Легкий эпатаж и образ вундеркинда: эксперты о предвыборной кампании Алиханова

Антон Алиханов
Все новости по теме: Выборы губернатора-2017

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг», возглавляемый российским политологом Евгением Минченко, подготовил первый аналитический отчет о ходе губернаторских кампаний в России. «Новый Калининград.Ru» решил опубликовать выдержки из первого отчета. Публикация, судя по всему, будет и последней — в четверг в Калининградской области официально стартует избирательная кампания, накладывающая ограничения на СМИ.

Варяг-новичок

В единый день голосования, 10 сентября 2017 года, губернаторские выборы пройдут в 16 регионах. Политологи отмечают, что статус губернатора региона в последнее время существенно девальвировался из-за арестов глав регионов. В то же время федеральные элиты уделяют региональным выборам повышенное внимание накануне президентской кампании. «В сентябре нас ожидает своеобразный замер эффективности управленческого потенциала команд членов „Политбюро 2.0“ (ближайшего окружения президента Путина — прим. „Нового Калининграда.Ru“), — говорится в отчете. — Смогут ли ставленники ключевых групп влияния внутри российской политики показать в регионах хороший результат и, возможно, предложить работающие механизмы увеличения явки?»

Отчет «Минченко консалтинг» основан на аналитическом мониторинге СМИ, неформализованных интервью с региональными и федеральными экспертами, закрытом опросе членов Комитета по политическим технологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Обзор содержит информацию о коллективном портрете врио губернаторов, трендах, которые задает федеральная повестка, политических стратегиях врио губернаторов.

Как отмечается в исследовании, праймериз по отбору кандидатов в главы регионов от «Единой России» на этот раз проходят в рамках закрытой процедуры — партия организует встречи номинантов с партийцами в различных форматах. Не исключение здесь и Калининградская область — в нашем регионе за право баллотироваться на пост губернатора от партии власти «борются» 30-летний врио губернатора Антон Алиханов и 32-летний депутат горсовета Алексей Сагайдак, причем за закрытыми для прессы дверьми. «Сомнений в том, что кандидатами по итогам внутрипартийной дискуссии станут фавориты — врио губернаторов, нет», — отмечается в отчете.

Из 16 врио губернаторов 11 являются «новичками», назначенными на свои должности менее года назад. «В кадровых перестановках федеральный центр сделал ставку на варягов и „возвращенцев“ — людей, которые возвращаются в регион после многолетней работы в Москве и, очевидно, успели выпасть из актуального политического контекста родного региона, — говорится в отчете. — По итогам 11 назначений новых врио сразу девять человек оказались „чистыми“ варягами, двое вернулись в свой регион после продолжительной работы в Москве».

Антона Алиханова политологи относят к «варягам-новичкам», несмотря на то, что он к моменту назначения успел отработать в Калининградской области год сначала на посту вице-премьера в правительстве Николая Цуканова, затем на посту врио главы правительства под руководством Евгения Зиничева. При этом он позиционирует себя в качестве преемника Зиничева, который в настоящее время занимает пост замдиректора ФСБ России.

В целом же «Минченко консалтинг» разделяет врио губернаторов на три группы — «ветеранов», «назначенцев 2016 года» и «назначенцев 2017 года-молодых технократов». Антон Алиханов попал в группу № 2, которая объединяет назначенцев 2016 года. «Они пришли в период кадровой „пересменки“ в администрации Президента и были поддержаны различными группами с силовым бэкграундом. У них складывается наиболее сложная имиджевая ситуация, так как эффект „медового месяца“ (новизны и роли главы аккумулятора надежд) почти полностью исчерпан», — отмечается в отчете.

По мнению политологов, врио губернатора аффлирован с главой Ростеха Сергеем Чемезовым, первым вице-премьером Игорем Шуваловым, бывшим мэром столицы Юрием Лужковым и экс-врио губернатора Калининградской области Евгением Зиничевым, который в настоящее время занимает пост замдиректора ФСБ России.

«Во-первых, у них уже нет возможности списывать неудачи на предшественника. Во-вторых, продолжаются утомляющие сигналы о том, что им нужно вникнуть, понять, получить больше времени. Одной из общих для них проблем является сложность в переводе экономической повестки, излагаемой языком топ-менеджмента, на простой язык предвыборной кампании. С этой проблемой столкнулись практически все новые назначенцы, избежать ее смог, пожалуй, только врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов», — отмечает «Минченко консалтинг».

Образ врио

Калининградская область попала в самую многочисленную группу регионов, в которых кампания проходит при низкой конкуренции. Это кампания референдумного типа, в регионе отсутствуют сильные претенденты на пост губернатора. Активность конкурентов врио губернатора, по данным политологов, в регионе практически нулевая, о своем желании баллотироваться заявили лишь глава обкома КПРФ Игорь Ревин и координатор регионального отделения ЛДПР Евгений Мишин, да и те без поддержки партии власти не смогут самостоятельно пройти муниципальный фильтр.

111.jpg

«Минченко консалтинг» оценивает отношения Антона Алиханова с федеральным центром на «пятерку», с региональными элитами — на «тройку», публичное позиционирование — на «четверку». Калининградская область попала в группу регионов, где, по мнению политологов, произошло серьезное обновление команды врио губернатора — более 50% замов. При этом коалиция врио губернатора с местными элитами «выглядит вынужденной, обозначает отложенный конфликт, который может стать полноценным уже после выборов, в условиях контроля местных бизнес-групп над корпусом муниципальных депутатов». Эту картину эксперты наблюдают не только в Калининграде, но также в Кирове, Перми, Рязани и Новгороде.

Политологи также акцентируют в отчете внимание на активности в социальных сетях. «Показательно, что большинство врио губернаторов при подготовке к избирательной кампании не используют новые каналы коммуникации, ограничиваясь традиционными возможностями распространения сигнала, которые дает им пресс-служба и подконтрольные региональные СМИ, — говорится в отчете. — Личный имиджевый сайт к настоящему моменту завели лишь двое врио. Шесть имеют официальные аккаунты в „Фейсбуке*“, четыре развивают аккаунты в „Инстаграме“ и „ВКонтакте“. „Твиттером“ пользуются трое». У Антона Алиханова официальных аккаунтов в социальных сетях нет.

Отдельная глава исследования «Минченко консалтинг» посвящена образам, которые создают врио губенаторов. Бэкграунд у Антона Алиханова — номенклатура, образ — менеджер, чудотворец.

«В отношении Антона Алиханова часто звучат определения „технократ, менеджер, реформатор“, — отмечается в исследовании. — С другой стороны, он строит образ вундеркинда. Пока ореол особенности удается поддерживать легким эпатажем. Однако серьезным сдерживающим фактором для полноценного формирования образа особенного губернатора для особенного региона является недостаточная опытность, которую скрыть нельзя».

«Главный риск для Алиханова — свалиться в откровенный популизм. В условиях отсутствия авторитетных оппонентов на предстоящих выборах имеющегося запаса как раз хватит, чтобы спокойно пройти кампанию. Интересной технологией может стать инициатива о проведении референдума о застройке квартала в центре города», — полагают эксперты из «Минченко консалтинг».

Калининградская облдума намерена дать старт губернаторской кампании в ближайший четверг, 8 июня. С этой даты по российскому законодательству официально зарегистрированным СМИ нельзя будет высказывать мнение о ком-либо из кандидатов. Агитационный период в газетах, на телевидении и радио, а также в интернете начнется лишь в середине августа. Впрочем, можно предположить, что врио губернатора Калининградской области (да и других регионов) эти ограничения не коснутся — в отпуск он уйдет вряд ли, скорее всего, продолжит ездить по городам и селам с обещаниями лучшей жизни. Тем более что региональные СМИ получили за эту работу 40 млн рублей.

Текст — Оксана Майтакова, фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.