Александр Коваль: клиент всегда будет защищен

Очень скоро попавшие в небольшое ДТП автомобилисты смогут решать свои проблемы без инспектора, путем обмена полисами. Сначала, правда, эту технологию опробуют в некоторых регионах. Водители довольны, но есть одна проблема: сейчас на "черном рынке" находятся, по разным данным, до миллиона фальшивых или неучтенных полисов ОСАГО. Как застраховать свою ответственность правильно, без тяжелых моральных и финансовых последствий? Об этом и о других нюансах закона об ОСАГО "Вести. Подробности" говорят с президентом Всероссийского союза страховщиков Александром Ковалем.

- Откуда на рынке столько фальшивых полисов?

- Вы правильно сказали о том, что есть и полисы, которые были похищены у тех компаний, которые не смогли обеспечить их сохранность, и есть наши некоторые сметливые люди, которые изготовили фальшивые полисы.

- А сколько таких полисов уже приобретено?

- На самом деле никто не знает их точное количество, но, наверное, в тех пределах и в тех цифрах, которые вы называли.

- А как добросовестный приобретатель может понять, что его полис фальшивый?

- Настоящий полис имеет 7 степеней защиты. Он печатается на фабриках Гознака, это бланки строгой отчетности. И в той компании, в которой вы его приобретаете, в офисе этой компании должно быть описание этого полиса. И, естественно, вы должны приобретать этот полис только в офисе компании, и тогда вы уже застрахованы от этих подделок.

- Допустим, каким-то образом он приобрел, скажем, не фальшивый, а неучтенный полис и попал в ДТП. Он получит возмещение по этому полису?

- Если это фальшивый полис, то, естественно, это уже ваши проблемы. Не нужно было приобретать.

- А если похищенный?

- Если это похищенный полис и компания до этого момента не обратилась в наши правоохранительные органы, то вы являетесь добропорядочным приобретателем, поэтому, скорее всего, компания вам обязана будет выплатить соответствующую сумму.

- Теперь о новом порядке оформления ДТП. Вы не опасаетесь, что если без инспектора ДТП будут оформляться на дорогах, то эти ДТП могут закончиться драками? Кто будет определять, кто прав, кто виноват?

- Я думаю, что дракой здесь, конечно, не закончится. Все эти положения были прописаны в законе, и будут существовать определенные условия. Если оба или более участников ДТП, но в данном случае у нас речь может идти только о двоих, согласны с оценкой ущерба и с теми условиями, как произошло это ДТП, они подписывают извещение. То есть заранее определяют, что они согласны. Так что никаких проблем не должно быть. Но это право попавших в ДТП, а не обязанность.

- Наверное, для этого придется составить какие-то типовые, универсальные схемы ДТП?

- Безусловно, и такие бланки извещений уже готовы. И здесь нам не нужно изобретать велосипеда. На Западе ими давно пользуются.

- Но, кроме того, необходимо будет разработать единую независимую систему оценки причиненного ущерба.

- Это немножко другое. В соответствии с законом такая независимая техническая экспертиза должна существовать. Ее правила должны были утверждены быть правительством еще 2,5 года назад. До сих пор этого нет. И хотя мы говорим, что есть независимая автотехническая экспертиза, по факту ее нет.

- МВД против упрощенной системы оформления ДТП не возражает?

- МВД не возражает и понимает, что тем самым, если участники ДТП быстрей разъедутся с трассы, то и пробок будет меньше.

- Где будет проходить этот эксперимент? В каких регионах он начнется?

- Речь идет, прежде всего, о мегаполисах и о том, чтобы действительно сначала провести эксперимент, понять, как это будет работать на практике. Это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининград, возможно.

- А есть надежда, что со временем появится и заработает так называемый европейский протокол, когда пострадавший за возмещением ущерба обращается не в страховую компанию своего так называемого обидчика, а в ту компанию, которая ему полис и выдала?

- Я думаю, что вот такая схема заработает гораздо быстрее, чем разбор, что называется, на месте. Почему? Есть поправки и депутатов такие, и это поддерживает правительство и Министерство финансов. Законопроект, оговаривающий эти условия, уже готовят к внесению.

- Теперь тарифы. В прессе все время появляются сведения, что они вот-вот могут увеличиться. Давайте для начала напомним, сколько сейчас стоит базовый тариф. Сегодня базовый тариф ОСАГО для физического лица составляет 1980 рублей. Однако эта сумма умножается на коэффициент, который зависит от города, где используется автомобиль. К примеру, в Москве этот коэффициент составляет 2, в Санкт-Петербурге - 1,8, а в городах с населением от 10 до 50 тысяч человек - 0,6. И еще: максимальный ущерб, максимальное возмещение ущерба, который нанесен транспортному средству, составляет 160 тысяч рублей, а здоровью - 240 тысяч. Эти цифры будут пересмотрены?

- Пока это не планируется.

- Но насколько мне известно, в Госдуме находятся два законопроекта: один предлагает повысить тарифы, другой - понизить. Какой победит?

- Я думаю, что никакой из этих законопроектов не победит. Один из них предполагает понизить тарифы ровно в два раза, другой - повысить на 20 процентов. На тот и другой есть отрицательное заключение правительства, и я полагаю, что шансов на прохождение того и другого нет.

- Александр Павлович, а когда тарифы отправят в свободное рыночное плавание?

- Мы над этим думаем, но с нашей точки зрения, ранее чем через 3-5 лет об этом не стоит и говорить.

- Но полисы тогда сразу же подорожают или нет?

- Цель-то свободного плавания как раз в том, чтобы была конкуренция между страховыми компаниями с тем, чтобы тарифы были снижены.

- Вы знаете, одна из главных претензий клиентов к страховым компаниям - очень большие сроки по возмещению ущерба, то есть получается, за отсутствие полиса человека могут оштрафовать прямо на дороге, а выплат порой приходится ждать месяцами. Вот как с этим бороться?

- В этом проблема и есть, и в соответствии с законом страховая компания в течение 15 дней должна либо произвести страховую выплату, либо дать мотивированный отказ. Но, к сожалению, многие страховщики этим злоупотребляют. Можно обратиться в суд, можно обратиться в страховой надзор. Это будет достаточно эффективно. Есть еще другой способ решения проблемы, который, я думаю, поможет во многом разрешению этой ситуации. И мы - и депутаты, и Министерство финансов - в своих поправках предполагаем штрафовать страховые компании за задержку выплат.

- Это правильное решение. А это правда, что размер выплат по полисам ОСАГО превышает существенный размер собранный премий, то есть, иными словами, "автогражданка" убыточна?

- Сегодня многие компании подошли к так называемой грани убыточности. Есть компании, которые еще работают достаточно стабильно, есть компании, которые уже на грани, а есть несколько компаний, которые уже работают с убытком, и надзор уже отозвал у них лицензии.

- Но в свое время 166 компаний получили лицензию на "автогражданку". Сейчас их сколько?

- Я уточню: их 170, а 6 компаний уже ушли с этого рынка.

- А что делать клиентам тех компаний, которые лишились своих лицензий?

- Клиент во всех случаях защищен. Ему необходимо обратиться в профессиональное объединение автостраховщиков, Российский союз автостраховщиков, и из фонда гарантий и компенсаций он получит необходимое возмещение.

- Но вот есть, я уже читал, информация такая, что в ближайшее время на рынке автострахования останется лишь 10-15 крупных игроков. Такое может произойти?

- Это преувеличение, причем явное преувеличение и очень большое. Такого не произойдет. Может быть, в ближайшее время компаний 10-20, максимум 30, покинут этот вид страхования, но не более того. Но я повторю еще раз: клиент все равно будет защищен.

- А как человеку определить, в какой компании он не должен страховаться? Существуют какие-то признаки? Может быть, списки где-то опубликованы неблагополучных компаний, которые могут вот-вот в ближайшее время лишиться своих лицензий?

- Таких списков нет, и невозможно, чтобы они были. Во всяком случае, клиенту нужно, наверное, советоваться со своими друзьями, следить за публикациями в прессе, где напечатано о добросовестных страховщиках и недобросовестных.

- В последнее время приходилось много и читать, и слышать о возможном приходе на российский рынок автострахования иностранных компаний и о том, что компании российские очень этого опасаются. Чем грозит приход иностранцев на наш рынок и страховщикам, и их клиентам?

- Я не думаю, что иностранных страховщиков очень интересует рынок автострахования. Это достаточно проблемный вид страхования - работа с массовым клиентом. И таких компаний, желающих работать на рынке обязательного автострахования, не так много. Я, по крайне мере, знаю только одну. Мы приветствуем приход иностранных компаний, но филиалы сегодня у нас работать не могут. Наше законодательство не позволяет, и мы категорически против филиалов по одной простой причине: филиал не находится под юрисдикцией нашей российской. И все проблемы в случае возникновения их у пострадавших следует обращать к его материнской компании, которая может находиться далеко за океаном.

- И последний вопрос. В начале следующего года в Северо-Западном округе заработает единая информационная система ОСАГО. Что это такое? Для чего она нужна?

- Эта система нужна для того, чтобы и страховщики, и ГИБДД знали об автомобиле, о страхователе - как много и часто он попадал в ДТП или, наоборот, не попадал. А если не попадал в ДТП, то он должен получать поощрительный балл, то есть для него тариф снижается.

- Спасибо, Александр Павлович. Мы говорили с президентом Всероссийского союза страховщиков Александром Ковалем. Скоро мелкие ДТП будут оформляться без ГАИ, а тарифы на ОСАГО существенно повышаться, кажется, не будут. По крайней мере, в ближайшее время.
Источник: Вести.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.