Истина - во лжи! В честь 200-летия со дня появления знаменитой книги Рудольфа Эриха Распе о бароне Мюнхгаузене бургомистр Боденвердера объявил свадьбу и состязание выдумщиков

В воскресенье, 11 июля, в 9 часов утра, в нижнесаксонское местечко Полле, что в 18 км от города Боденвердера, в сопровождении свадебного поезда из 16 карет и повозок прибывает сам Иеронимус Карл Фридрих фон Мюнхгаузен – просить у своего соседа фон Брунна руки его 20-летней дочери Бернардины. Получив на то согласие, 70-летний жених с юной невестой проследуют в обратный путь – в родовое поместье барона, где в присутствии многочисленных зрителей они и сыграют свадьбу.

С приключениями Мюнхгаузена мы знакомы с детства. На всю жизнь запоминается образ находчивого барона – заядлого охотника и путешественника, но главное – отчаянного враля и фантазера. Мюнхгаузен лжет, искренне веря в свои байки. Именно поэтому через весь герб, на котором Густав Доре – прославленный иллюстратор мюнхгаузениады, – изобразил топорик, уток, колесо и бутылку, красуется девиз, написанный в полном соответствии с канонами геральдики на латыни: «Во лжи истина». Считается, что наиопаснейшая ложь – та, в которую рассказчик сам искренне верит (у медиков даже существует термин «синдром Мюнхгаузена», означающий склонность к патологической лживости). Но своими повествованиями о забавных приключениях барон не столько восхваляет, сколько обличает ложь. Автор небольшого томика, появившегося 200 лет назад в книжных лавках Лондона, уроженец Ганновера Рудольф Эрих Распе именно в обличении лжецов видел воспитательное значение своей сатирической пародии. Но, вспоминая имя героя всемирно известной веселой книжки, далеко не все знают, что Распе вывел на страницах своей сатиры реальную личность. В существовании живого прототипа барона Мюнхгаузена может убедиться любой сомневающийся, посетив городок Боденвердер на берегу Везера.

Хотите – верьте, хотите – проверьте

За 200 лет в старой части Боденвердера мало что изменилось – повсюду приметы седой старины. Но главная его достопримечательность – усадьба, где жил знаменитый рассказчик. В любом справочнике Боденвердер и обозначен как родина Мюнхгаузена или Muenchhausenstadt, а на туристических проспектах рядом с городским гербом красуется летящий на ядре улыбающийся барон – символ города.

   В родовом доме Мюнхгаузенов с 1936 года городская ратуша. До наших дней сохранился и павильон, где он имел обыкновение за бутылкой вина рассказывать свои истории (теперь здесь музей). Внутри – старинная мебель, подвешенные на цепях люстры из оленьих рогов. Всюду охотничьи трофеи барона, доспехи и мечи времен крестоносцев. Это оружие предка Мюнхгаузена – потомка воинственного рыцаря Гейно, участника походов в Палестину под началом германского императора Фридриха Второго. На стенах запечатлены эпизоды из жизни Мюнхгаузена. Вот он со шпагой в руке несется на своем коне в атаку во главе отряда конников. Рядом – фрагмент его охоты на медведя. Далее – Мюнхгаузен в форме кирасира и даты его жизни: 1720 – 1797. Повсюду книги. Страстный охотник, барон был не менее страстным книгочеем. Искусно выполненный им экслибрис широко известен коллекционерам книжных знаков.

   На одной из стен изображен фамильный герб Мюнхгаузенов. Разумеется, он ничем не походит на тот, что создал Густав Доре. На подлинном гербе изображен монах с фонарем и посохом (не иначе – бредущий в поисках истины). Хранятся в этой комнате и подлинные вещи барона. Самые ценные лежат в стеклянном шкафу: пенковая трубка, походный сундучок и... пушечное ядро. Здесь же офицерская сумка, пороховницы и пистолет – вероятно, тот самый, из которого барон стрелял в уздечку своей лошади, привязанной к колокольне. И таким способом благополучно вернул себе средство передвижения, чтобы продолжать путешествие по России. Ведь Мюнхгаузен на самом деле совершил поездку в Россию, долго прожил там, храбро сражался на стороне русских против турок, за что был отмечен наградами, выйдя в полную отставку в 1754 году в чине ротмистра русской армии.

Биография

   Жизнь Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена была щедра на неординарные события. Во время русско-турецкой кампании он служил в полку кирасир под началом герцога Брауншвейгского Антона-Ульриха, бок о бок с которым участвовал в штурме Очакова. Зимой 1744 года в Риге ему довелось командовать ротой почетного караула, встречавшего принцессу Софью-Фредерику-Августу Ангальт-Цербстскую (впоследствии крещенную в православии как Екатерина Алексеевна). Он же сопровождал принцессу во время ее переезда из Риги в Санкт-Петербург. В том же году произошло еще одно важное для Мюнхгаузена событие: 2 февраля он обвенчался с дочерью судьи фон Дуттена Якобиной. Как позже он сам (воплощенный Олегом Янковским) признавал, «есть пары, созданные для любви – мы же были созданы для развода. Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства. В церкви на вопрос священника – хотим ли мы стать мужем и женой? – мы дружно ответили «нет», и нас тут же обвенчали. После чего мы уехали в свадебное путешествие: я – в Турцию, она – в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии».

   Проводя вечера в кругу приятелей, Мюнхгаузен частенько вспоминал былое. Как писал один из современников, «обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша. Жестикулируя все выразительнее, он крутил руками на голове свой щегольский паричок, лицо его все больше оживлялось и краснело. И он – обычно очень правдивый человек – в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии». Эти фантазии без конца пересказывались и вскоре приобрели широкую известность. Однажды в берлинском юмористическом альманахе «Путеводитель для веселых людей» появилось несколько рассказов «весьма остроумного господина М-х-з-на, который живет неподалеку от Ганновера». И в 1785 году Распе опубликовал их в Лондоне как «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Книжка сразу стала популярной, ее перевели на ряд языков, и в 1786 году она вернулась в Германию в переводе немецкого поэта Готтфрида-Августа Бюргера, отредактировавшего рассказы и даже добавившего к ним несколько историй (в частности, о знаменитом полете на ядре).

   Барон был взбешен! Его – правдивого человека – публично опозорили! Превратили в объект насмешек! Мюнхгаузен подал в суд за клевету, но первое издание, вышедшее в Лондоне, было анонимным, и суд отклонил иск (о том, что автором «Повествования...» являлся Распе, стало известно лишь спустя годы). Так бы и жил барон, борясь за свое честное имя, но судьба вновь преподнесла ему сюрприз: 70-летний Мюнхгаузен влюбился! Его супруга Якобина к тому времени умерла, детей у них не было, и барон решил жениться снова. Двадцатилетняя Бернардина фон Брунн, дочь отставного майора, согласилась выйти за него замуж, и в 1790 году состоялась их свадьба. Но вскоре разразился скандал: Бернардина родила сына, которого престарелый супруг, имея на то веские основания, признать своим отказался, затеяв развод. Однако суд и тогда было занятием для богатых. История блистательного барона имела печальный финал: оплачивая бесконечные заседания, он разорился, ребенок умер, а Бернардина исчезла...

   Умер Мюнхгаузен в нищете в 1797 году, но до самой смерти оставаясь верным себе: когда ухаживавшая за ним женщина спросила, почему у него не хватает двух пальцев на ноге (их он отморозил в России), барон гордо сообщил, что их откусил белый медведь!

   Бургомистр Мюнхгаузенштадта (простите – Боденвердера) Герберт Брёккель (Herbert Broeckel) на 11 июля 2004 года назначил повторную свадьбу барона Мюнхгаузена и девицы фон Брунн. Апофеозом торжеств, в которых примут участие самодеятельные актеры города и зрители со всех концов Германии, станет состязание выдумщиков. Любой желающий сможет рассказать случившуюся с ним совершенно правдивую фантастическую историю – лишь бы она была оригинальной и остроумной. Победителей ждут вполне реальные награды. Объявлен также конкурс и письменных рассказов – их можно прислать до 1 ноября с. г. К оригинальности и остроумию добавляется еще одно условие: текст не должен превышать 2 страниц формата A-4. Ну и, разумеется, писать надлежит по-немецки: хоть Мюнхгаузен и служил в русской армии, но за прошествием лет язык несколько подзабыл.

Идеи Мюнхгаузена живут и побеждают

   И в заключение – выдержка из заметки «Барон Мюнхгаузен и в Калининграде?», опубликованной в газете «Маяк Балтики» за 15 мая:

   В Калининград с родины барона Мюнхгаузена приехал бургомистр Боденвердера Герберт Брёккель. Приехал, чтобы увековечить память своего земляка и тем самым внести вклад в укрепление между Россией и Германией мюнхгаузеновской дружбы. Но начало визита немецкого бургомистра омрачилось сообщением некоторых СМИ, утверждавших, что из-за бюрократических проволочек калининградских властей табличка в память о посещении Кенигсберга бароном Мюнхгаузеном установлена не будет. Казалось, чиновники мэрии не могли забыть наглости одного из немецких гостей, который 3 года назад тоже приехал с родины Мюнхгаузена и, представившись прапраправнуком барона, заявил, что собирается осуществить наследственную миссию великого земляка – стать главой администрации любимого бароном города.

<... > Александр Захаров – президент действующего при Немецко-русском доме клуба «Внучата Мюнхгаузена», сообщил, что в честь барона будет установлена памятная доска на домике бывшего смотрителя одного из мостов через реку. В этом доме барон останавливался на пути из родного Боденвердера в Санкт-Петербург. На доске на русском и немецком языках будет начертано: «В этом доме просто не мог не жить, не работать и не творить Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен. Тот самый». Между прочим, именно в том путешествии он задолжал в одной из таверен Кенигсберга один талер за кружку пива, так как в кармане не нашлось разменной монеты. И Герберт Брёккель возвратил долг. Теперь эта старинная монета украшает ресторан «Солнечный камень», расположенный на месте того пивного заведения в старинном бастионе «Дюна». В общем, посещением Калининграда бургомистр – земляк Мюнхгаузена, остался доволен. И, прощаясь, сообщил, что памятник барону будет сооружен в Калининграде к 750-летию Кенигсберга-Калининграда.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Самара сегодня

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.