Блокадная партия: игра нервов между Москвой и Вильнюсом

Все новости по теме: Калининградский транзит
Встреча Путина с Боосом и реакция в Литве. Игра в блокады между Россией и Литвой с каждой неделей становится все более интересной, отмечают как российские, так и литовские обозреватели. После того как Вильнюс непрямо заявил о возможности блокады Калининградского транзита в ответ на прекращение поставок российской нефти в Литву (обе стороны ссылаются на необходимость "ремонта" - нефтепровода со стороны России, железной дороги со стороны Литвы), очередной ход сделал сам президент Путин. Как и ожидалось, 26 августа президент России Владимир Путин принял в своей сочинской резиденции губернатора Калининградской области Георгия Бооса. На эту тему, прежде всего, откликнулись российские СМИ. "Странно совпали продажа литовского НПЗ Mažeikiu nafta польской компании PKN Orlen, а не "Роснефти", и срочный ремонт нефтепровода "Дружба", по которому на НПЗ поставляется нефть, затеянный россиянами", отмечает "Коммерсант". В то же время они дают характеристику ответного литовского хода: как только в Литве получили известие об этом, оказалось, что литовцам необходимо срочно отремонтировать участок железной дороги Кена-Кибартай, из-за чего может встать весь грузовой транзит в Калининград через Литву.

В свою очередь "Независимая газета" ("На Литву нашли переправу") пишет, что ход разговора Бооса с Путиным удивил многих, поскольку он шел в основном вокруг энергетических проблем Калининградской области и не касался нефтепровода и перспектив транзита через Литву. Однако создается впечатление, что все было тонко рассчитано. Под занавес протокольной части беседы, как обычно, подавшись вперед, Путин перешел к главному. "Паромная линия в Калининградской области закончена?" - спросил президент. "Закончена, - отрапортовал Боос. - Все отработано, паромная линия способна полностью закрыть грузооборот между Калининградской областью и другими регионами России". "В конце протокольной части беседы президент обычно просто так ни о чем не спрашивает, - отмечает газета. - Ведь, как говорил, кажется, Штирлиц, запоминается последнее". По мнению "Независимой газеты", финальный аккорд должен быть мощным - чтобы его услышали не только Москва и Сочи, но и другие субъекты как внутри страны, так и за ее пределами. "Главный адресат информации о пароме находился, очевидно, в Вильнюсе", замечает по этому поводу BBC.

Вильнюс предупредил Москву о том, что, если ремонт на трубопроводе не закончится, начнется ремонт на железной дороге, связывающей Калининград с Россией. "И хотя сообщения о демарше Литвы не были подтверждены официальными источниками, факт публичного обсуждения Путиным и Боосом паромной темы означает, что Москва готовится к ремонту на литовских железнодорожных путях", - делает вывод "Независимая газета". На эту тему BBC откликается материалом "На Литву нашли переправу"

Как же отреагировала на "сигнал из Кремля", переданный посредством соответствующих российских СМИ, Литва? Официальных заявлений пока не было. Однако литовские СМИ подчеркивают "воинственный тон" заявлений Бооса. "Москва готовится к экономической войне с Вильнюсом" - озаглавливает материал OMNI naujienos. Газета деловых кругов Литвы Verslo žinios отмечает, что "президент России Владимир Путин и губернатор Калининграда Георгий Боос обсудили варианты грузового и военного транзитов на случай, если Литва возьмется за ремонт железной дороги, посредством которой осуществляется транзит через Литву из России в Калининградскую область". В частности, газета акцентирует острые моменты из заявлений Бооса: "Я рапортовал президенту России, какие существуют подстраховочные варианты, если Литва полностью запретила бы транзит через свою территорию". Один из таких вариантов - паромная линия, которая "полностью" переняла бы на себя грузовой и военный транзит: "Паромы уже работают. Они, как дополнительное звено, решают эту проблему". Кроме того, существуют еще два-три варианты поставок в Калининград. Таким образом, "было продемонстрировано, что подготовлено к экономической войне с Литвой", цитирует литовская деловая газета российскую газету "Коммерсант". Все же Боос надеется, что отношения между Литвой и Калининградской областью не пойдут по наихудшему пути.

С другой стороны, Verslo žinios обращает внимание на еще одну характерную установку Владимира Путина: ему не нравятся разница в литовских и российских тарифах. "После встречи с г-ном Боосом президент России также встретился с руководителем "Российские железные дороги" Владимиром Якуниным.

"Война из-за транзита - нарисованное Россией страшилище". Тем временем газета Lietuvos žinios в статье "Война из-за транзита - нарисованное Россией страшилище" так преподносит разговор Путина с Боосом: "Встретившиеся в субботу президент России Владимир Путин и губернатор Калининградской области Георгий Боос радовались, что нашли способ, как обеспечить Калининградский порт грузами в обход Литвы. Кажется, правители России не на шутку раздражились, когда в литовских СМИ появилась неофициальная информация о том, что в случае затягивания "ремонта" нефтепровода, из-за которого прекращены поставки сырья", может начаться ремонт обеспечивающей Калининградский транзит литовской железной дороги.

"Россия пытается силой сломить наше государство". Ежедневник также приводит точку зрения литовцев, согласно которой последний ход Кремля, а именно известие о возможности обойтись без транзита через Литву, используя морской путь, - является лишь тактическим ходом в политической игре. В частности известный политолог, директор Института международных отношений и политических наук Раймондас Лопата Вильнюсского университета "говорит, что морской транзит для русских слишком дорого стоит". С одной стороны, Вильнюс скептически смотрит на заявления Бооса Путину о реальности "морского транзита", с другой стороны, политологи предлагают воспринимать такие действия Кремля как попытку "сломать" Литву. "Россия, испугавшись предупреждений Литвы насчет ремонта железной дороги, пригрозила направить транзит по Балтийскому морю. Литва сомневается в успехе такого замысла, а политологи считают, что таким образом Россия пытается силой сломить наше государство", пишет ежедневник Lietuvos žinios.

"Россия поднимает шум из-за новостей из Вильнюса о возможном ремонте железной дороги" - заглавие материла на сайте газеты Lietuvos rytas. В свою очередь BNS в материале "Россия все еще дуется по поводу известий из Вильнюса о возможном ремонте железной дороги" пишет: "Неофициальное предупреждение из Вильнюса, что, в случае затягивания блокады Mažeikių naftа, могут быть начаты ремонтные работы на железнодорожном отрезке, которым осуществляется российский транзит в Калининградскую область, все еще вызывает страсти в Москве". В частности цитируются слова вице-министра иностранных дел России Владимира Титова, сказанные агентству Reuters: "Намеки некоторых литовских должностных лиц, что железная дорога в Калининград может ремонтироваться по политическим причинам в качестве ответной меры, являются необоснованными и провокационными".

В ответ на это заявление, BNS напоминает слова литовских руководителей: "Как уже объявлялось, официальные должностные лица Литвы однозначно заверили, что "политического" ремонта железной дороги в Калининград не будет, однако Литва должна обеспечить безопасность транзита на своей территории и пути могут ремонтироваться, если это будет необходимо с технической точки зрения". "Тем временем неофициальные дипломатические источники позволили понять, что это может быть знак России прекратить блокаду поставок сырья на Mažeikių naftа, которая, как полагают в Вильнюсе, осуществляется по политическим мотивам, а именно имеется в виду выражаемое Москвой неудовлетворение тем, что предприятие продано не "друзьям" Кремля, а польской компании PKN Orlen".

Вильнюс боится перекрытия поставок нефти морем. Существующий на сегодня морской путь обеспечения нефтью Мяжейкяйского нефтеперерабатывающего комплекса (МНК) через терминал в Бутинге тоже может быть перекрыт Кремлем: такие опасения существуют. Как пишет BNS, Титов сам подчеркнул, что "несмотря на аварию нефтепровода, российская нефть и дальше поступает в Мяжейкяй альтернативными путями". Мол, Россия не закрывает путь российской нефти, что является как бы доказательством того, что ремонт нефтепровода является на самом деле не политической игрой. Однако, пишет далее BNS, "торговцы нефтью считают, что Кремль, усиливая блокаду, может приказать нефтяным компаниям прекратить передачу нефти на Mažeikių naftа через находящийся на берегу Балтийского моря терминал в Приморске, хотя это и тяжело было бы реализовать, потому что из-за множества перепродаж потоки нефти тяжело контролировать". "Реакция Титова по сути повторяет заявления, которые на прошлой неделе сделали руководитель комитета по международным делам Совета Федерации России Михаил Маргелов и губернатор Калининградской области Георгий Боос. Последний этими днями рапортовал Владимиру Путину, будто бы в случае необходимости железнодорожный транзит в Калининград можно будет заменить морскими паромами. Заодно было признано, что такой способ транзита несколько более дорогой".
Источник: REGNUM

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.