Больше половины литовцев хотят блокады Калининграда

Все новости по теме: Калининградский транзит
Неофициальная позиция Литвы? Несмотря на успокаивающие сообщения российских СМИ о том, что Литва "отказалась" мстить России за "нефтяную блокаду", делать выводы преждевременно. Подобные сообщение основывались на заявлениях министра сообщения Литвы о том, что Литва не собирается "по политическим мотивам" мешать Калининградскому транзиту. Но, как отмечают литовские издания, никто в Литве и не собирается оглашать истинную причину возможных действий Литвы.

Являются ли разговоры о том, что на литовских железных дорогах может начаться ремонт "в ответ" на ремонт нефтепровода в России, чем-то серьезным? "Если затянется "ремонт" нефтепровода к Мяжейкяй, может быть ограничен военный транзит в Калининград" - озаглавливает материал BNS. Литва предупредила Россию, что если затянется "ремонт" нефтепровода, из-за которого прекращены поставки сырья на Mažeikių nafta, может быть начат ремонт идущей через Литву железной дороги и ограничен объем военного транзита в Калининград. (BNS)

18 августа имела место встреча секретаря МИД Литвы Альбинаса Янушки с временным поверенным в делах посольства России Дмитрием Цветковым. На встрече были обсуждены проблемы поставок российской нефти и железнодорожных тарифов. Информированный источник заявил BNS следующее: "В ходе разговора была отмечено, что Литва внимательно отслеживает ситуацию вокруг поставок нефти на Mažeikių nafta и надеется, что так называемый "ремонт" скоро закончится. Однако независимо от функционирования нефтепровода, предприятие будет и дальше готово принимать нефть со стороны моря". Имеется в виду терминал в Бутинге, куда нефть на Mažeikių nafta пока поставляется танкерами. Правда, она стоит дороже, чем та, которая поступала по нефтепроводу. Начало ремонта российского нефтепровода в Литве воспринимают как "месть Кремля" Литве за то, что та согласилась на продажу Мяжейкяйского нефтекомплекса (МНК) не российской компании, а польскому концерну PKN Orlen.

Тот же вышеупомянутый источник сказал следующее: "Российская стороны была информирована, что в ближайшее время могут быть начаты комплексные ремонтные работы на наиболее изношенных участках железной дороги, которые ведут в Калининградскую область, в том числе и на отрезке Кена-Кибиртай. Из-за этого может быть ограничено движение пассажирских поездов, а также до минимума уменьшены перевозки на этих участках некоторых специальных грузов, в том числе и военных".

Официальные лица Литвы не подтверждают, но и не отрицают подобную информацию. Передавая мнение президента Литвы, его пресс-атташе Рита Грумадайте заявила: "Нет заявлений официальных должностных лиц Министерства иностранных дел по этому вопросу", а "хорошо информированные источники мы не можем комментировать, потому что нет официальных заявлений". Как пишут некоторые литовские обозреватели, можно не сомневаться, что их и не будет, как их нет и со стороны российских официальных лиц в отношении прекращения поставок нефти. Литва нашла адекватный ход на российскую версию "ремонта" нефтепровода и рано или поздно может начать "ремонтировать" в ответ жизненно важный для России путь в Калининградскую область.

Президента Литвы стала беспокоить "безопасность" калининградского транзита. Что руководство Литвы не собирается "спасать" поставленный под вопрос российский транзит через Литву, свидетельствует ряд заявлений. Так президент Литвы Валдас Адамкус, отметив важность брюссельских договоренностей по Калининградскому транзиту, в то же время неожиданно стал акцентировать важность "безопасности" движения через Литву грузов и пассажиров. Более того, Литва может начать ремонты, потому что она ответственна за эту безопасность. "По мнению президента Валдаса Адамкуса, осуществляя программу Калининградского транзита, Литва обязана обеспечить безопасность пассажиров и грузов, поэтому, если имеется необходимость, железнодорожные пути должны ремонтироваться", пишет BNS.

Адамкус: "Мы обязались перед международным сообществом пропустить Калининградский транзит, однако вместе с тем мы должны обеспечить и безопасность тех поездов, тех пассажиров, которые путешествуют через территорию Литвы. Если возникнет необходимость ради обеспечения безопасности железных дорог провести ремонтные работы, я не вижу здесь никакого политического напряжения, работы должны быть проделаны. Это нормальный процесс".

Почему Литве вдруг стала важна, именно в этот момент, "безопасность" российских пассажиров - решать российским верхам, это, полагают некоторые аналитики, тонкий предупредительный намек Кремлю.

Передавая мнение Валдаса Адамкуса, его пресс-секретарь отметила также отсутствие у руководителя Литвы возможности влиять на действия Lietuvos geležinkeliai ("Литовские железные дороги"): "Именно от состояния железной дороги зависят пропускная возможность и безопасность. Никто не может предприятию запретить делать это или каким-то другим образом ограничивать его действия" (BNS). Таким образом, если завтра прекратится транзит в Калининград, официальный Вильнюс останется в стороне. Как и сегодня, он будет отмежевываться от версии, что речь идет о "политике". Литовские аналитики считают, что выбрано очень удачное орудие давления на Россию, которое она, мол, первая применила в Литве, заявляя, что долгосрочное прекращение поставок нефти в Литву связано не с "политикой", а с обычным "ремонтом". Как та, так и другая сторона ничего здесь доказать не могут и будут, несмотря на свои действия, отмежевываться на официальном уровне от "политики".

Премьер Литвы: "Ремонт начнется, когда нужно будет". Глава кабинета министров Литвы, в свою очередь, тоже недвусмысленно подчеркнул, что "ремонт" Калининградского транзита возможен. 21 августа премьер Литвы Гедиминас Киркилас заявил журналистам: "Президент Адамкус сказал: "Если нужно будет ремонтировать железную дорогу, то будем ремонтировать". Как вам известно, нужно ремонтировать и в том месте, где вчера имела место авария. Это - нормальное явление, железные дороги тоже являются техникой. Выходят из строя, бывает всякое". Однако, конечно же, по его словам, Литва в отношении железнодорожных ремонтов не имеет "политической установки". Между тем Киркилас не преминул высказаться в духе Адамкуса: "Ремонт начнется, когда нужно будет".

Совсем уж конкретно говорит министр сообщения Литвы Альгирдас Буткявичюс: "АО Lietuvos geležinkeliai запланировало, на каких отрезках железной дороги будут проводиться ремонтные работы в этом году. И никаких изменений в ближайшее время делать не предполагается, потому что это связано с перераспределением финансовых потоков". В то же время он традиционно подчеркнул, что Lietuvos geležinkeliai "заинтересованы в том, чтобы перевозка грузов через Литву только увеличивалась".

В.Ландсбергис призвал "блокировать" Калининградский транзит. Более ясно высказался на эту тему один из идеологических лидеров литовских правых европарламентарий Витаутас Ландсбергис. В своем выступлении в газете Lietuvos žinios, озаглавленном "Четвертая блокада", которое перепечатали ряд СМИ, он прямо, традиционно именуя Калининградскую область литовским названием Караляучюс, советует литовскому руководству: "Если возникают мысли, чтобы железной дороге через Литву в Караляучюс не помешал бы ремонт, то нужно за него и взяться понемножку каждые две-три недели, иногда и вовсе приостанавливая движение. Без ненужных комментариев и деклараций". И далее, в свойственном ему ироническом двусмысленном духе, бывший руководитель Литвы продолжает: "Месть" или "ответная блокада", это совсем не подходящий и вредный словарь. Когда дороги не выдерживают цистерн с горючим, авария с чисто военными грузами была бы во всех смыслах опасной, и здесь нечего объяснять, только работать. С огромной ответственностью, ни в коем случае не спеша". Не спеша - как не спешит Россия с ремонтом нефтепровода, угадывают подтекст обозреватели.

Консерватор также призывает литовское правительство вредить России и в том смысле, чтобы ее не пустили во ВТО. "В конце концов, если новое правительство способно показать большую литовскую самостоятельность, оно должно открыто обсуждать и консультироваться с Грузией, со США хотя бы и по поводу принятия России во Всемирную торговую организацию. Нужно ли это одобрять, о, может, более правильно отозвать необдуманное одобрение?"

Больше половины литовцев хотят блокады Калининграда (опрос). Тем временем появились первые опросы населения на предмет того, как они относились бы к блокаде Калининградской области. Проведя такой опрос, Delfi обнаружил, что большинство опрошенных положительно оценивало бы ограничение военного транзита в Калининградскую область, если бы ремонт нефтепровода, который ведет в Мяжейкяй, затянулся бы. Было опрошено более пять с половиной тысяч человек, из них 63% желают, чтобы Россия была "наказана" подобным образом. Не согласны с таким наказанием лишь пятая часть опрошенных. Приблизительно столько же не имеют мнения.

Авария на железной дороге - случайность? Дополнительным поводом для разговоров о необходимости ремонтировать железную дорогу в Литве является и имевшая на минувшей неделе, вечером 20 августа, авария.

По словам заместителя начальника Службы надзора движения общества "Lietuvos gelezinkeliai" Валериюса Купшиса, в Ионавском районе, на третьем километре перегона Гайжюнай - "Achema" от грузового состава неожиданно отцепились и сошли с рельсов две цистерны с бензином. Одна цистерна сразу же взорвалась, а из другой начал вытекать бензин, который загорелся. Во время происшествия пострадал кондуктор железнодорожной станции Гайжюнай, с отравлением он доставлен в больницу.

Объединенные силы службы безопасности пожарных и железной дороги приступили к ликвидации последствий аварии транспортного поезда. За ночь пожарные охладили перевернувшиеся цистерны. Прибывшая на место происшествия специальная техника уберет их с насыпи. Комиссия на месте выясняет причины аварии. Тем не менее, авария дала повод премьеру Литвы указывать наглядно на опасность передвижения по железным дорогам Литвы, если их не ремонтировать.

Литовские СМИ отражают беспокойство России намерениями Литвы. "Российские политики испугались возможного ремонта железной дороги в Литве" - название материала на сайте газеты Lietuvos rytas. На ту же тему материал BNS - "Ремонт железной дороги в Литве может вызвать проблемы для военного транзита России": "Влиятельные российские политики обеспокоились, услышав предупреждения из Вильнюса о том, что затягивание ремонта ведущего в Литву нефтепровода может вызвать отрицательные последствия для Калининградского транзита по литовской железной дороге". В частности, упоминается имя губернатора Калининградской области Георгия Бооса, который пообещал проблему "возможного ограничения транзита" поднять на планирующейся встрече в Сочи с Владимиром Путиным.

В свою очередь руководитель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что намерения литовского руководства "перекрыть" возможность жителям Калининградской области попасть в Россию железнодорожным путем через Литву не отвечает "национальным интересам Литвы". Прежде всего имеется в виду экономическая выгода от такого транзита. Однако Маргелов понимает, что иногда политика может быть выше экономики, в связи с чем он напомнил об "обещании президента Литвы перекрыть жителям Калининградской области путь в Россию". По его мнению, речь идет об "ответном шаге", который руководитель Литвы, одобрив решение ремонтировать железную дорогу, ведущую в Калининград, решил сделать после того, как Россия начала долгосрочный ремонт нефтепровода в Литву.

"Зачем Кремлю нужен Мяжейкяй" - материал в газете Lietuvos žinios. По мнению газеты, Кремлю МНК нужен не только ради экономической выгоды. "Скорее всего, Mažeikių nafta интересна по совсем другим причинам. Утвердившись в этой управляемой Кремлем компании, можно найти прекрасные условия влиять на жизнь в нашем государстве, используя легальные и не оглашаемые возможности. Это - помощь желающим власти политикам, тесные и прямые связи, которые завязываются, когда решаются общие проблемы предприятий, платящих много налогов. Еще один зоркий глаз и мощный, которым вместе с местными людьми можно управлять, рынок. Усилия России влиять на Литву разными способами - уже ни для кого не тайна. Межяйкяй - только скромная часть большого плана".

Стратегия Литвы в схватке с Россией - твердый кулак? Тем временем ведущий ежедневник Литвы Lietuvos rytas в редакционной статье очень четко заявляет, что взбудоражившая Россию информация BNS - вовсе не утка, на которую не стоит обращать внимания, а часть игры литовского руководства, которое таким образом информирует и предупреждает Кремль не играть с Литвой в игры с "ремонтами" нефтепроводов и прекращением поставок нефти.

В редакционной колонке "Знаки времени" газета отмечает: "Не только литовским, но и иностранным дипломатам известно, что означает такое заявление неназванного источника именно в агентстве BNS. Таким образом Министерство иностранных дел Литвы чаще всего выражает свою официально не оглашаемую, но важную позицию". "Поэтому можно не сомневаться, что Россия услышала угрозы, даже если на официальном уровне они были сформулированы несколько менее ясно. Тем более что позднее те же, только прикрытые дипломатическими выражениями, фразы повторил и президент Адамкус".

"Более того, Москва точно поняла, что означает и вчерашнее отрицание со стороны премьера Киркиласа, что политически мотивированного ремонта на транзитной железной дороге через Литву не будет: "Ремонт железной дороги будет, если это будет нужно. Он будет иметь место в том случае, если нужно будет, однако мотивированного какими-либо политическими мотивами ремонта мы не планируем".

"Слово "железная дороги" поменяем на "нефтепровод" и по существу получим перефразированные заявления должностных лиц России о "ремонте", из-за которого якобы прекратились поставки нефти Литве", делает вывод газета. По мнению редакции, "Вильнюс принял не только вызов Москвы, но и ее правила игры". По сравнению с прошлым премьером Альгирдасом Бразаускасом, нынешний премьер Гедиминас Киркилас действует более решительно, заодно с президентом. Бразаускас никогда не пошел бы на такой шаг. Теперь нужно от слов перейти к делу: "Так что наши руководители страны теперь просто обязаны свои слова немедля подтвердить делами. Теперь не только признак политических сомнений, но и любое промедление - Россией будет оценено как знак слабости Литвы. То, что Россия слабости никогда не прощает, можно было убедиться не раз. И, наоборот, решительная сдача часто позволяет не только защитить свои интересы, но и хотя бы временно нормализовать отношения".

Далее ежедневник обращается к опросам населения, которому, видно, понравился "сильный политический хребет нашей независимости", демонстрируемый на этот раз руководством. "Ранее тех, кто одобрял решительную борьбу с ловушками, расставляемыми Москвой, и тех, кто склонен был уступить "ради дружбы", было приблизительно поровну. Теперь, по первым данным, ограничение военного транзита в Калининград одобряют даже две трети жителей Литвы. "Самое важное теперь - сохранить достоинство государства и показать, что нашу страну ненаказуемо толкать не может даже уже поверившая в свое преувеличенное могущество Россия Путина. Как показывает история нашего молодого государства, никакого другого языка, кроме решительных и твердых ответов, Кремль просто не понимает", завершает свой призыв к литовским властям влиятельная ежедневная газета Литвы.
Источник: REGNUM

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.