Свет и тени "солнечного камня"

Янтарь неслучайно называют "солнечным камнем". Именно его лучи буквально осветили стенды калининградской фирмы "Сувениры Балтики" в 57-м павильоне ВВЦ на ежегодной выставке "Регионы России". Хозяйка янтарных чудес коммерческий директор фирмы Ирина Фирина рассказала, что в Калининградской области нет недостатка в камнерезах-ювелирах.

Поселок Янтарный под Калининградом - центр янтарной промышленности. Главный источник доходов большинства жителей поселка - обработка янтаря. Зарегистрированные и подпольные фирмы-однодневки растут "на янтаре" как грибы. "Сувениры Балтики" не из их числа. Сырье для своих изделий фирма покупает на янтарном комбинате в поселке Янтарный. Этот комбинат - самое крупное в мире предприятие янтарной промышленности. Он существует уже 50 лет. Собственное сырье и массовое производство стандартных янтарных сувениров определили более низкие, чем у конкурентов, цены на продукцию. Несмотря на это, комбинат последние годы сокращает и производство, и штат работников. А вот частная фирма - "Сувениры Балтики", в отличие от старшего соседа, постоянно совершенствует технологию и расширяет ассортимент продукции, насчитывающей в настоящее время 300 наименований.

Я залюбовался янтарными панно, висевшими над прилавком: российский герб, цветы, пейзажи, летящий по волнам парусник, чудо ювелирного искусства - часы из янтаря, изумительное янтарное яйцо a la Фаберже "с секретом". Люди подходили, смотрели и покупали и не только брошки и бусы - интересовались часами, панно…

Но не об этом заговорил сразу гендиректор ООО "Сувениры Балтики" Василий Симонов, посвятивший меня в проблемы "солнечного камня". Главнейшей из них, по его мнению, является отсутствие специального закона о продаже калининградского янтаря за пределы области. Существующее законодательство не позволяет российским гражданам приобрести и вывезти более пяти наименований изделий из янтаря, причем общая стоимость сувениров не должна превышать 60.000 рублей. При пересечении границы, даже в случае, если россиянин вылетает прямым рейсом в Москву или Санкт-Петербург, он обязан в калининградском аэропорту оплатить такой же таможенный сбор за янтарные вещи, как при вывозе их за границу. Стоимость каждой посылки с янтарем весом менее 2-х кг в другие области страны увеличивается за счет таможенного сбора на 100-200$. Основной рынок янтаря - внутренний, поэтому необходим закон, регламентирующий продажу янтарных изделий внутри России, чтобы они стали дешевле и доступнее ее гражданам. На письма, просьбы и обращения производителей янтарной продукции в правительство о необходимости такого закона следовали обещания, но ничего конкретного не предпринято.

Выходу предприятий янтарной области на международный рынок препятствует сложность и длительность согласования во властных структурах всех экспортных сделок с янтарем. При заключении договоров с иностранными партнерами необходимо получить санкцию на каждый вид контракта в Минфине и в Минэкономразвития. Продолжительная бумажная волокита часто приводит к нарушению договоренностей и срыву экспортных поставок. По этим причинам из всех договоров, заключенных фирмой в 2003 году, выполнена только десятая часть. Тем не менее, на сегодняшний день руководству фирмы удалось подписать новые соглашения с партнерами из Польши, Германии, Италии, Испании и Японии. Нужно, чтобы выполнение этих контрактов не зависело от благожелательности и расторопности министерских чиновников. Необходим закон о лицензировании внешнеторговой деятельности предприятий янтарной отрасли. Этот закон позволил бы владельцам лицензий осуществлять экспорт янтарных изделий в течение определенного срока без длительного согласования каждой сделки.

Пока что только дирекция янтарного комбината является единственным обладателем лицензии на разработку янтарных месторождений. Как это ни парадоксально, в стране, владеющей 90% мировых запасов янтаря, средним и малым предприятиям не хватает янтарного сырья по доступным ценам. Комбинат продает янтарный полуфабрикат за границу на 18% дешевле, чем на внутренний рынок. Причиной такого неравенства является налог на добавленную стоимость, которым не облагается экспорт янтарного сырья. В то же время базовая цена янтаря на внешнем и внутреннем рынках России одинакова. Для того чтобы отечественные предприятия могли конкурировать с иностранными, следует хотя бы уравнять их в правах, подняв цену на янтарь на внешнем рынке или снизив ее на внутреннем, считает Василий Симонов. В Польше янтарные месторождения в устье Вислы не разрабатываются, так как для поляков дешевле покупать янтарь в России. Благодаря льготам, предоставленным иностранным компаниям, Польша и Литва снабжают нашим янтарем всю Европу, Азию и Америку, а мы втискиваемся в те клочки международного рынка, которые не успели захватить перекупщики нашего янтаря.

Большие потери экономика янтарной отрасли несет из-за предпочтения наших монополистов, которое они отдают экспорту янтарных полуфабрикатов, а не готовых изделий. Из-за этого отрасль теряет и рабочие места, и прибыль (ведь после обработки цена янтаря возрастает в несколько раз). За рубежом обычно используется дешевый мелкофракционный янтарь. Из него изготавливают непритязательные украшения в виде бус, брошек и т.п., оправляя их в золото и серебро. На рынке таких изделий наши фирмы неконкурентоспособны из-за разницы в стоимости и драгоценных металлов, и нашего янтаря, которые там дешевле. Специализация "Сувениров Балтики" - высокохудожественная резьба по камню. Конечно, для внутреннего рынка изготавливается янтарный ширпотреб - мелкие ювелирные украшения. Но основной доход приносят эксклюзивные изделия - часы, вазы, письменные приборы, шахматы из янтаря. Множество заказов на такую продукцию приходит из-за рубежа. Недавно в Японию был продан янтарный кубок высотой 780 мм и весом более 3 кг.

"Сувениры Балтики" ежегодно красуются на семи-восьми российских выставках в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Барнауле, Казани, не пропускают они и международные вернисажи. Мастерством калининградцев восхищались в Гданьске, Мюнхене, Винченцо (Италия), Гонконге, Осаке. После каждой выставки поступают новые заказы на эксклюзивные произведения из "солнечного камня".

Есть ли у них конкуренты? Есть. Недавно знаменитыми художниками Янтарной Комнаты из Царского Села были изготовлены шахматы стоимостью 600.000$. Мастера из "Сувениров Балтики" надеются, что их изделия тоже будут когда-нибудь цениться так же высоко.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Бизнес для всех

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.