Путин показал литовцам меч-кладенец

Все новости по теме: Калининградский транзит
Калининград в минувшее воскресенье благодаря блиц-визиту Владимира Путина стал в телевизионный прайм-тайм новостью номер один во всех информационных выпусках.

Визит президента как выражение дополнительного внимания - благо для любого региона страны, поскольку придает его жизни дополнительную энергетику.

Поэтому хорошо, что губернатор Георгий Боос во время летней встречи с президентом в Бочаровом Ручье сумел "продавить" этот визит: ходили слухи, что Путин не хотел приезжать на скромные торжества по случаю 60-летия Калининградской области, поскольку в прошлом году он с большим размахом и с участием глав трех европейских государств праздновал здесь 750-летие Кенигсберга-Калининграда.

На этот раз Владимир Путин участвовал, по существу, в двух приуроченных к юбилею области мероприятиях: освящении храма Христа Спасителя в Калининграде и в открытии паромной переправы Балтийск - Усть-Луга.

Что касается первого проекта - с ним все понятно: президенту было важно еще раз и идеологически, и духовно продемонстрировать единение области с основной частью России. А фактор православия в данном случае нельзя недооценивать.

Что касается открытия паромного сообщения, я думаю, что и президенту, и присутствовавшему при сем министру транспорта Игорю Левитину была понятна некая условность этого проекта. Это был скорее PR-ход для других регионов страны, чтобы продемонстрировать им неусыпную заботу федерального центра о самом западном российском крае. Ведь совершенно очевидно, что паромная переправа не решает проблемы транспортных перевозок для Калининграда.

В качестве аргументов приведу некоторые расчеты. В течение года, если паром будет исправно работать строго по графику и с полным КПД, если не будет каких-то катаклизмов и штормов в Балтийском море (а Балтику штормит часто), он в состоянии перевезти полтора миллиона тонн грузов. А потребность оторванной от основной территории России Калининградской области - это порядка 20 млн. тонн грузов в год. Так, в 2005 году объем грузоперевозок из России в Калининград по железной дороге составил 17,5 млн. тонн. И то это не был верх необходимого. Что касается военных перевозок - это данные засекреченные. Но что касается гражданских перевозок, повторю: эту проблему паромная переправа не решит.

Не так давно, когда российская сторона вознамерилась ремонтировать проходящий через территорию Литвы нефтепровод, в Вильнюсе немедленно заговорили о необходимости начать ремонт железнодорожных путей, по которым осуществляется транзит пассажиров и грузов из России в Калининград. Поэтому пуск парома - это своего рода "ответ Кремля Чемберлену". Понятно, что для федерального центра это вполне логичный жест, но миллионным населением Калининградской области подобные шаги воспринимаются болезненно. Конфронтация всегда вредит добрососедству, традиционным для региона экономическим связям. Ведь речь идет о совместных калининградско-литовских предприятиях, о приграничной торговле. Не секрет, что челноки и с нашей, и с той стороны кормятся за счет своего малого бизнеса, а это тысячи людей по оба берега реки Неман.

И литовцы, и поляки прекрасно понимают, что паром - это демонстрация некоего меча-кладенца, которым герои русских народных сказок потрясали перед мордой Змея-Горыныча. Интересно, что и продвинутые калининградцы адекватно реагируют на пуск паромной переправы. Бизнесмены, с которыми я общался, называют это мероприятие пропагандистской акцией, упрекают в некомпетентности министра транспорта области господина Рольбинова, который, очевидно, навязал губернатору Боосу бредовую идею о том, что паром может быть альтернативой железнодорожным грузоперевозкам. Во-первых, перевозить по воде всегда намного дороже, во-вторых, объемы перевозок несопоставимы.

Как зампред Комитета по международным делам Облдумы я бы хотел, чтобы наконец прозвучала калининградская проблема в контексте отношений России и Евросоюза. В 2007 году истекает срок Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Часы тикают, и приближается дата подписания нового соглашения. Я ожидал, что президент хотя бы обмолвится о том, что Москва работает над тем, чтобы калининградцы с введением шенгенских виз в странах Балтии не оказались отрезанными от России. Но ничего подобного не прозвучало.

То есть визит - это хорошо, но мы рассчитывали на большую его содержательность. Бывший представитель президента по связям России и ЕС Дмитрий Рогозин к нам часто наезжал, но весь его "пар" ушел в свисток.
Источник: Московские новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.