После закрытия Игналинской АЭС энергетическая зависимость Литвы от Востока может возрасти

Если в Балтии политики объяснят избирателям, что Россия больше не враг, а партнер, то тогда сформируется фон для сотрудничества. Вступление стран Балтии в Европейский союз подвело черту под прошлым. Тем самым складываются необходимые предпосылки для того, чтобы перевернуть прежнюю страницу отношений России с Балтией и начать новую главу.

Балтийские элиты, выполнив историческую задачу "возвращения в Европу" и добившись членства в НАТО, могут больше не опасаться попасть в орбиту влияния России. Теперь у них более прочные позиции для диалога с восточным соседом. При всех упованиях на менеджерскую помощь Брюсселя и поддержку экономических фондов ЕС, национальные хозяйства стран Балтии по-прежнему находятся в тесной связке с Россией. Без доходов от транзита российских энергоносителей и потока туристов, особенно гарантированного сбыта сельхозпродукции на просторы СНГ Латвия, Литва и Эстония вряд ли смогут обойтись. Надежды на то, что Германия и Скандинавские страны помогут балтийским государствам освободиться от "экономических объятий восточного соседа", развеялись. К тому же в балтийской политике произошла смена элитных поколений. Как свидетельствует, например, "дело Паксаса" в Литве, на авансцену вышли молодые и амбициозные прагматики, для которых антирусские комплексы и антироссийские фобии уже отнюдь не пропуск во власть. Кроме того, три балтийских государства вовлечены в конкурентную субрегиональную борьбу за транзитные грузопотоки, внимание зарубежных инвесторов и участие экономических партнеров. Смена стратегических курсов соседей была, как известно, болезненно воспринята в России, хотя балтийские страны в глазах российского руководства не относятся к сфере первоочередных интересов. В Москве решили дать поработать времени. В духе канцлера Горчакова: в действие вступили более веские аргументы и весомые доводы. Построив Балтийскую трубопроводную систему и порты в восточной части Финского залива (Приморск, Усть-Луга, Батарейная), Москва добилась большей диверсификации транспортных потоков из России. Планируется сооружение Североевропейского газопровода в Европу. Влияние российского капитала в странах субрегиона стало достаточно заметным. Этот капитал контролирует здесь некоторые ключевые предприятия. После закрытия Игналинской АЭС в Литве энергетическая зависимость от востока может возрасти, поскольку альтернативные энергоисточники, например, финские, - на 40% имеют российское происхождение. В связи с расширением ЕС Москва на основе "особых транзитных документов" все же урегулировала проблему проезда российских граждан через территорию Литвы в Калининград. В протоколе и декларации о расширении действия соглашения ЕС-РФ, подписанных 27 апреля в Люксембурге, признается, что проблема русскоязычных Латвии и Эстонии стала теперь проблемой Евросоюза. На говорящих по-русски сегодня в Балтии уже не смотрят как на оккупантов, а скорее как на привлекательный платежеспособный контингент. Состояние отношений России и стран Балтии свидетельствует, что за прошедший период сторонам удалось избавиться: одной - от мании величия, а другой - от мании преследования. В балтийских странах осознают, что на поддержании статуса "прифронтовых государств" вряд ли можно получить у держав Запада необходимые политические дивиденды и экономические бонусы, особенно если Москва не втягивается в контрсиловые игры. Евросоюз в своей стратегии отношений с РФ предусматривает все новые инициативы, будь то зона свободной торговли, энергетический диалог, общее экономическое пространство или "четыре общих пространства", в рамках общей интеграционной модели Единой Европы. Застойный характер двусторонних связей не устраивает и Россию. В деловых и некоторых политических кругах недовольны отсутствием инициативных шагов МИД РФ, чтобы вернуться в Прибалтику. Москве не удается конвертировать там свое экономическое влияние в политический ресурс, отчасти из-за нежелания олигархов, оперирующих в субрегионе, делать соответствующие политические вложения. Российская дипломатия по-прежнему не может опереться на соотечественников в Балтии при решении своих задач. Чтобы вывести из тупика российско-балтийские отношения, нужны, как видится, смелые дипломатические шаги навстречу друг другу и политическая воля высшего руководства. Потом уже может быть открытое обсуждение как всего комплекса накопившихся проблем (Эстонии и Латвии продвинуть договоры о границе с Россией, выравнять железнодорожные тарифы и прочие темы), так и перспектив наших связей. Вряд ли кто-либо в Москве ожидает от прибалтов больших и громких инициатив, самостоятельности в вопросах использования НАТО их инфраструктуры, присоединения к ДОВСЕ. Эти вопросы в сфере большой политики и будут результатом договоренностей на высшем уровне, в частности в формате НАТО-РФ. Сейчас, когда появился удобный момент улучшить отношения с Россией, властям в Риге, Таллине и Вильнюсе можно ограничиться лишь "малыми шагами". Главное - не нужно дразнить Москву. Прекращение демонстративных акций преследования советских ветеранов-антифашистов и чествования легионеров Waffen SS, свертывание различных пропагандистских кампаний (по "возмещению причиненного оккупацией СССР ущерба", который, например, оценен в "Белой книге" Эстонии в 49 млрд. долл., или о "черном юбилее" пакта Молотова-Риббентропа) - все это будет, без сомнения, позитивно воспринято российским руководством и обществом в целом. Если в Балтии политики объяснят своим избирателям, что Россия больше не исконный враг, а прагматичный партнер, то тогда сформируется необходимый фон для двустороннего сотрудничества.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Gorod.lv

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.