Русско-прусское будущее Калининграда

Все новости по теме: Калининградский анклав

Встреча немецких и российских журналистов, состоявшаяся в Калининграде 16-19 мая, отнюдь не была посвящена «провокационной» теме сепаратизма жителей российского эксклава на Балтике. Разговор шел о другом — о терроризме, мультикультурализме и стереотипах русских и немцев в восприятии друг друга. И прежде чем обратиться к калининградской тематике, необходимо сказать несколько слов об этом.

Хотя эти вопросы, как предмет совместного обсуждения россиян и немцев, отнюдь не новы, во время калининградской встречи разговор получился более откровенным, чем это бывает обычно на подобных международных мероприятиях. В частности, вполне определенно прозвучала тема насилия со стороны государств, по сути своей точно так же апеллирующих к праву силы, как и террористы. Кроме того, были выдвинуты некоторые принципиальные тезисы, заставляющие посмотреть на терроризм в несколько иной плоскости.

Во-первых, участниками встречи был подвергнут сомнению тезис о том, что в ходе терактов страдают «невинные люди». «Невинные люди» — граждане своих государств, и, принимая то или иное гражданство, они берут на себя и те обязательства, которые следуют из этого гражданства — в частности, долю ответственности за политику своего государства. И это не демагогия, а часть того социального договора, в результате которого и родился институт государства. Об этом надо помнить и понимать, что страдают не просто отдельные человеческие существа, а граждане государств — политические субъекты.

Во-вторых, представляется бессмысленным обвинять террористов в том, что они используют «нелегитимные методы». Господствующая культура (в том числе и политическая) устроена таким образом, что легитимными методами могут победить только представители этой культуры. Таким образом, выбор, стоящий перед «негосподствующей» культурой, очень прост — смирись или борись нелегитимными методами.

Разумеется, такие подходы к проблеме терроризма разделили не все участники встречи, но разделительной линии между русскими и немцами не было. Да и само по себе введение в дискуссию такой тематики представляется определенным прорывом с точки зрения откровенности и глубины обсуждения проблемы.

Теперь — собственно о калининградской теме, все время присутствовавшей «между строк» и в полный рост обозначившейся во время встреч немецких и российских журналистов с губернатором региона Георгием Боосом, председателем Областной думы Сергеем Булычевым, главным архитектором Калининграда Александром Башиным и многими другими видными жителями города.

Отметим, что впервые совершенно внятно было сказано о восстановлении исторического центра Кенигсберга. Почти принято решение о воссоздании Королевского замка в центре города, а его уничтожение в 1969 году губернатор Боос назвал «варварским актом вандализма». Более того, речь идет не просто о восстановлении замка, а о восстановлении исторического окружения призамковой площади. Как сообщил главный архитектор Калининграда Александр Башин, уже образован фонд, который обеспечит проектные работы, и есть договоренность с бизнесменами города, готовыми внести в этот фонд порядка 15-18 миллионов рублей.

Надо уточнить, что не планируется точно копировать довоенную кенигсбергскую площадь и воссоздавать замок во всех его деталях. Скорее, это можно назвать реконструкцией на тему довоенного Кенигсберга. И такой подход представляется очень здравым. В ближайших планах — восстановление 21-й тысячи квадратных метров площадей замка. Эта работы оценивается в сумму порядка $100 миллионов. Вероятно, будет восстановлен музей Пруссии и часть исторических залов. Возможно, в комплексе здания возникнет современный отель высшей категории. Оценить стоимость всех работ по частичному воссозданию облика Кенигсберга до проведения проектных работ не представляется возможным.

Параллельно, как сказал губернатор Боос, будет вестись работа по созданию современного постсоветского европейского российского города. Если этот план будет реализован, сегодняшний Калининград, безусловно, станет другим. И название Калининград вряд ли будет подходить этому городу. Возможно, он станет Кенигсградом...
Кстати, как рассказал председатель областной Думы, обсуждается и планируется и восстановление отраслей хозяйства, типичных для довоенного Кенигсберга, — коневодства, водного туризма.

Откуда взять деньги на эти масштабные планы? Судя по всему, новое руководство области возлагает определенные надежды на закон об Особой экономической зоне, который дает хорошие налоговые преференции. Правда, не совсем понятно, почему для участия в этом проекте обозначен столь высокий финансовый барьер — инвестор должен представить проект на сумму не менее 4,5 миллионов евро. Видимо, привыкший к московским масштабам Боос просто не хочет возиться с «мелочевкой». Тем не менее, по словам председателя областной Думы, за месяц с начала действия закона уже принято около десятка заявок на участие и ожидается, что их будет гораздо больше.
В свою очередь губернатор говорил о привлечении инвестиции очень уверенно и сообщил, что объем привлеченных в этом году инвестиций составит порядка $1 млрд. 300 млн., а всего в работе инвестиционных проектов — на несколько миллиардов долларов.

Надо заметить, что калининградские бизнесмены, не имеющие возможности действовать столь масштабно, чувствуют себя оттесняемыми на задний план и вынуждены уходить со своими проектами в область. Новыми калининградскими властями они, видимо, воспринимаются исключительно как щепки, неизбежные при рубке леса.

Интересен вопрос: какова будет самоидентификация жителей будущего Кенигсграда?

Георгий Боос, отвечая на вопрос о миссии, которую возложил на него президент Путин, доверяя кресло губернатора Калининградской области, отметил, что главное задание президента — отработать на примере области интеграцию с Европой. По его словам, интеграция по линии Евросоюза представляется вполне решаемой. По этой линии легко представить Калининградскую область как часть европейского пространства, с безвизовым въездом, свободной миграцией и свободным товарным обменом. Сложнее выглядит ситуация с интеграцией по линии НАТО. Тут пока нет ясного понимания того, как будут складываться отношения.

Таким образом, отвечая на вопрос о самоидентификации будущих жителей Кенигсграда, следует, видимо, исходить из того, что это будут русские европейцы. Впрочем, некоторые участники российско-германской встречи шутили, что разница между «пруссами» и «руссами» не столь велика, и что, возможно, на месте расчлененной и переставшей существовать воинственной Пруссии возникнет Русская Пруссия — форпост России в Европе и органическая составная часть Европы. В таком случае, кенигсградцы станут наследниками пруссов — русскими пруссами.

Встреча немецких и российских журналистов была подготовлена немецкой стороной в рамках форума «Петербургский Диалог» при активном содействии германского МИД. С немецкой стороны во встрече участвовали представители Deutsclandfunk, Die Welt, Rheinischer Merkur, NDR, MDR (вещательные компании), Der Tagesspiegel, n-tv (телеканал), RUFO (интернет- и информационное агентство), а также представители германо-российского форума и министерства иностранных дел Германии. С российской стороны во встрече и дебатах участвовали представители «Первого канала», радиостанции «Маяк», информационного агентства «Росбалт» и журнала «Russia Profile». Большую помощь в организации встречи оказал генеральный консул ФРГ в Калининграде доктор Гидо Герц, чье заинтересованное участие принесло много дополнительных приятных и полезных моментов.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Росбалт

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.