Акция протеста нескольких десятков перегонщиков побудила «разгрести» километровую очередь транзитных машин на границе

Поздним вечером минувшего понедельника в российском сегменте международного автомобильного пункта пропуска «Мамоново–Гроново», можно сказать, яблоку негде было упасть среди людей в погонах с большими звездами и мундирах различных правоохранительных структур. Калининградский транспортный прокурор Евгений Смирнов, заместитель начальника УВД Анатолий Кинкович, начальник областного управления ГАИ Юрий Казаков и другие должностные лица сочли своим долгом, отложив многие насущные дела, в экстренном порядке прокатиться на границу. Как выяснилось, причиной их коллективного вояжа стал никем не санкционированный пикет перед «въездным» шлагбаумом погранперехода.

Участвовали в мероприятии около полусотни калининградцев, в народе именуемых перегонщиками. А протестовали они против действий местных таможенников. Точнее, против их бездействия, которое привело к образованию километровой очереди из подержанных транзитных иномарок на польской стороне границы.

Необходимо заметить, что эта никак не рассасывающаяся «колейка» возникла отнюдь не позавчера, а дней десять назад. До точки же кипения маринуемый в ней колесный люд дошел в прошлую субботу. Тогда несколько бузотеров, чьи машины за несколько суток «добрели» от окраины польского городка Гроново до нейтральной полосы, в надежде привлечь внимание власть имущих к коллективной беде заблокировали одну из полос движения. В ответ таможенные чины сменили сон на милость и в течение ночи быстренько «перелопатили» четыре десятка легковушек. Однако на следующий день трудовой порыв служивых то ли сам сошел на нет, то ли какой тормозящий циркуляр им сверху был спущен.

Когда в понедельник утром ситуация не изменилась, те труженики баранки, которым ранее удалось попасть в областной центр, решили пойти ва-банк. Рассказывает один из протестантов – председатель общественной организации «Справедливость» Константин Дорошок: «Около 16 часов вечера мы на двадцати автомобилях подъехали к пункту пропуска и полностью перекрыли дорогу между ним и Калининградом. Почти сразу появились милиционеры. С места в карьер они начали угрожать – мол, привлекут к ответственности за нарушение общественного порядка, если мы сейчас же не рассосемся...»

Но закусившие удила автомобилисты «рассасываться» не пожелали. Они лишь выбрали из своей среды двух «парламентеров» для переговоров с руководством таможенного поста. Однако оно на контакт не пошло.

По словам Дорошка, за четыре часа, в течение которых длилась осада таможенной «крепости», оттуда на «большую землю» смогли выбраться лишь «остронуждавшиеся». Причем не на своих машинах, а на транспорте, предоставленном пикетчиками.

«Примерно в двадцать часов прибыли глава администрации Мамоновского городского округа Олег Шлык, начальник областного управления ГАИ Юрий Казаков и прочие высокопоставленные персоны. После общения с нами все они прошли на территорию МАПП, – продолжает рассказ Дорошок. – А вернувшись, заверили, что вопрос об ускорении процесса оформления решен, и попросили разблокировать хотя бы полосу движения из пункта пропуска. Через полчаса оттуда начали один за другим выезжать наши коллеги...»

Каждое «получившее свободу» авто воодушевленные пикетчики встречали аплодисментами. Они продолжали дежурить у шлагбаума до четырех утра. К этому времени, как утверждает председатель «Справедливости», таможенники полностью разделались с очередью.

Что, собственно, мешало защитникам экономических интересов страны сделать это без вмешательства извне? И какое «лекарство» привело их в чувство? На эти вопросы журналиста «Калининградской правды» мэр Мамоново ответил так – мол, выяснить у начальника поста, по каким причинам и с чьей подачи были созданы препоны для ввоза иномарок в область, не удалось. Убрал же эти самые препоны не кто иной, как вице-премьер регионального правительства Юрий Шалимов: «Будучи на пункте пропуска, я по телефону связался с Юрием Сергеевичем и доложил ему обстановку. Он в свою очередь пообещал оперативно решить проблему с руководством областной таможни».

Вялые действия мамоновских таможенников Олег Шлык охарактеризовал как «волокиту, даже внешне выглядевшую не очень убедительно». При этом он подчеркнул, что, по его мнению, теперь люди, пригоняющие под заказ либо для себя машины, застрахованы от повторения «таможенного безобразия», поскольку в курсе произошедшего уже сам губернатор.

С ходу получить внятные объяснения причин оформительского застоя не смог и другой нежданный гость таможенников – прокурор Багратионовского района Александр Пиннекер. «Мне было заявлено, что пост, мол, функционирует в обычном режиме. Но, как показалось, он вполне мог работать гораздо быстрее», – поделился своими впечатлениями он.

Мой собеседник также заметил, что без вразумительного ответа остался и его резонный вопрос о том, почему при наличии у перегонщика доверенности машину с некоторых пор растаможивают исключительно в присутствии ее владельца.

Попутно районный прокурор сообщил, что в ночь с понедельника на вторник были оформлены все 96 транспортных средств, находившихся на площадке пункта пропуска. Что «подвиги» как пикетчиков, так и таможенников сейчас анализируют на предмет законности в региональном следственном управлении. Что оно уже запросило в таможне соответствующую статистику. Наконец, что о случившемся доложено в Генпрокуратуру.

«Между прочим, ситуация, аналогичная той, что в эти дни имела место в «Мамоново-Гроново», складывается и на МАПП «Багратиновск-Базледы», – напоследок заметил Александр Пиннекер (по сведениям из других источников, сейчас там оформляют не более пяти машин в смену).

В Калининградской областной таможне случившийся в понедельник инцидент предпочли вообще не комментировать. Там лишь вновь отделались уже набившей оскомину фразой о «постоянно-штатном режиме» работы мамоновского поста.

P.S. Не сегодня-завтра, по данным Константина Дорошка, со стороны сопредельного государства в западные двери нашего экслава разом постучатся еще по меньшей мере пятьдесят перегонщиков. Однако то, как их встретят на границе, не берутся прогнозировать даже много чего повидавшие ветераны таможенной службы.

Андрей ГОРБУНОВ
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.