Прокурор области : "Политики в уголовных делах против депутатов нет"

Около 5 месяцев назад прокурором Калининградской области стал 49-летний Алексей Самсонов, прибывший на запад России из Удмуртии, где занимал должность 1-го заместителя прокурора республики. Новый прокурор первым делом отметился "чисткой" своих рядов - за весну своих постов лишились 5 районных и городских прокуроров. Также, по сути, впервые в Калининградской области под началом Самсонова стал расследоваться ряд уголовных дел, уже получивших в региональных СМИ статус "политических". Алексей Михайлович согласился ответить корреспонденту ИА REGNUM Андрею Выползову на некоторые острые вопросы.

ИА REGNUM: Намерены ли вы продолжать "чистить" органы прокуратуры? Уже есть 5 отставленных прокуроров районов и городских округов Калининградской области. По каким причинам расстались с ними?

Как такой чистки, конечно, нет. Просто есть люди, которые уже не желают работать, вот мы с ними и расстаемся. С четырьмя прокурорами мы расстались по несоответствию их моральным и деловым качествам. Только один прокурор Полесского района ушел по болезни, расстались мы с ним с сожалением. Сейчас набрали вроде нормальных молодых людей, посмотрим, как они смогут справиться.

ИА REGNUM: Прокомментируйте возбуждение сразу пяти уголовных дел, в отношении оппозиционного депутата облдумы, учредителя газеты "Калининградские новые колеса" Игоря Рудникова, а также его редакционного коллектива. На ваш взгляд, сколько в этих томах политики?

Преступления могут совершаться по политическим мотивам. Но расследование них - это всегда чисто процессуальное дело, без всякой политики. В томах этого уголовного дела - клевета. Любой человек, прежде чем обвинить другого, должен убедиться, насколько верна эта информация. Тем более, когда он распространяет ее публично - в газете. Ведь если "Новые колеса" пишут о том, что за 15 тысяч долларов прекращается уголовное дело, то это должна быть достоверная информация, с доказательствами. (Речь идет об уголовном деле в отношении соратника Рудникова, экс-депутата облдумы Олега Березовского по факту клевету на коллегию судей. В статье, опубликованной в "Новых колесах", экс-депутат предположил, что судьи за 15 тысяч долларов оправдали Александра Фукса - сына одного из начальников военно-морской базы Балтфлота, задержанного по подозрению в сбыте наркотиков. 10 июля начнется предварительное слушание этого дела в суде. - Прим. авт.). И сторона обвиняемого не предоставляет доказательства уже по более чем 20 героям публикаций. Это, разумеется, подпадает под признаки клеветы. Поскольку таких фактов было много, то и навозбуждалось столько дел. Сейчас они объединены в одно производство. Дело следствием уже закончено, идет ознакомление фигурантов с материалами.

ИА REGNUM: Ставят ли правоохранительные органы целью посадить оппозиционного политика?

Ну вот, опять вы про политику. Какого-то политического заказа в данной ситуации не усматриваю. Я открою, может быть, для вас тайну, мы специально решили тормознуть следствие, чтобы дать возможность Игорю Рудникову и его соратникам по партии провести предвыборную кампанию в облдуму. Чтобы не было тени подозрения, что мы влияем каким-то образом на проведение выборов. А уже после выборов провели все необходимые следственные действия и получили заключение областного суда о наличие признаков преступления в действиях депутата. И Верховный суд подтвердил нашу правоту. Цели у нас посадить кого-то ни было нет. Это суд решает. Санкция статьи по клевете небольшая - до трех лет лишения свободы. И потом, если бы мы такую цель ставили, то, наверное бы, пошли в суд с избранием меры пресечения Рудникову в виде заключения под стражу. А мы ограничились подпиской о невыезде. Повторяю, со стороны нас нет никакого нагнетания ситуации. Мы об этом расследовании нигде не говорим, не афишируем. А нагнетание, с моей точки зрения, идет со стороны защиты депутата: придать статус некоего политического процесса и, соответственно, взбудоражить определенную часть населения.

ИА REGNUM: А вы встречались с Рудниковым?

Один раз он приходил ко мне, принес жалобу во время предвыборной кампании. Я уже и не помню, какую. Столько жалоб от него поступало в то время...

ИА REGNUM: Почему же раньше к оппозиционному депутату не было вопросов со стороны прокуратуры? Почему только сейчас, как в регион пришел Георгий Боос?

Мне трудно судить об этом, я работаю прокурором 5 месяцев. У меня отношения с чистого листа со всеми СМИ и со всеми должностными лицами региона. Дело против депутата начал мой предшественник прокурор Владимир Зинык. Насколько я знаю, у него был конфликт с Игорем Рудниковым, но насколько он был глубоким, не знаю. Деталями этого конфликта не интересовался.

ИА REGNUM: Очевидино, что депутат Рудников первым обнародовал факт не совсем честной покупки квартиры прокурором Зиныком, а теперь он говорит, что приложил руку к его увольнению. Возможно ли, по-вашему, месть со стороны бывшего прокурора?

Насколько я знаю, моего предшественника уволил Генпрокурор не по указке депутата Рудникова. Может быть, в какой-то мере он поспособствовал этому событию, но это только предположительно. Я думаю, что определенную роль в увольнении сыграло расследование хозяйственных дел, низкая раскрываемость убийств и ряд других отчетных моментов. Оценка деятельности калининградской прокуратуры в Генеральной шла по статистике, вернее, по низким ее показателям. Насколько я знаю, Генеральный после этого позвонил Зиныку, и тот сам заявил о своей отставке.

ИА REGNUM: А вы поддерживаете отношения с Владимиром Зиныком?

Он заходит иногда в прокуратуру по делам, поскольку он сейчас он стал советником губернатора. Переговариваемся по рабочим вопросам, но, как говорится, в душу друг другу не заглядывали.

ИА REGNUM: На какой стадии находится расследование другого громкого "политического" дела в отношении мэра курорта Светлогорска Олега Верниковского? (Чиновника задержали сотрудники ФСБ на российско-литовской границе с незадекларированным пневматическим револьвером "Флоберт" и 460 патронами различного калибра. - Прим. авт.).

В отношении Верниковского прокуратура области расследует уголовное дело по факту контрабанды оружия и боеприпасов. Сейчас назначена дополнительная экспертиза и после получения этого заключения дело пойдет в суд. Экспертиза одна - патроны и боеприпасы относятся к боевому оружию или нет?

ИА REGNUM: А почему дело расследует ФСБ и мэр не отстранен от своей работы?

ФСБ проводила только первоначальные следственные действия, а затем дело было передано нам и нами принято к производству. А ставить вопрос об отстранении мэра от должности можно было, если должностное лицо смогло оказать влияние на свидетелей, других участников процесса, используя свое должностное положения. Здесь же - контрабанда оружия, не связанная никоим образом с муниципалитетом. Все участники процесса также Верниковскому никак не подчинены.

ИА REGNUM: А Верниковский после инцидента заявил, что это провокация, что ему не дали просто задекларировать патроны...

Я понимаю - провокация была бы, если б ему что-то подбросили (улыбается). А в данном случае он же не отрицает, что это, да, его патроны и пистолет. Он просто, прежде чем пересечь таможенную зону, не представил декларацию о провозе груза, положенного к декларированию, значит, это контрабанда. И - никакой политики.

ИА REGNUM: На какой стадии расследование аферы с приватизацией крупнейшего в Калининграде административного здания - Домом Советов?

Мы расследуем весь спектр по этому делу: приватизацию Дома Советов, его банкротство и, соответственно, дальнейшую реализацию. Мотив возбуждения дела состоит в стоимости сделки. Согласитесь, когда крупнейшее административное здание в центре Калининграда уходит за 7 млн. рублей (при общей полезной площади в 32 тыс. кв. метров. - Прим. авт.), то это вызывает серьезные вопросы. В настоящее время назначена независимая оценочная экспертиза за пределами Калининградской области. Дальнейшие действия будут зависеть именно от этой оценки. Будут задержания или нет, об этом говорить рано.

ИА REGNUM: А есть уже какие-то фамилии?

Я не могу сейчас оперировать фамилиями, потому что никому еще не предъявлено обвинения.

ИА REGNUM: Вернется ли в собственность области это здание?

Не исключаю этого. Тем более, уже необходимые иски заявлены в арбитражном суде.

ИА REGNUM: Алексей Михайлович, несколько личных вопросов. Где вы живете в Калининграде и какова перспектива получения жилья?

Сейчас я снимаю двухкомнатную квартиру в девятиэтажном доме, как говорится, у частного лица. Когда же меня в облдуме представлял замгенпрокурора Иван Кондрат, то он озвучил, что квартира мне будет куплена за счет средств из федерального бюджета. Но в настоящее время имеется проблема у Генеральной прокуратуры с получением этих средств из Минфина. Когда этот вопрос будет решен, непонятно. Поэтому я решил приобрести квартиру за счет собственных средств. Сейчас моя жена занимается приватизацией трехкомнатной квартиры в городе Ижевске, которую мне там предоставил муниципалитет. Жилье в Ижевске стоит выше, чем в Калининграде, к тому же квартира у меня в центре города. Желающих приобрести ее достаточно. Я так подсчитал, что мне хватит средств купить в Калининграде трехкомнатную квартиру.

ИА REGNUM: Есть ли у вас личная машина?

В Ижевске перед отъездом сюда я продал свою машину ВАЗ-2112 и гараж. Автомобиль фактически новый, пробег меньше 20 тысяч. Здесь пока даже не думал о покупке автомобиля. Не до этого. Езжу на служебном автомобиле Toyota, который достался "по наследству" от прежнего прокурора.

ИА REGNUM: Лично для вас - переезд из Удмуртии в Калининградскую область - это рост, престиж?

Понятно, что по должности - это рост. Хотя в Удмуртии я был первым заместителем прокурора республики: субъекта первой категории. Соответственно, переехав сюда, даже потерял в зарплате. Ну, а поскольку прокурор отвечает за все, то хлопот прибавилось. Еще из личного впечатления: здесь природа отличается от тех мест. Леса иные, озера иные. Море есть. Хотя и в Удмуртии есть прекрасные места, например, красивейшие острова на Каме.

ИА REGNUM: Как родственники восприняли переезд на запад России?

Родственники восприняли без особой радости. Все же любят, чтобы все жили рядом.

ИА REGNUM: Ваши впечатления от Калининграда и калининградцев.

Город зеленый, нет чадящих труб, как в Ижевске, где только одна "Ижсталь" дымит на весь город. Воздух, соответственно, чище. Есть значительно больше мест, где можно просто погулять вечером. По выходным дням я так и делаю: гуляю много по Калининграду и наблюдаю за горожанами. А калининградцы, на мой первоначальный взгляд, отличаются от остальных жителей России.

ИА REGNUM: И чем же?

На меня сейчас могут обидеться (улыбается). Но жители Центральной России, по-моему, более добродушные. Даже читая жалобы в прокуратуру, отмечаешь характер их написания и стиль, что называется - наотмашь. Например, многие жалобы на чиновников той же мэрии Калининграда начинаются с фраз, что все преступники, казнокрады и так далее, а лишь в конце указывается, что заявителю отказали в таком-то вопросе, прошу проверить. А ведь эти оценки чиновников на разрешение жалобы не влияют. Даже характер прессы в Калининграде отличается, скажем, от Удмуртии.

ИА REGNUM: Тоже добродушнее?

Без иронии это так. В Удмуртии порядка 400 изданий, есть среди них не менее критичные, чем те же "Новые колеса", но как-то все-таки доброжелательнее.

ИА REGNUM: Вам было когда-то страшно?

Был один из поворотных поступков в моей жизни. В 36 лет, когда я работал прокурором в Кировской области, осужденные колонии К-231 взяли в заложники сотрудников тюрьмы. Я выступил в роли переговорщика. Был штурм, стрельба. Все заложники, к счастью, остались живы. А я закурил с того времени и до сих пор курю.

ИА REGNUM: Ваша оценка криминальной обстановки в Калининградской области.

Что резко отличает региона от других российских регионов - это процент краж автотранспорта. Наш субъект находится на третьем месте после столицы и Петербурга по числу краж машин. В той же Удмуртии крадется 100 машин в год, а в Калининградской области - до полутора тысяч. В Удмуртии границ нет, теоретически машины можно увезти в другие регионы, а здесь все окружено границами и такой процент...

ИА REGNUM: Вы бессильны перед этим криминальным бизнесом?

Мое виденье: надо начинать с вопросов страхования автомобилей на случай угона. Сразу обрушим этот бизнес. Сейчас мы начинаем работу со страховыми компаниями. Конечно, у них очень высокие взносы на страхование машин, тем более, это, в основном, бэушные автомобили...

ИА REGNUM: А у вас не возникает подозрения, что этот преступный бизнес "крышуют" сотрудники правоохранительных органов?

Я как прокурор, не могу рассуждать как обыватель. Могу оперировать только фактами, а за время моей работы таких случаев не было. Но поскольку такое количество машин крадется, то логично задаться вопросом - почему кражи из квартир раскрываются чаще, чем угоны с последующим выкупом? Почему какую-то вещь украли, положили в сумку и мы ее находим чаще, чем такой крупный предмет, как автомобиль? В итоге есть основания для размышления, что в правоохранительных органах не все в порядке в этом вопросе.

ИА REGNUM: Это вы сейчас как прокурор говорите или как обыватель?

Это дает основания для размышления всем калининградцам, в том числе и для меня, как для прокурора.

ИА REGNUM: С губернатором Георгием Боосом общаетесь часто?

Систематически. Бывает, один на один, бывает - в более широком кругу. Губернатор должен знать, что происходит в области с точки зрения законности и в борьбе с коррупций. Что-то поступает по его линии, мы обмениваемся информацией.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: REGNUM

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.