Осада военного городка

В  населенном пункте Дорожное, что в 30 километрах от Калининграда, расположен суперсекретный военный гарнизон. Тайну я, конечно, не выдаю, потому что об этом и так все знают: в Москве гордятся, а в НАТО, наверное, опасаются. Повод есть: целый дивизион, на вооружении которого — зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-300, способный поражать любые летательные аппараты на высоте от 25 метров до 27 км. Не шутка, особенно если учесть, что осколочно-фугасная боеголовка может быть заменена на ядерную.
      
       Однако если добраться до этого места и походить вокруг, сложится впечатление, что опасаться столь современного оружия стоит прежде всего не потенциальному противнику, а российскому Министерству обороны. Отечественную военную мощь здесь охраняет… один солдат со штык-ножом.
       И это — тоже не тайна. Майор запаса Юрий Грозмани, автор неприятной для военных публикации в газете «Калининградские новые колеса», рассказал мне вот что:
       — До своего увольнения в конце девяностых я был заместителем командира этого дивизиона. В советское время все было, как положено: ракеты охраняли часовые-автоматчики, караул, развод, сигнализация. А в начале 90-х началось сокращение войск. И сократили до такой степени, что обеспечить несение караульной службы по уставу стало невозможно — не хватало личного состава. Даже из того небольшого количества солдат, что оставались, трудно было выбрать тех, кому можно было доверить оружие.
       От греха подальше начальство приказало автоматы сдать на склад. Караульные помещения ликвидировали. А ЗРК С-300 остались. Вот и пришлось организовать охрану ракет патрульными со штык-ножами. Дошло до абсурда. Был период в середине 90-х, когда в дивизионе был всего один солдат. Сейчас в дивизионе около двадцати срочников, но для организации караульной службы этого все равно недостаточно.
       Вообще-то удивительно. Столько народу призывают, а на караул не наскребешь. То ли все строят генеральские дачи, то ли генералы себе все уже построили и стимула для мыслительной деятельности не осталось вовсе.
       Я выехал в Дорожное. На КПП — солдатик-срочник. Один. Без оружия и даже без штык-ножа. Ракеты хоть и за забором, но при желании перемахнуть через него можно легко и без должной спортивной подготовки. Сам закрытый военный городок — через дорогу. Впрочем, закрыт он только формально — ничем не огорожен, никакой охраной не обеспечен.
       Через ворота КПП был виден чистый плац, за ним — две коровы, составляющие дивизионное хозяйство. Солдатам перепадает парное молоко. Да и вообще, как сообщил дежурный, кормят здесь хорошо.
       На весь дивизион — одно здание. В нем — и штаб, и казарма для солдат, и столовая.
       А вот с командиром разговора не получилось. Подполковник Заяц сказал, что объяснять что-либо журналистам без разрешения вышестоящего командования не имеет права. И действительно — все-таки стратегический объект. Но с офицерами-ракетчиками пообщаться удалось. За пределами части.
       Узнал следующее. В так называемом закрытом военном городке проживают 20 членов семей действующих офицеров и прапорщиков, примерно столько же членов семей военных пенсионеров. И более 100 человек, не имеющих вообще никакого отношения к армии. Как они сюда заселялись — вообще-то предмет разбирательства военных прокуроров и особистов. Особенно если учесть, что некоторые из жильцов, по данным офицеров и местного участкового (лейтенант милиции, один на несколько населенных пунктов), весьма склонны к криминалу.
       Собственно, такое соседство — единственное, что позволяет держать гарнизон в повышенной боевой готовности. В апреле, мае и июле городок подвергался нападению преступных группировок. Были взломаны гаражи, принадлежащие офицерам, угнаны автомобили, а те, что не смогли угнать, разбили подручными средствами.
       Райотдел милиции — в 50 км, в городе Зеленоградске, но у них там своего хватает: не до групп быстрого реагирования и сыщиков с собаками. Потому командир дивизиона подполковник Геннадий Заяц попытался расследовать ограбление сам.
       Следствие было остановлено в самом начале: проживающий в закрытом военном городке некий Константин Басюк (никакого отношения к Вооруженным силам не имеющий) нанес подполковнику побои, и полученные травмы офицер вынужден был залечивать стационарно, в военном госпитале.
       Набеги на городок продолжались, и офицерам пришлось договариваться о коллективной обороне: на свои средства (деньги вложили и военные пенсионеры, живущие в гарнизоне) установили освещение. И стали жаловаться. Как следствие — появились публикации в прессе.
       На беду, в местной военной прокуратуре трудятся читающие люди — «отреагировали». Командир дивизиона подполковник Геннадий Заяц и его начальник командир ракетной бригады полковник Юрий Попов получили прокурорские предостережения за необеспечение должным образом охраны военных объектов (?!). А некоему Константину Басюку, не говоря уж о ленивых милиционерах, прокуроры ничего не написали — потому как не их зона ответственности. Поговорить же со своими штатскими коллегами, наверное, не позволяет гордость за наши Вооруженные силы.
       Предостережение — конечно, серьезный документ. Поэтому рекомендую военной прокуратуре на достигнутом не останавливаться и (хоть под копирку) написать подобную бумагу в Министерство обороны. Ведь не Заяц сам себя сокращал, это — во-первых. А во-вторых, предостережение как оберег на ворота, за которыми хранятся ракетные комплексы, не повесишь. Плевать на него хотел, например, некий Константин Басюк.
       Конечно, в Москву писать неудобно — что люди подумают? Ну тогда можно было бы сурово намекнуть командующему Балтийским флотом адмиралу Владимиру Валуеву. Ведь именно в его подчинении все военнослужащие и воинские части, находящиеся на территории Калининградской области.
       Правда, как рассказывают офицеры, командующий флотом на все глупости, с которыми к нему обращаются, любит повторять одну фразу: «Я подводник». Мол, меня учили подводными лодками командовать, а не караулы разводить.
       А ведь таких проблемных гарнизонов, как в Дорожном, на Балтфлоте множество. И если высшие военные начальники не обратят на это внимания, то караулы будут разводить некто Константин Басюк или, например, Шамиль Басаев. При такой организации службы войск можно считать чудом, что этого до сих пор не произошло.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Новая газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.