Литва - за дешевую электроэнергию

Все новости по теме: Соседи
Литва не хочет закрывать Игналинскую АЭС. Не смотря на то, что это было одним из условий для вступления в Евросоюз. В Литве считают, что решение о строительстве новой станции должно быть принято немедленно. От этого зависит энергетическая безопасность страны.

Игналинская АЭС. Фото IranAtom.RuРазговоры о том, что Литва так или иначе попытается сохранить источник дешевой электроэнергии, велись давно. Избавляясь от якобы опасной, построенной в советское время, единственной в Прибалтике, атомной электростанции, Литва становится зависимой от энергетических мощностей ЕС. А там электричество намного дороже. Это может самым негативным образом повлиять как на промышленность, так и на кошелёк простых литовцев.
В настоящее время Игналинская АЭС обеспечивает большую часть Литвы электроэнергией. Закрытие второго блока станции к 2009 году в рамках соглашения о вступлении Литовской республики в состав ЕС станет серьезным ударом по энергетической независимости страны. Тем не менее в бюджете ЕС на эти цели уже заложено 50 млн. евро. Причина, почему Евросоюз требует прекращения работы Игналинской АЭС, состоит в том, что реакторы советского производства якобы небезопасны. Напомним, что Чернобыльская АЭС была построена по тому же проекту, однако после аварии все реакторы этого проекта подверглись серьёзной модернизации. За последние десятилетия на них не было ни одной аварии. Однако европейские эксперты не принимают во внимание эти факты и постоянно пугают Литву ненадёжностью станции. Литва же, в свою очередь, утверждает, что АЭС не представляет опасности, подтверждая это многолетним опытом её эксплуатации.
По словам министра хозяйства Литвы Кястутиса Даукшиса, нужно договориться с Европейской Комиссией о продлении срока эксплуатации второго реактора Игналинской АЭС до окончания строительства новой станции. "Шансы на то, что эти переговоры пройдут удачно - невелики", - заявил Даушкис на пресс-конференции 9 января.
Еще одним аргументом в защиту продления работы ИАЭС является ситуация вокруг создания электромоста с Польшей. Напомним, что переговоры по этому вопросу зашли в тупик. Кроме того, по мнению премьер-министра Литвы Альгирдаса Бразаускаса, для того, чтобы говорить о строительстве нового блока атомной станции, необходимо заручиться "очень четкой позицией" Латвии и Эстонии. Эти страны, в свою очередь, уже заявляли, что приняли бы участие в строительстве новой АЭС в Литве.
Строительство новой электростанции решит проблему, считают в Правительстве Литвы, однако на это потребуется большое количество времени и ресурсов. Впрочем, литовский президент Валдас Адамкус выразил удовлетворение тем, что Министерство хозяйства уже рассматривает возможности привлечения частных средств для строительства нового реактора. Это ведомство уже планирует направить 25 предложений частным инвесторам об участии в реализации проекта строительства. "Правительство Литвы, участвуя в строительстве новой АЭС, должно владеть контрольным пакетом акций - как минимум 34%, так как новая станция очень важна для энергетической и экономической безопасности страны", - отметил Кястутис Даукшис. Кроме того, по его мнению, необходимо ускорить работы, связанные с подготовкой к строительству. "Если работа будет хорошо организована, то решение о строительстве правительство сможет принять уже в этом году. Строительство можно было бы начать в 2008 и закончить в 2013 году", - сказал он.
Необходимость создания общей политики Евросоюза в сфере энергетики отметил президент Литвы Валдас Адамкус. "Если мы этого не добьемся, нами будет манипулировать тот монополист, который сконцентрирует газовые и нефтяные источники в одних руках", - подчеркнул он.
И хотя однажды Литва уже получила ответ на запрос о продлении срока эксплуатации Игналинской электростанции, правительство рассчитывает на продолжение переговоров с ЕС по этому вопросу. Сегодня это единственный шанс сохранить энергетическую независимость страны.
Источник: Westrus.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.