На границах региона в транзитных иномарках по нескольку суток маются наши соотечественники

В минувшую субботу около двадцати часов вечера на нейтральной полосе пограничного пункта пропуска «Мамоново – Гроново» произошло ЧП. Небольшая группа российских автоперегонщиков (по некоторым данным, их было шесть человек) в знак протеста против действий российских таможенников заблокировала полосу движения, по которой транспортные средства из сопредельного государства въезжают в нашу страну.

Что именно подвигло колесный люд на акцию гражданского неповиновения? По словам председателя общественной организации «Справедливость» (ее членами являются многие калининградцы, в частном порядке занимающиеся доставкой из-за рубежа в регион иномарок) Константина Дорошка, единственная причина «эмоционального всплеска» – крайне медленная работа таможенных оформителей, которая привела к образованию более чем километровой автомобильной очереди на польской стороне границы: «Сейчас там водители маринуются по двое-трое суток. У многих уже не осталось ни топлива для обогрева салонов, ни денег на приобретение еды и питья. А началась эта свистопляска две недели назад, когда в «Мамоново» принялись ежесуточно растаможивать не более двадцати машин – в два раза меньше, чем было ранее. При этом таможенники утверждают, что они вынуждены тормозить процесс оформления из-за некоего устного распоряжения руководства...»

Доведенные до белого каления автомобилисты бузили на «нейтралке» около получаса – до тех пор пока вызванные польскими пограничниками российские таможенные чины не пообещали ускорить процесс. Служивые слово свое сдержали. Во всяком случае, по данным Дорошка, в ночь с субботы на воскресенье сквозь «ушко» оформительской иглы протиснулись четыре десятка легковушек. Однако счастье оказалось весьма быстротечным. «В воскресенье ни одна машина не была оформлена. Перерыв длится до настоящего времени», – вчера в полдень сообщил по телефону находившийся на границе перегонщик по имени Вадим – один из тех, кому посчастливилось накануне попасть внутрь российского сегмента пункта пропуска. Как рассказал мой собеседник, очередь на польской стороне, в хвост которой он приткнулся в полночь с пятницы на субботу, «съела» у него 200 литров топлива (оно ушло на обогрев) и 50 часов жизни, а нейтральная полоса – четыре с половиной часа. Сколько времени уйдет на оформление авто, Вадим даже не взялся прогнозировать. Заметил лишь, что таможенники вроде бы обещали до конца дневной смены «обработать» десять машин – четвертую часть от тех, что уже стоят на территории КПП. При этом перегонщик посетовал на то, что бытовые условия «на родине» куда хуже, чем за ее границей, – нет ни туалета, ни кафе.

О том, что на пункте пропуска «Багратионовск – Безледы» обстановка не менее напряженная, нашей газете в минувшую пятницу сигнализировала 74-летний ветеран труда Валентина Николаевна Сапунцова. Вот что она, в частности, рассказала: «В четверг рано утром я приехала на таможню, чтобы заплатить государству за приобретенный мной в дар племяннику автомобиль, который по доверенности пригнал знакомый из Германии. Сначала долго ожидала разрешения пройти на пункт пропуска. Затем простояла там до вечера, но очередь до меня так и не дошла. В 18 часов всех ожидавших растаможки людей (внутрь павильона нас не пустили – пришлось коротать время на холоде) попросили покинуть территорию режимного объекта. За день таможенники оформили лишь четыре машины».

Если верить Владимиру К., перегонщику, специализирующемуся на окучивании литовских авторынков, восточный рубеж нашего эксклава столь же недружелюбен к тем, кто занимается автомобильным бизнесом, как и западный. «Сейчас перед въездом на нашу часть КПП «Чернышевское – Кибартай» – круглосуточная очередь из приобретенных в Литве легковых автомобилей. В иные дни ее длина составляет полтора километра. Теперь время ожидания растаможки в среднем составляет двое суток. А еще недавно мы оборачивались за пять часов», – проинформировал Владимир. По его сведениям, заторы на границе начались неделю назад. А возникли они якобы из-за внедренного в «Чернышевском» норматива – 60 машин в смену.

По мнению Константина Дорошка, таможенники искусственно создают очереди, чтобы в будущем «под соусом» борьбы с ними перевести процесс оформления всех ввозимых частниками иномарок с границ в Храброво – на единый специализированный терминал, в строительство которого инвестирует средства некая коммерческая структура. Однако в Калининградской областной таможне эти предположения называют высосанными из пальца. Там в создавшейся ситуации винят самих перегонщиков – они-де в ответ на «беспочвенные слухи» о грядущих драконовских пошлинах пытаются, как говорится, надышаться перед смертью. «Наши пункты на границе работают в штатном режиме. Скажем, в «Мамоново» сейчас, как и прежде, каждые сутки оформляются 35-40 иномарок, ввозимых из-за рубежа физическими лицами», – констатировала пресс-секретарь таможни Оксана Иванова. Попутно она заявила, что ситуация с растаможкой приватных машин, мол, никоим образом не отражается на процессе и ритме региональной внешнеэкономической деятельности.

Между тем эта «частная» ситуация уже стала предметом профессионального интереса некоторых областных парламентариев. «В том, что происходит на границе, необходимо разобраться. Только не хотелось бы, чтобы это истолковали как попытку вмешаться во внутренние дела таможни. Думается, следует организовать и провести «круглый стол» с участием всех заинтересованных лиц», – вчера поделился своими соображениями с журналистом «Калининградской правды» депутат облдумы Владимир Султанов, которого, по его словам, перегоночный электорат «завалил» критикой в адрес таможенников.

Любопытная деталь: польские таможенники умудрились не заметить субботнего «блокировочного» инцидента. Об этом сообщил заместитель директора Таможенной палаты Ольштына Ришард Худы. Он также добавил, что в конце прошлой недели и в минувшие выходные в «колейке» перед КПП «Мамоново – Гроново» время от времени собиралось до полусотни легковых автомобилей, перегонявшихся россиянами транзитом из Германии в область. «Еще месяц назад такой очереди не было. А сейчас она – постоянное явление», – отметил пан Худы.

Андрей ГОРБУНОВ
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.