Нефть в обмен на Калининград

Все новости по теме: Калининградский транзит
Из-за проблем с поставками нефти на НПЗ концерна Mazeikiu nafta (MN) Литва грозит России сокращением транзита пассажиров и военных грузов по железной дороге в Калининградскую область. Источник в политических кругах республики предупредил, что если ремонт нефтепровода «Дружба-1» затянется, литовская сторона начнет ремонтировать изношенный участок железнодорожных путей на отрезке Кена–Кибартай, что ограничит перевозку пассажиров и грузов в российский анклав.

До 2002 г. контрольный пакет акций MN находился в собственности американской компании Williams, но из-за проблем с поставками нефти она была вынуждена продать его российскому ЮКОСу. Однако с 2006 г. ЮКОС из-за налогового долга прекратил перерабатывать свою нефть на MN и начал вести переговоры о продаже завода. Среди претендентов на актив были российские ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Газпром», казахстанский «КазМунайГаз» и польская PKN Orlen. Последняя предложила за него больше других – около 1,5 млрд долл. Сделка по продаже MN полякам еще не завершена.

На MN возникли проблемы с поставками нефти из-за аварии 29 июля на российском участке Унеча–Полоцк нефтепровода «Дружба-1». После недельного простоя трубы в Литве стали поговаривать о том, что причина отключения MN от трубы – желание наказать соседнее государство за то, что актив продали не российской компании. Напомним, что ЮКОС, владеющий контрольным пакетом акций MN, договорился о его продаже польской PKN Orlen.

Пересуды усилились после того как глава «Транснефти» Семен Вайншток заявил в середине прошлой недели о возможности прекращения поставок по этому трубопроводу, поскольку срок годности труб уже истек. Но Сергей Григорьев, вице-президент «Транснефти», подчеркнул в беседе с РБК daily, что считает разговоры о политической подоплеке аварии на нефтепроводе полной глупостью. Он заявил, что «Транснефть» получила от Ростехнадзора замечания о работе ряда нефтепроводов компании и поручение провести на них комплексную проверку с целью устранения аварий и протечек.

«Аварийный участок трубы на «Дружбе-1» пришлось заморозить. Мы сейчас поручили инжиниринговой компании ВНИИСТ провести комплексную проверку работоспособности трубопровода в будущем, на основании которой можно будет принимать решение о целесообразности дальнейшей прокачки по нему нефти», – пояснил он. Сроки окончания работ пока неясны. В Ростехнадзоре отказались назвать их, но сообщили, что замечания в адрес нефтепроводов «Транснефти» касались не только «Дружбы-1» и были направлены компании еще в конце мая, поэтому проверка этих объектов является плановой.

В РЖД не комментируют заявление литовской стороны. Но очевидно, что в случае начала ремонтных работ на литовском участке железной дороги в Калининградскую область российская компания скорректирует графики своих поездов. Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев полагает, что закрытие участка железной дороги на калининградском направлении обернется дополнительными неудобствами как для России, так и для самой Литвы, потому что Литва при транзите грузов через свою территорию тоже имеет свои дивиденды. И она этих денег лишится. Он отрицает политическую подоплеку дела о нефтепроводе.

При этом очевидно, что Литва не сможет долгое время использовать те же методы, что и Россия. Сейчас Литва получает нефть для переработки на MN морскими танкерами на терминал в Бутинге, однако этот способ может оказаться более дорогим и менее надежным, чем по трубопроводу. Если у MN продолжатся проблемы с поставками нефти, цена предприятия может упасть. Литовская сторона боится, что польская PKN Orlen может аннулировать сделку по покупке компании, хотя и в Литве, и в PKN Orlen отрицают такие планы. По слухам, польская компания ведет переговоры с правительством Казахстана о возможном обмене пакета акций Mazeikiu Nafta на долю участия в проектах по добыче нефти на территории республики.
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.