Полуостров невезения

В самой западной точке России – городе Балтийске Калининградской области – разразился скандал. Представители общественной экологической организации заявили о том, что Польша готовится прорыть канал через Балтийскую, или, как ее еще называют, Вислинскую, косу – уникальный полуостров, на котором гнездятся редкие виды птиц и растут диковинные растения. Полякам канал необходим для того, чтобы получить прямой выход в Балтийское море.

Жители косы на шум, поднятый вокруг этой истории, смотрят скептически. Какая экология? На полуострове нет никакой власти, здесь нет ни роддома, ни кладбища, ни канализации, все нечистоты «жемчужины Балтики» уходят прямо в залив.

Вислинская коса – это полоска суши длиной 65 км, шириной от 300 м до 4 км, уходящая в море. Одна половина косы – территория Польши, другая принадлежит России, Калининградской области. Обе страны владеют примерно равными частями полуострова – по 30 с небольшим километров. На одном конце косы – польский город Эльблонг, ближайший город с российской стороны – Балтийск, его от полуострова отделяют 400 метров водной глади. Чтобы попасть в Балтийское море, поляки сегодня вынуждены огибать косу и, разумеется, платить дань России за проход через ее территорию. «Польские специалисты уже давно заявляли, что значительные сборы в пользу России при проходе через фарватер, соединяющий залив с Балтийским морем, сделали международное судоходство по этому маршруту нерентабельным, – объяснил «Новым Известиям» высокопоставленный чиновник областной администрации. – После вступления Польши в ЕС этот конфликт обострился, так как российские пограничники потребовали у пересекающих водную границу туристов визы. В ответ поляки объявили о своем намерении прорыть канал на принадлежащем им участке косы».



Здесь умирают чаще, чем на материке

Полуостров, который делят Россия с Польшей, действительно уникальное место. Но не только в экологическом смысле. Польская часть – это ухоженный, благоустроенный курорт «Криница Морска», где каждый год отдыхают свыше 45 тыс. человек. Российскую же половину одно время облюбовали кинематографисты, которые приезжали сюда снимать фильмы ужасов. На территории косы расположен поселок (он так и называется Коса), состоящий из 82 домов довоенной постройки. Разбитые фонари, ржавые лодки, уныние и запустение. Над поселком стелется запах гниения: канализация давно вышла из строя, и местное ЖЭУ не в состоянии справиться с нечистотами, поступающими из поселка в море и залив. Инженерные коммуникации разрушены, песчаные дюны превратились в помойку – вывезти мусор на материк нет денег. В этом смысле Вислинская коса очень похожа на Курильские острова. Там, где хозяйничают японцы, – порядок и красота. Там, где мы, – ужас и разруха.

Кто является реальным хозяином Вислинской земли, толком не знает никто. В советское время Вислинская коса была закрытым районом. Здесь, на границе с Польшей, базировался полк морской авиации, который находился в подчинении командующего ВВС Балтфлота. Восемь лет назад экс-министр обороны Павел Грачев распорядился ликвидировать полк, и теперь сюда может попасть каждый желающий. В наследство от авиаторов остались огромные самолетные ангары, их несколько лет назад за бесценок скупила рыбопромысловая компания, пообещавшая превратить косу в европейскую зону отдыха и быстро обеспечить местное население рабочими местами. Обещаниями дело и кончилось: когда выяснилось, что земля и разобранный по винтику аэродром – по-прежнему на балансе Министерства обороны, рыбные олигархи поняли, что им продали только экологически чистый воздух. Кроме Минобороны, землей на косе владеет и Гослесфонд, однако, как признались «Новым Известиям» в областном управлении природных ресурсов, ни их ведомство, ни администрация области не могут установить, сколько земли принадлежит каждому из собственников. Ну, а пока это не установлено, ни строить, ни рыть, ни тем более обустраивать курорт по евростандартам на косе нет ни малейшего смысла.

Живут в поселке Коса всего 390 трудоспособных граждан, но работают меньше половины. Кто-то продукты продает в сельмаге, кто-то пошел в обслугу и в сторожа к новым русским, сумевшим только одним им известным способом «застолбить» старые немецкие дома. Всех остальных косовцев кормят огороды и залив – в нем ловятся угорь, лосось, лещ, судак. Рыбачить можно сколько угодно и как угодно – милиция и рыбинспекция в здешних краях не прижились.

Впрочем, в отсутствии на косе представителей власти есть и плюсы, и минусы. Плюсы понятны, а минусы в том, что поскольку паром и катер ходят только в светлое время суток, связь с внешним миром на ночь наглухо прерывается. В прошлом году, например, из-за этого сгорел дом и погибла семья из четырех человек – прибывшая с первым паромом из Балтийска пожарная машина тушила уже пепелище. Да и умирают здесь чаще, чем на Большой земле, – «скорая» вечно опаздывает. А с наступлением плохой погоды и штормов российская часть полуострова и вовсе отрезается от мира.



Несостоявшееся паломничество Роксаны Бабаян

Мысль о том, чтобы превратить косу в курортную зону, время от времени будоражит разные умы. Что понятно: помойку можно убрать, пляжи почистить, воздух здесь и правда чистый, залив красивый, географическое положение косы уникально. Туристы не могут не появиться в здешних краях. Почти 8 лет назад глава Балтийского городского округа Александр Кузнецов заключил договор с немецким предпринимателем г-ном Майстельманом. Условия, зафиксированные в документе, который попал в распоряжение «Новых Известий», превращали этого господина в полноправного хозяина уникальной территории. Более того, между делом была решена (в пользу Майстельмана) также судьба военного аэродрома и гидронавигационной гавани, куда все приписанные к Калининграду суда ходят определять девиацию – есть такая штурманская процедура, без своевременного исполнения которой ни одно судно не имеет права выйти в море. Бывший губернатор, ныне председатель по экономической политике местной Думы Юрий Маточкин дал добро дерзким начинаниям. Но превратить Балтийскую косу в курортный рай с крутыми санаториями г-ну Майстельману помешал Интерпол, который, как выяснилось, разыскивал этого международного мошенника за проделки в ФРГ и в Израиле.

Новую концепцию развития косы как курортно-рекреационной зоны администрация Калининградской области и Балтийского городского округа разработала в 1997 году. Утверждена она была правительством РФ четыре года спустя как составная часть федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». Согласно этой концепции, выполнять эту программу, финансируемую, кстати, из госбюджета, стало некоммерческое партнерство «Российская лига защиты животных» под руководством известной певицы Роксаны Бабаян. Эта фирма пообещала превратить территорию Балтийской косы в развлекательный комплекс для VIP-персон. Когда прокуратура Калининградской области заинтересовалась деятельностью лиги, выяснилось, что при составлении программы были нарушены многие статьи федеральных законов. Финансирование проекта приостановили.

Против застройки косы активно выступают представители общественной экологической организации «Экозащита»: они направили ряд обращений в государственные природоохранные органы, отстаивая идею сохранения территории в первозданном виде. «Вислинская коса – вторая в Балтийском регионе по величине песчаная пересыпь, уникальное геоморфологическое образование, – рассказывает «Новым Известиям» активист «Экозащиты» Алексей Милованов. – Коса и прилегающие морские и лагунные воды имеют исключительно важное значение как участок Беломоро-Балтийского миграционного пути перелета птиц. На косе гнездится 96 видов птиц. Особую ценность представляет 13 регионально редких видов высших растений».

Что сыграло свою роль – отсутствие инвесторов или протесты экологов, неясно, но мечты о курорте так и остались мечтами.



Коварные поляки

О том, что поляки хотят прорыть искусственный канал через Вислинскую косу, в Калининграде узнали из польской прессы. Выяснилось, что власти польского города Эльблонга загорелись этой идеей и уже создали инициативную группу, занимающуюся разработкой проекта. Как пишут газеты Эльблонга, польские экологи положительно оценили этот проект: с их точки зрения, строительные работы не нарушат уникальную экосистему, а, наоборот, улучшат пресно-соленый водообмен и развитие водной флоры и фауны. Российские экологи – категорически против: по их словам, Вислинский залив – это уникальное нерестилище ценных пород рыб, и вмешательство человека может погубить редкий природный комплекс. Солидарен с ними и мэр Балтийска Александр Кузнецов.

«Вислинский залив – очень сложная экосистема, – сказал он «Новым Известиям», – она складывалась веками. А одним ударом в данной ситуации можно разрушить все. Последствия будут самые драматические». В областной администрации подозревают, что польские заявления – не что иное, как попытка мелкого шантажа. Но официально эту проблему комментировать отказываются.

Что же касается самих жителей российской части косы, то они к планам соседей по рытью канала относятся индифферентно. «При чем здесь экология, рыбы и птицы? – заявил корреспонденту «НИ» житель поселка Коса Юрий К.– Здесь людям жить невозможно. Ни умереть по-человечески, ни родиться. Забрали бы нас в Польшу уж, что ли, все легче бы было».



«ЭТО БУДЕТ КРУПНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СКАНДАЛ»

Светлана ГОЛУБЕВА, эксперт бывшего Министерства экологии и природных ресурсов, ныне директор по развитию экологической консультационной фирмы IC/EKO
«Просто так. в одностороннем порядке, Польша «проковырять» канал не может: как и Россия, эта страна является членом Хельсинкской конвенции по охране морской среды Балтийского моря. Балтийский регион вообще чувствителен к антропогенным воздействиям, а строительство морского канала как раз таковым и является. Какие-либо односторонние действия, могущие повлиять на экосистему Балтики, предпринятые без предварительных международных консультаций, вызовут крупный международный скандал, в который кроме России будут вовлечены соседние Финляндия, Германия и Литва. В Вислинском заливе обитает более десятка редких видов рыб. В результате изменения солености воды, что бы ни утверждали польские экологи, они неизбежно вымрут. Мы это знаем по опыту Азовского моря, где уменьшение стока пресной воды привело к резкому сокращению ареала осетровых».

Справка «НИ»

Чтобы понять, как российские власти относятся к польским планам строительства судоходного канала через Балтийскую косу и каковы будут последствия этого шага для экологии региона, «НИ» обратились в Министерство природных ресурсов РФ, ведавшее до реорганизации правительства и охраной окружающей среды. Однако выяснилось, что министерство теперь такими вопросами не занимается. Экологическими проблемами территорий ведает профильный комитет Государственной думы, где «НИ» заверили, «что вопрос находится на контроле и обязательно будет рассмотрен в сентябре, на одном из первых заседаний комитета».
Источник: Новые известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.