По мнению специалистов, мы можем безвозвратно потерять все морские пляжи

Все новости по теме: Экология

То, что побережье надо приводить в порядок, любому обывателю ясно. Например, приедешь на море в районе Зеленоградска, глядь – а пляжа под променадом уже и нет. Или зайдешь в воду, и тут же пропорешь ногу об остатки прогнивших еще немецких волнорезов.

«С этим надо что-то делать», - который год твердят специалисты. Но вот что именно? На этот вопрос позавчера попытались ответить участники «круглого стола», который прошел в областной думе. Мнения участников разделились.

Сошлись они только в одном – нужны деньги, и очень серьезные. В этом смысле обнадежил представитель регионального министерства ЖКХ и строительства. Он сказал, что в общей сложности из федеральной и областной казны планируется выделить около двух миллиардов рублей. Однако руководитель ОГУП «Балтберегозащита» Вахит Джаниев заметил: мол, региональное правительство свою часть денег выделяет без проблем, а вот федеральное, мягко говоря, задерживает. Приходится уговаривать подрядчиков и поставщиков подождать с оплатой. Пока они на это идут, но вечно так продолжаться не может. Однако, несмотря на финансовые трудности, габионы в Светлогорске установлены, променады курортных городах строятся.

Затем слово взяли представители науки. Если их доклады попытаться изложить в двух словах, то – все плохо. Особенно картина ухудшилась за последние 25 лет. За это время случилось семнадцать экстремальных штормов. Они изрядно потрепали авандюны на Куршской и Балтийской косах, разрушили береговые откосы. А искусственные сооружения вроде променадов и габионов лишь подливают масла в огонь. При шторме они создают сильную отбойную волну, которая интенсивно выносит песок в море.

Кстати, насчет песка. Его в нашей прибрежной зоне, можно сказать, не осталось вовсе. Течения вымывают песок в сторону Литвы. Например, у основания Куршской косы (ученые называют это место её корнем) на дне – сплошные камни. Поэтому о прибрежном намыве песка из моря не может быть и речи.

Вообще же, чтобы привести пляжи в порядок, надо минимум сто пятьдесят миллионов кубов песка. В наличии лишь 25 - 30 миллионов, которые еще есть в море в нескольких километрах от берега в районе мысов Таран и Гвардейский. И если во время планируемых глубинных изысканий не будет найдено хоть одно большое «месторождение», то через пару десятков лет пляжей у нас просто-напросто не останется.

Тут собравшиеся решили разделить две стороны проблемы – сохранение пляжей и защиту населенных пунктов. Ведь когда мы что-то строим на побережье, то вмешиваемся в подводные процессы. А к добру это, увы, не приводит. Между прочим, подобная картина и в других странах. Скажем, в Голландии, Германии, Польше, Литве взялись за строительство так называемых волногасителей. Это здоровенные бетонные конструкции, которые возводятся в море. Их, наверное, можно сравнить с дамбой, находящейся в нескольких сотнях метров от берега. То, что их внешний вид портит пейзаж, в общем-то, мелочь. Главное – они нарушают подводный ландшафт по всей акватории. И это уже научный факт.

Если такими «штуками» у нас все-таки соберутся защищать курортные города, то прежде надо сто раз подумать, как нанести природе минимальный ущерб. Кстати, некоторые широко разрекламированные недавно проекты, по мнению ученых, могут причинить серьезный урон. Например, строительство международной марины в Пионерском. Там тоже, скорее всего, нарушится подводное перемещение песков.

В результате участники «круглого стола» сошлись на том, что для начала необходимо разработать «берегозащитную» концепцию. Затем создать законодательную базу как на федеральном, так и на региональном уровнях. Потом принять программу, подкрепленную соответствующим финансированием. И ни в коем случае не жалеть денег на научные изыскания и разработки.

Андрей ЗАБЕЛКИН

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.