗы, груженные камнем, у нас видели и даже пытались задержать, - вспоминает несколько случаев заместитель главы Домновского сельского поселения Татьяна Чернятьева. – Но управы на них не найти, а милиция внимания не обращает.

Впрочем, сельская администрация по поводу дорог, пролегающих в окрестных лесах, могла бы и не беспокоиться, они, как говорится, не их зона ответственности. Поселению положено следить за дорогами внутрипоселковыми… Но, говорят в Домново, душа-то болит, ведь не что-то растаскивают, а ценный камень, которым был издавна вымощен проезд в лесную чащу.

Так кто же должен охранять брусчатку в окрестных лесах? Наверное, Железнодорожное лесничество, по территории которого дороги и проходят.

- Эти дороги общего пользования действительно проходят по нашей территории, - не стала отпираться помощник лесничего Елена Алексеева, - но у них до сих пор нет балансовой стоимости, поэтому и сумму ущерба определить невозможно.

Сумма-то суммой, а кто должен смотреть, чтобы камень не вывозили из леса машинами? Елена Георгиевна говорит, что они в этом году обращались в районную милицию, но результата никакого.

Что такое устное обращение? Вот и получается: убытков – на многие тысячи, если не на миллионы рублей, а всерьез этой бедой никто не озаботился…

- Один булыжник на черном рынке в Калининграде стоит полтора-два доллара –просветил знакомый предприниматель. – А спрос на этот товар высокий, и будет только расти. Откуда «камешки» везут, никого не интересует, таких вопросов покупатели даже не задают. Помните, как в фильме «Место встречи изменить нельзя» один вор говорил капитану Жеглову: «Не знаю, как у вас в милиции, а у нас за такие вопросы язык быстро подрежут…» Вот и здесь так же – меньше вопросов, больше прибыль. Вы посмотрите, сколько особняков у нас таким камнем выложено… И откуда это все? Из леса, вестимо, других источников нет. Но перекрыть «каменный» бизнес вряд ли получится – и добыча легкая, и прибыль немалая.

И все же хотелось бы знать: если булыжная дорога, пусть и в глухом лесу, исчезла, кто за это должен ответить? И кто обязан искать расхитителей государственной собственности? Пока на эти вопросы мы не нашли ответов. Удивительное благодушие местных властей, ведомств и правоохранительных органов при полной бесконтрольности за состоянием лесных дорог, которые исчезают безвозвратно.

Николай ДМИТРИЕВ, Александр ЗАЙЦЕВ
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.