Остров невезения

В Калининградской области разрастается скандал вокруг инициативы муниципалитетов Вамино-Мазурского и Поморского воеводств Польши соорудить в заповеднике на Вислинской косе, соединяющей Польшу с Россией, судоходный канал из Вислинского залива в море в обход водного пути через Балтийск вдоль российской территории. Об этой инициативе недавно заявил журналистам генеральный консул Польши в Калининграде Ярослав Чубински.

Протяженность косы 55 км, из них 30 принадлежат Польше. В советские времена со стороны Калининградской области вход на косу был закрыт. На ней располагался военный аэродром и гарнизон летчиков с гидрогаванью. Сегодня коса формально находится в введении Министерства обороны и Министерства природных ресурсов РФ. Вот уже много лет поляки просят у российских чиновников разрешения на проход мимо российской территории косы.

Калининградские власти, в частности вице-губернатор Олег Шлык и начальник областного управления Министерства природный ресурсов Юрий Цыбин, заявляют, что им ничего не известно о существовании в Польше проекта по строительству судоходного канала и о том, какое влияние это окажет на приграничное сотрудничество и экологию региона. В свою очередь, Ярослав Чубински говорит, что в Польше создан специальный фонд для сбора денежных средств на строительство канала, а стоимость сооружения составит около 20 млн. долл.

Проектом строительства канала на территории Польши заинтересовался Комитет научных исследований Польской Республики. Поляки говорят, что его осуществление даст им большую выгоду в развитии Эльблонгского яхтенного порта, куда смогут, минуя Россию, заходить напрямую через шлюзовой канал суда стран ЕС. Порт из речного превратится в морской. Поляки будут получать приличные деньги за обслуживание судов.

А что получит Россия? По мнению специалистов, появление нового канала грозит превратить косу в остров экологических проблем. «В первую очередь в Калининградской области резко нарушится гидрологический режим, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» заведующий лабораторией прибрежных систем атлантического отделения Института океанологии РАН старший научный сотрудник Борис Чубаренко. – Произойдет изменение всего микроклимата и начнутся резкие движения нагорных ветров. Они будут заиливать донными отложениями фарватер в Калининградском морском канале. Потребуются дополнительные денежные вложения для расчистки судоходного канала, что значительно повлияет на пропуск судов вдоль канала, идущих из Балтийского моря с промыслом в калининградские рыбные торговые порты. Прямым следствием этого будут проблемы с водозаборами, участятся перерывы в водоснабжении Калининграда».

В качестве подтверждения своих слов ученый-океанолог продемонстрировал результаты российско-польско-датского проекта «Вислинская лагуна». Модельный расчет показал, что при возникновении второго пролива в южной польской части Вислинской косы Вислинский залив превратится в морской прибрежный водоем с соответствующей соленостью, что повлечет за собой резкое изменение пресноводной флоры и фауны. «Это сильно подорвет экономику рыбной отрасли Калининградской области, – утверждает директор Атлантического научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии кандидат биологических наук Константин Кухаренко. – За счет изменения гидрологического режима и химического состава воды нерестилища леща, судака вынуждены будут сменить среду обитания. Из Калининградского залива исчезнет угорь, балтийский лосось перестанет приходить на нерест».

Специалисты добавляют к этому, что инициатива строительства судоходного канала на Вислинской косе нарушает Хельсинкскую конвенцию по защите Балтийского моря, которую подписывали Польша и Россия.
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.