«Какие вы русские?»: как «пенсионерки Путина» срывали митинг за экс-студента БФУ

Все новости по теме: БФУ против Алексеева
«Какие вы русские?»: как «пенсионерки Путина» срывали митинг за экс-студента БФУ

В воскресенье в Калининграде на площади Василевского прошёл митинг в поддержку бывшего студента БФУ им. Канта Олега Алексеева, отчисленного после того, как он организовал шествие против коррупции 12 июня. Митинг был согласован властями, однако проходил в условиях крайне масштабных мер безопасности. Которые, впрочем, не помешали «протестующим против протестующих», женщинам пенсионного возраста с ярко выраженной охранительской позицией, попытаться сорвать мероприятие. За хаосом у подножия памятника маршалу Василевскому наблюдал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Около двух часов дня в воскресенье площадь Василевского оказалась оцеплена полицией по всему периметру; пройти можно было лишь через одну из двух рамок металлодетекторов. Подобные меры безопасности, обычные для масштабных мероприятий на площади Победы, на площади Василевского применяются нечасто. Полицейские были крайне внимательны не только к металлическим предметам, жидкости и прочим угрозам безопасности в сумках и карманах участников митинга, но и к орудию протестующих против отчисления студента Олега Алексеева — плакатам, листовкам и, особенно, наклейкам. Несколько человек, на чьих телефонах были стикеры в поддержку оппозиционера Алексея Навального, не смогли пройти через рамку, при этом внятного объяснения причин им никто дать не потрудился. Вместе с полицией на площади находились несколько очень похожих друг на друга мужчин в рубашках, с одинаково напряжёнными лицами, время от времени произносивших друг другу вполголоса что-то зловещее из лексикона героев голливудских фильмов про спецслужбы, вроде «Контролируйте периметр».


MIL_9414.jpgMIL_9391.jpgMIL_9396.jpgMIL_9404.jpgMIL_9428.jpgMIL_9442.jpg

Сам Алексеев был занят разбором плакатов вместе с несколькими офицерами полиции. Предметом дискуссии стало, к примеру, изображение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Алексеев утверждал, что де-юре Минюст РФ подчиняется Медведеву, а БФУ им. И.Канта — в свою очередь, Минюсту. Подобная логика полицейскому не нравилась. Остальные плакаты вроде бы прошли цензуру: «Стране нужны специалисты, а не подхалимы», «Ваши оправдания выглядят жалко», «Один за всех и все за одного» и даже «БФУ им. Берии». Однако степеней контроля было две: уже за рамкой митингующих встречали специалисты центра по борьбе с экстремизмом. Один из плакатов, допущенных полицией, содержал призыв не допускать в университет именно центр Э. «Э, чо это за ****я?» — живо поинтересовался специалист по борьбе с экстремизмом. «Полицейский же разрешил...» — расстроился Алексеев.

Некоторое время дискуссия шла по нарастающей, после чего экс-студента довольно жёстко выдворили за периметр. На борьбу с экспертами по борьбе с экстремизмом выдвинулся пожилой мужчина в соломенной шляпе; он был напорист и бескомпромиссен, потребовал у полицейских показать документы, затем стал наступать: «Ты, э! Иди борись с экстремизмом! Ты не охраняешь общественный порядок! Ты нарушаешь Конституцию!» Полицейский робел.

В итоге, после плотных переговоров, был найден компромисс: плакат про центр Э не использовали, зато почти  всё остальное пропустили — включая даже фотоколлаж с участием Дмитрия Медведева.

Пока митингующие и полицейские анализировали допустимость той или иной наглядной агитации, на площадь с тылов зашли альтернативные силы. Общественно-политический феномен под условным названием «пенсионерки Путина» доселе в Калининграде замечен не был. В других же городах экзальтированные женщины пенсионного возраста, атакующие с гневными тезисами приёмные Навального, стали в последние месяцы обычным делом. Одними лишь возгласами пожилые женщины не ограничиваются — к примеру, в Краснодаре они срывали транспаранты и переворачивали мебель. Сложно сказать, являются ли пытавшиеся сорвать митинг в Калининграде пенсионерки частью какого-то формализованного общероссийского движения или это локальная инициатива, но вели они себя крайне похоже.

Основными тезисами, как на плакатах, так и в риторике пенсионерок, были «Юрист — двоечник и жулик», «Нам не нужны юристы без совести и чести», а также крайне бодрый «Физкультура — здоровье нации». 

Контрмитингующие подобрались вплотную к студентам с плакатами в поддержку Алексеева и принялись ругаться со всеми вокруг. Начиная от активистов, которые пытались их снимать на камеры мобильных телефонов («Какое право вы имеете меня снимать? А если я вас тоже начну снимать?»), заканчивая студентами («Они же провокационные вопросы задают! Наглецы продажные!» и «Студенты должны учиться! У меня сын мастер спорта благодаря университету!»).
MIL_9468.jpgMIL_9472.jpgMIL_9490.jpgMIL_9494.jpgMIL_9499.jpg

На всё происходящее с крайне сумрачным видом взирал ректор БФУ им. Канта Андрей Клемешев. Через день, в ближайший вторник, он будет отмечать 60-летие, и «подарок» ко дню рождения в виде всероссийского скандала с университетом в центре ему, конечно, настроения не поднимал. Несмотря на то, что позиция вуза была озвучена многократно, как в прессе, так и во время встречи в минувшую пятницу, он всё же решил вступить в диалог с отчисленным студентом. «Он покупает, по сути дела, свои зачёты...» — перечислял грехи Алексеева ректор. Толпа немедленно принялась шуметь: «Да когда он покупал? Да он один покупал? Да это вообще основание для отчисления?»

Пенсионерки с плакатами плотно обступили дискуссионную площадку, смешавшись с защитниками бывшего студента; понять, кто тут за что, против чего, почему и зачем, было уже совершенно невозможно. Впрочем, зрителей было довольно мало — съемочная группа ГТРК «Калининград» (даже две, из чего можно сделать вывод о готовящемся «разоблачительном сюжете»), ещё несколько журналистов, а также четыре десятка полицейских, в форме и без оной. Обычные граждане, видя загородки, металлоискатели, кучу полиции и неясную склоку у памятника маршалу Василевскому, предпочитали обходить действо стороной.

«Я за него! Я за Алексеева!» — выкрикивала тем временем самая молодая из контрмитингующих в тёмных очках и синей майке. «Как смешно — рабы защищают своё рабство», — проговорила ей в спину её ровесница, занимающая противоположную позицию. 

«Нам не нужны юристы без совести и чести», — гласил плакат в руках двух пенсионерок. «Да это же против Медведева плакат!» — хохотал какой-то общественный активист с видеокамерой. «Не нравится? Бога ради! — распалялись экзальтированные дамы; в ход шли уже все аргументы без разбора. — Вы бандеровцы! В Россию не лезьте! Какие вы русские?!? Соответствуйте почётному званию россиянина!» Каковы критерии соответствия, впрочем, не уточнялось.

MIL_9507.jpgMIL_9537.jpgMIL_9548.jpgMIL_9563.jpgMIL_9572.jpg

Тем временем ректор Клемешев покинул эпицентр событий; ему на смену пришёл глава юридического института Олег Заячковский. Ему, впрочем, публичные дебаты давались с куда большим трудом — Заячковский заметно нервничал, аргументы его были невнятны, и говорил он очень тихо. Нервозность преподавателя понятна: в целом он оказался чуть ли не главной причиной всего скандала вокруг БФУ им. Канта. Именно он решил провести «профилактическую беседу» со студентом Олегом Алексеевым, который организовывал протестное шествие 12 июня. Содержание беседы было опубликовано на «Новом Калининграде.Ru», и именно это стало началом конфликта и первым шагом Алексеева в публичную политику. «Вы оказывали на меня давление с целью перенести шествие в Южный парк!» — громко говорил Заячковскому экс-студент. «Что значит — перенести… Сменить место проведения...» — бормотал в ответ преподаватель. В какой-то момент контрпикетирующие даже призвали на помощь памятник Василевскому, у подножия которого всё происходило. «Василевский бы нас поддержал!» — утверждали они. Женщина из лагеря сторонников Алексеева осторожно подошла к ним и встала рядом с портретом Лаврентия Берии, в честь которого пикетчики предлагают переименовать БФУ. Пенсионерки посмотрели на изображение расстрелянного в 1953 году эксперта по репрессиям крайне одобрительно.

Пиком конфликта была попытка одной из дам порвать плакат в поддержку экс-студента. Организаторы митинга, хоть и не очень были готовы к такой бодрой попытке его срыва, отреагировали довольно умно: в склоку ввязываться не стали, но призвали на помощь полицию. 

По иронии судьбы вмешаться пришлось всё тому же сотруднику центра по борьбе с экстремизмом, который ранее сквозь зубы согласовывал плакаты. Нехотя он предъявил женщине удостоверение и потребовал прекратить вмешательство в чужую акцию. Увидев, что ситуация принимает неприятный оборот, практически все пенсионерки немедленно свернули контрагитацию; конфликт с полицией явно не входил в их планы на этот день.

MIL_9576.jpgMIL_9579.jpgMIL_9590.jpgMIL_9594.jpg
Спустя час после начала митинга на площади осталась лишь треть от полутора сотен собравшихся изначально. Основная часть пенсионерок покинула зону политических действий. «Мне сказали стоять тут!» — уверенно заявила одна из них и зафиксировалась у рамки металлодетектора. В центре остались лишь две пенсионерки. Они пытались вспомнить, в какой кабинет нужно подойти во вторник то ли в 9, то ли в 10 утра — там, по их словам, находится «приёмная Анучкина» (Виталий Анучкин — депутат горсовета Калининграда).

Временно выпавший из пожилых рук флаг борьбы с протестом тем временем перехватил появившийся на площади некогда известный политтехнолог Анатолий Ромашко. Отлучённый от двора мэра Калининграда Александра Ярошука, он некоторое время пытался найти себе применение в новых условиях российской электоральной демократии. В результате, как видно, реализовал себя на благодатной ныне ниве срыва оппозиционных митингов — и даже не в качестве организатора, а лично участвуя в этих процессах.

Политтехнолог громко спорил о чём-то с бывшим студентом-юристом Олегом Алексеевым. «Мне нужно, чтобы было молодое, здоровое поколение!» — утверждал он. Обступившие его люди попросту смеялись над ним.

Женщина в синем активно рассказывала полицейским о том, кто такой Навальный и как он украл деньги у компании L'Oreal, будучи её миноритарным акционером.

Этим откровения не ограничились — дама в синем заговорщическим тоном сообщила полиции, что скандал с отчислением студента — это атака на ректора Клемешева. «Чтобы Путин, который сейчас по стране ездит, к нему в вуз не заглянул, а так ведь он на хорошем счету у президента», — рассказывала она. Полицейские согласно кивали. Люди понемногу расходились.

Текст, фото, видео — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.