Перегонщики споткнулись о таможню

Перегонщики автомобилей спешат до введения новых таможенных пошлин на подержанные иномарки ввезти как можно больше машин в Калининградскую область. Однако на пути мелких бизнесменов встала таможня, которая, по их мнению, с 29 ноября затягивает процедуру оформления ввозимых авто на пунктах пропуска. Это уже привело к акциям протеста и выяснению отношений между таможней и предпринимателями. По мнению экспертов, ситуация создана искусственно — таможня стремится любыми способами собрать как можно больше средств в бюджет 2009 года.

Проблемы у калининградских автоперегонщиков, по странному стечению обстоятельств, начались после того, как российское правительство объявило о повышении с 2009 года ввозных пошлин на подержанные иномарки. Согласно проекту постановления правительства РФ, ввозные пошлины на автомобили возрастом от 3 до 5 лет будут увеличены с 25% до 35%, а автомобили старше 5 лет будут облагаться пошлиной в размере 100% таможенной стоимости.

Продавцы решили в последний месяц действия старых пошлин ввезти в Россию автомобили впрок. Однако, по словам автоперегонщиков, с 29 ноября таможня фактически перестала оформлять автомобили с транзитными номерами на погранпереходе «Мамоново-Гроново» (российско-польская граница). «При условии работы в нормальном режиме Мамоново пропускает около 80 автомобилей в день, а с конца ноября таможенники оформляли 5-10 машин в сутки», — сообщил «Росбалту» главный редактор газеты «Авторынок Калининграда» Дмитрий Пискунов.

Чтобы усложнить процедуру оформления документов, таможенники потребовали у водителей личного присутствия хозяев ввозимых машин, хотя такой нормы нет в законе, и машину можно перемещать через границу по генеральной доверенности. 30 ноября возмущенные водители обратились к областному начальству. На время проблема была урегулирована, и таможня начала работать в нормальном режиме, но уже 1 декабря все пошло по-старому, и вечером водители перекрыли шоссе, ведущее к границе со стороны Калининградской области.

В ситуацию вмешалось руководство областного ГИБДД и глава администрации Мамоново Олег Шлык. Начальственного окрика хватило ненадолго, и в последующие дни таможня вновь снизила темпы работы.

8 декабря перевозчики уже митинговали у здания Калининградской областной таможни (КОТ). К пикетирующим вышел первый заместитель начальника КОТ по таможенному контролю Сергей Амельянович. Он не согласился с тем, что таможня работает плохо, однако косвенно подтвердил, что темпы оформления документов в последнее время заметно снизились. «Вчера в разговоре с пикетчиками Амельянович сказал, что все 3 таможенных поста, через которые в регион ввозятся транспортные средства, оформляют 80-90 машин в сутки», — пояснил Дмитрий Пискунов. При этом ранее только такое количество машин оформлялось в одном Мамоново.

По словам Пискунова, в частных беседах сотрудники таможни объяснили, что есть устные указания от высокого начальства из Москвы заморозить сбор таможенных платежей, так как план по перечислениям в бюджет в этом году уже выполнен. По словам таможенников, начальство боится, что в связи с падением импорта в следующем году не удастся собрать большое количество средств — вот и пытается создать хоть какой-то задел.

Начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин, в свою очередь, заявил корреспонденту «Росбалта», что «такие заявления являются самодеятельностью». «Мне ничего не известно о таких указаниях. Если бы Калининградская таможня и получала какие-то распоряжения, то не из Москвы, а из Санкт-Петербурга», — подчеркнул он. По словам Ивина, таможне невыгодны задержки товаров на границе, так как «в последние 2 месяца у нас есть проблемы с платежами». Кроме того, нет необходимости создавать очереди в пунктах пропуска — можно просто поставить машины на таможенные склады.

Иррациональными назвал действия калининградских таможенников и эксперт в области авторынка Виталий Новиков. Нет никакого смысла препятствовать ввозу таких машин в Россию через Калининград, если основной трафик сейчас идет через границы с Финляндией, пояснил «Росбалту» Новиков.

Калининградская областная таможня тоже выступила с официальным заявлением, в котором обвинила в создавшейся ситуации самих автоперегонщиков. «В последние неделю наблюдается тенденция к значительному увеличению количества легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личных целей в качестве товара. По имеющейся у нас информации, это связано с циркулирующими в среде перегонщиков слухами о возможных изменениях правил ввоза автомобилей», — говорится в пресс-релизе. При этом весьма странно, что таможня называет существующее постановление правительства РФ слухами.

«Подавляющее большинство транспортных средств, ввозимых физическими лицами на территорию Калининградской области, декларируемых для личного пользования, фактически предназначены для перепродажи на остальную часть территории России. При этом большая часть таких транспортных средств продается и вывозится с территории области уже в течении первой недели после ввоза. Это фактически означает, что данные автомобили являются предметом коммерческой деятельности, которая осуществляется организованными группами перегонщиков с целью уклонения от уплаты налогов в бюджеты федерального и регионального уровня», — поясняют таможенники. Эта часть заявления таможни выглядит еще более странно, так как из Калининграда в Россию уже 18 лет ввозят подержанные автомобили для перепродажи.

«По фактам ввоза и таможенного оформления физическими лицами транспортных средств, превышающих по количеству личные потребности данных лиц, таможенными органами, расположенными в Калининградской области выставлено 2850 требований об уплате денежных средств, при этом ущерб, нанесенный данной категорией лиц (более 400 граждан) государственному бюджету составил более 480 млн рублей. В условиях замедления темпов роста экономики эта проблема приобретает особую актуальность, так как именно в этот период приоритетными являются вопросы обеспечения полноты бюджетных поступлений», — констатирует таможня. Только не объясняет, какое отношение все это имеет к сознательному затягиванию процедур оформления автомобилей и созданию очередей на границе.

Несмотря на стремление таможни призвать к порядку «диких» автоперегонщиков, которые наносят ущерб госказне, после каждой акции протеста и вмешательства высокого начальства они начинают очень быстро работать. «Сегодня у нас на границе все работает в нормальном режиме», — сообщила корреспонденту «Росбалта» пресс-секретарь Калининградской областной таможни Оксана Иванова. «Они нормально работают после того, как начальство им даст по башке, завтра, когда начальство будет смотреть в другую сторону очередь может опять скопиться», — констатирует Дмитрий Пискунов. По его словам, ситуация довольно проста — таможня хочет собрать как можно больше средств в бюджет, а перегонщики — ввезти машины до введения новых пошлин. Но вместо того, чтобы ускорить процедуру ввоза и увеличить пропускную способность поста, таможня поступает ровно наоборот. Такие меры лишь обостряют социальную обстановку в регионе.
Источник: Росбалт

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.