Кто главнее, у кого длиннее: объясняем происходящее с выборами мэра на коубах

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Эпоха Антона Алиханова

В минувшую пятницу глава Калининграда Александр Ярошук заявил о грядущих переменах в механизме формирования городской власти — отмене прямых выборов и возвращении в публичное пространство термина «сити-менеджер». Понять, что и зачем будет меняться, не так просто. Объясняем эти сложные, но важные вопросы при помощи забавных движущихся картинок.

Сити-менеджер, глава, реформа… Ничего не понимаю. О чём вообще речь и как это меня касается?

Всё довольно просто. Калининград вот уже год остаётся единственным муниципалитетом региона, в котором мэра (или главу города и администрации в одном лице) выбирали напрямую жители. В последний раз это случилось 4 года назад, осенью 2012 года, за Александра Ярошука проголосовали 41,5 тыс калининградцев — это менее 10 процентов электората. Если вы тогда не ходили на выборы, как сделали 80 процентов избирателей, то, наверное, всё это не касается вас никак. Потому что вам всё равно.

После этого Ярошук совмещал две функции — политическую и исполнительную, главы города и руководителя городской администрации (мэрии) с правом подписи. И продолжает это делать по сей день.



Погодите, я хожу на выборы и мне не всё равно, что дальше?

Ну, больше ходить не будете. По крайней мере на выборы мэра Калининграда. В ближайшее время в областную Думу будет внесён законопроект, который отменит прямые выборы главы местного самоуправления в областной столице. Вносить законопроект будет областное правительство, а разработан он был ещё при предыдущем губернаторе Николае Цуканове. Тогда вообще было довольно весело.



А зачем отменять выборы мэра?

Потому что в России довольно давно строят вертикаль власти. Правда, какую-то временную и местами. Выборы губернаторов ведь тоже отменяли, но потом вернули. Спонтанность и несистемность этих процессов обычно связана с масштабом страны и инерционностью политики. От возникновения какой-либо затеи где-то в недрах администрации президента до момента её реализации могут пройти годы, и об идее могут попросту забыть.

Как бы то ни было, в прошлом году Госдума приняла закон, который дал право губернаторам напрямую участвовать в назначении (или в выборах) мэров крупных городов. Формально причины такого шага объяснялись необходимостью ликвидировать конфликты на тему «кто главный в городе». По поводу реальных причин можно фантазировать сколько угодно.



Хорошо, выборов не будет, а что будет?

Будет комиссия. В неё войдут представители Калининграда — депутаты горсовета, и представители области — некие «люди из правительства». Затем желающие поуправлять городом выставят свои кандидатуры, если будут соответствовать критериям, изложенным в новом законе. Комиссия оценит эти кандидатуры и выберет оптимальную, по мнению большинства. А горсовет должен будет одобрить выбор комиссии — или выступить против её решения.

То, что он одобрит, кстати, не факт. Во-первых, избранный нынешней осенью горсовет Калининграда — вовсе не тот, что работал в предыдущие годы. Тогда число депутатов, не входивших в «Единую Россию», было минимальным: всего двое, коммунист и скандалист Виктор Трофимов и якобы независимый депутат-издатель Арсений Махлов. Теперь позиции партии власти изменились: 20 депутатов из 28. Решение горсовета по кандидатуре главы/сити-менеджера должно быть принято квалифицированным (две трети) большинством голосов. Таким образом, пространства для манёвра остаётся всё меньше, ведь фракция «Единой России» только выглядит коллективом единомышленников.



И кем станет тот, кого выберет комиссия и одобрит горсовет?

Он станет главой города и одновременно главой городской администрации. То есть, формально, по сравнению с нынешней ситуацией почти ничего не изменится. Сейчас избранный напрямую глава совмещает сразу две должности, после принятия нового областного закона глава также будет совмещать две должности, только вот народное волеизъявление на его судьбу уже влиять не будет.



Что-то мутно это всё. Короче, Ярошук останется мэром?

Эге, всё не так просто. Всё, как и всегда, зависит от «внутриэлитных» взаимоотношений. Теоретически действующий мэр наладил отношения с областным правительством, на ключевых постах (вроде вице-премьера «по земле» Гарри Гольдмана) там сидят удобные ему люди. О новом врио губернатора Антоне Алиханове Александр Ярошук отзывается сугубо комплиментарно. Однако отношения между «городскими» и «областными» — штука крайне шаткая, особенно в условиях дефицитных бюджетов обоих уровней. Плюс, за последние три с небольшим месяца в Калининградской области глава исполнительной власти сменился два раза, и гарантировать что-либо по поводу политического долгожительства Алиханова сложно.



Так останется или не останется, что вы мне мозги пудрите?

По крайней мере, может остаться. Своих амбиций занять должность главы Калининграда в третий раз подряд Александр Ярошук не скрывает. И менее чем за год до истечения действующего срока явных конкурентов как-то не видать. Однако суть грядущих перемен как раз в том, что правительство теперь может назначить главой Калининграда кого угодно, вне зависимости от политического веса и поддержки населения. Как верно отметил в интервью «Новому Калининграду.Ru» сам Ярошук, «власти тратят все свои ресурсы на выяснение того, кто главнее и у кого длиннее». Пока что, судя по переменам в верхушке областной власти, баланс был на стороне мэра. После принятия нового закона «длиннее» может оказаться у правительства и губернатора.



Ну вроде бы понятно, а что в этом всём хорошего?

Ну, хорошего не так много, но кое-что есть. Во-первых, как ни странно, в изначальной мотивации федеральных законодателей есть смысл. Конфликтующие между собой мэр и губернатор вряд ли облегчают жизнь простых людей. Которая в изрядной степени зависит от наполняемости местного бюджета. А она, в свою очередь, в существующей ситуации определяется отношением к городу главы области. Негативное влияние конфликтов местного самоуправления и власти региона можно было видеть в прошлые годы на примере Балтийска или того же Калининграда, которых из-за плохого отношения мэров и губернаторов лишали дотаций из областного бюджета.



А что во всём этом плохого?

Во-первых, сужается и без того не особо широкое пространство публичной политики. Нельзя сказать, чтобы эта политика была слишком уж вменяемой. Так, в последних выборах мэра Калининграда участвовали аж 11 кандидатов, но большая их часть получила результаты где-то в пределах статистической погрешности. А некоторые даже не приезжали в Калининград. Но всё же некоторое подобие политики на местном уровне оставалось. Кроме того, несмотря на заверения, звучащие сегодня, если назначать главу Калининграда в значительной степени будет губернатор, то и действовать глава должен будет в первую очередь в его интересах. Гарантии, что все эти интересы — жителей и чиновников — будут совпадать, особо не просматривается.



Блин, а мне-то что теперь делать?

Ну для начала нужно было ходить на выборы, может быть, всё бы и не дошло до такой вот ситуации. Кроме того, отчасти выборы нового главы города с населением связаны, ведь кто-то ваши интересы в горсовете представляет. Попробуйте ради интереса узнать, кто этот человек и чем он там занимается. Но в целом возможностей повлиять на власть, конечно, маловато. С другой стороны, как показывают соцопросы, заниматься этим влиянием особо никто не хочет — гораздо интереснее лежать на диване и смотреть, как Россия побеждает на внешнеполитической арене. Можете спокойно продолжать этим заниматься.


Текст — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.