Ромодановский: Миграция будет с душой

Россию ждут серьезные изменения в миграционной политике. С нового года эти изменения коснутся как миграционного учета и правового положения иностранных граждан в России, так и тех соотечественников, которые решат вернуться в Россию из-за рубежа.

С нового года начинает действовать Государственная программа содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Свои комментарии к наступающим изменениям дал глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.

Люди должны чувствовать, что приехали домой
Программа содействия переселению соотечественников уже получила широкий отклик. Определены 12 пилотных регионов, которые в будущем году начнут принимать первых переселенцев. Предполагается, что в 2007 году к нам приедут 50 тысяч человек, в последующие два года - 100 и 150 тысяч соответственно. Что касается денег, то проектом федерального бюджета на 2007 год предусмотрено порядка 4,5 миллиарда рублей. Плюс средства регионов.
На 50 тысяч человек, думаю, хватит, отметил Ромодановский. Сейчас важно гнаться не за количеством, а за качеством. Надо все отработать до деталей. Начиная с того, как человека встретят наши представители еще там, за рубежом. Как он оформляет все бумаги, как получает свой статус добровольного переселенца, как оформляет свое имущество, на чем и по какому маршруту он поедет в Россию, кто его встречает, на каком объекте он будет работать... Все это должно быть заранее продумано, просчитано.
У нас в службе недавно прошла коллегия по Госпрограмме, так я начальникам управлений "пилотных" регионов сказал очень жестко: если
15 соотечественников вернутся обратно, лучше сразу пишите заявление об уходе. Этого не должно быть. Если мы приглашаем людей, значит, они должны чувствовать, что приехали к себе домой.
Многие регионы уже сейчас готовы принять переселенцев: это Красноярск, Калуга, Калининград, Тюмень, Липецк.

Какова программа действий
Некоторые эксперты определяют миграционный потенциал в 3-4 миллиона человек, а некоторые говорят даже о 6 миллионах. Но все зависит от потребностей регионов и от их возможностей принять людей. Как вы знаете, 24-25 октября в Санкт-Петербурге состоится Второй всемирный конгресс соотечественников. И там мы совместно с МИДом будем популяризировать Госпрограмму, обсуждать проблемные вопросы. И там уже будут раздаваться информационные пакеты в виде брошюры и СDR-дисков. Эта информация будет также размещена в Интернете на сайте ФМС.
Сейчас в рамках Госпрограммы в различных странах открываются представительства ФМС. Сейчас есть пять представительств ФМС: в Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане. У нас существуют международные соглашения с этими пятью государствами об оказании содействия добровольному переселению.
И наши представители разъясняют гражданам, как и куда можно переехать, оформляют документы. Но то переселение, которое идет сейчас, не предполагает таких преференций, которые даст государственная программа.
Там, где нет пока представительств ФМС, переселенцам будут помогать Консульства РФ и Росзарубежцентр.
Кто будет участвовать в программе
Вопрос о том, могут ли те люди, которые уже находятся здесь, но пока не обустроились, не получили гражданства, войти в программу добровольного переселения, это наша головная боль. Мы пытаемся найти решение этого вопроса. Но пока … Госпрограмма целевая. Она нацелена на конкретных граждан в конкретном статусе. То есть, на живущих за границей.
Еще много вопросов возникает по поводу двойного гражданства, например, между Россией и Туркменистаном есть Соглашение, согласно которому граждане этих стран могут иметь два гражданства А теперь, давайте поразмышляем. Что такое гражданство? Связь человека с государством. Практически родственная. Получается, что у человека будет два папы, две мамы. Если мы рассматриваем его только как гражданина Российской Федерации, он пользуется всеми правами и исполняет все обязанности, возложенные на него законодательством. А если это лицо с двойным гражданством, то мы должны считаться с тем, что он обладает также правами и обязанностями другого государства. Теперь скажите, где такой гражданин должен, например, проходить воинскую службу? А где он будет нести ответственность, в том числе уголовную, если совершил преступление?

Миграционный учет
Закон о миграционном учете предполагает создание электронной базы данных на иностранных граждан. Компьютеры завезены в 70 процентов субъектов Российской Федерации, даже больше немножко. Примерно 40 процентов территории страны имеет связь. Работа идет днем и ночью. Я сегодня с утра проводил очередное совещание по этому вопросу. Это задача номер один для обеспечения миграционного контроля, подчеркну: цивилизованного контроля. Вы знаете, у нас есть такая система "Адресное бюро. Если милиционер кого-то задерживает, то у него есть три часа для того, чтобы подтвердить личность человека. Это касается граждан России. Для иностранцев такого нет. Если кого-то "цепляет" сотрудник органов внутренних дел, а у того нет документов, подтверждающих его законное пребывание в России, то идентифицировать личность практически невозможно. Центральная информационная система и будет решать эти задачи. Это первый, скажем так, гуманитарный аспект.
Я вижу свое ведомство не как репрессивный аппарат, а как систему для создания оптимальной миграционной ситуации. Прежде всего, в интересах российских граждан
Второй аспект. Мы рассчитываем на то, что при пересечении нашей государственной границы иностранным гражданином, его данные вводятся в эту систему. Дальше он идет где-то регистрироваться - по месту пребывания, по месту проживания. Это автоматически фиксируется в системе. Дальше, предположим, у него заболел живот, он обращается в какую-то поликлинику, неважно, частную или государственную, но мы завяжем нашу систему и с медициной. Оттуда к нам пойдет информация.
Дальше. Человек встает на налоговый учет - к нам флажок прилетел. Он попал в милицию, к примеру, - к нам тоже идет информация. Таким образом, мы людей волей-неволей делаем видимыми, в том числе для налоговых служб. Сейчас же 10 миллионов нелегалов - совершенно непонятная масса.
Есть пока проблема с программным обеспечением. Нас не устроила первая программа, мы сейчас ее модернизируем, делаем программу "Мигрант-2". Нам важно, чтобы это была думающая машина, чтобы ввел имя гражданина N - и тут же получил информацию: да, он въехал позавчера, через такой-то аэропорт, еще не зарегистрировался, но срок не нарушен. Иди, парень, но быстрей регистрируйся, иначе тебя в следующий раз уже накажут.

Кто должен регистрировать
Зарегистрировать гостя должна принимающая сторона. Что должен сделать законопослушный иностранный гражданин, чтобы не нарушать закон, если он видит, что принимающая сторона своих обязанностей не выполняет? Если принимающая сторона не имеет возможности выполнить эту обязанность, иностранный гражданин может выполнить ее сам. Но ответственность возлагается на принимающую сторону.
Часто задают такой вопрос: если квартира принимающего гостя россиянина находится в долевой собственности, требуются ли заявления-разрешения на регистрацию гостя от всех собственников этой квартиры? Отвечаю: Сейчас - да. До 15 января. После того как вступит в силу закон о миграционном учете, он выведет из этой процедуры постановки на учет все жилищно-коммунальные организации. То есть не надо будет ходить в ЖЭК заверять заявление.
Кроме этого, в соответствии с новым законом зарегистрировать иностранца можно без визита в миграционную службу, направив уведомление почтой. В любом отделении почтовой связи с 16 января граждане смогут реализовать это право. Первое право - гарантирует закон. Второе - в настоящее время готовится постановление правительства, которое будет регламентировать весь этот механизм. Работа идет, мы позиции с почтой утрясли. Думаю, что механизм будет нормальный, может, даже слишком либеральный.
Количество трудовых мигрантов с вступлением в силу новых законов скорее всего изменится. Не сомневаюсь, что количество законопослушных увеличится. А изменение общего потока... Вы ведь понимаете, все определяет спрос рынка труда. А наша задача - совместить вот эти две вещи, экономику и миграционный порядок.
Что касается миграции российских граждан. То я располагаю такой цифрой - называется миграционный прирост по основным видам деятельности и сферам экономики. По сравнению с прошлым годом миграционный прирост увеличился в среднем в два раза. Но в различных отраслях динамика разная. Наименьший прирост - в сфере управления. Наибольший - в 3,5 раза - в торговле, на рынках. В промышленности и сельском хозяйстве миграционный прирост составил 2,2-2,3 раза. Это показатели не только внешней миграции, но и иностранных граждан, лица без гражданства и наших российских граждан, которые меняют сферу деятельности, мигрируют.

Договор с Кыргызстаном
Кыргызстан неоднократно ставил вопрос о том, что предприниматели, работающие на рынках, из-за того, что они имеют статус временно пребывающего, не в состоянии получить патент на индивидуальную деятельность. Протокол к Соглашению о трудящихся-мигрантах, подписаннный Кыргызстаном и Россией и дающий такое право, не действует из-за отсутствия механизма его реализации (нет ведомственной инструкции налоговой службы РФ).
К этому вопросу дам такой комментарий, временно проживающий гражданин (не временно пребывающий - это другой статус) для того, чтобы заниматься индивидуальным предпринимательством, должен иметь разрешение на работу в Российской Федерации. Протокол, который был подписан с Киргизией и ратифицирован в январе этого года, освобождает киргизских индивидуальных предпринимателей от получения разрешения на работу. Сейчас мы создаем рабочую группу под эгидой нашего управления внешней трудовой миграции, которая будет заниматься вопросами реализации этого Протокола с Киргизией. Я думаю, что все эти проблемы будут решены.
Тем не менее хотел бы высказать личную точку зрения. 129-й Федеральный закон о регистрации юридических и физических лиц для индивидуальной предпринимательской деятельности позволяет регистрировать индивидуальное предприятие иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим в Российской Федерации. Это те самые ПБОЮЛ, которые мы с вами видим на каждом углу. Я сторонник того, чтобы в качестве индивидуальных предпринимателей регистрировались только люди, постоянно проживающие в Российской Федерации. Почему? Вы наверняка что-то приобретали в этих ПБОЮЛ и видели: там, кроме хозяина, еще 10 нелегалов, которые ему подносят, рядом стоят, торгуют. И вокруг - антисанитария, непорядок, куча всяких проблем. Мне кажется, что если мы будем давать разрешение на регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности лицу, которое имеет вид на жительство в Российской Федерации, которое уже делает шаг к полноправному гражданству на нашей стране, это будет более правильно. Тот, кто находится здесь временно, ни за что не отвечает. Он урвет и уедет - и трава не расти. А это ведь еще вопрос здоровья российских граждан, вопрос безопасности.

Идем к евростандартам
Мы очень активно работаем по наведению порядка и на рынках, и на оптово-розничных предприятиях. Еженедельно мы отправляем наши предложения в минэкономразвития. В том числе - об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях, об изменениях визового режима. Мы в этом плане идем к евростандартам.
Думаю, что в недалеком будущем будет усилена и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции. Как в Европе? Вы получаете визу на полгода. Совокупное пребывание - 90 суток. У нас разрешено на сегодняшний момент 180 суток безвыездного пребывания. Что это значит? Вы 179 дней пробыли - на день-два выехали, потом опять вернулись. И в результате получается другая картина. В том числе налоговая. Мы предлагаем другую схему. Допустим, 1 января вы въезжаете, находитесь здесь 90 суток и выезжаете. И до 1 июля въехать уже не можете. Во всем цивилизованном мире это так. И мне кажется, что это правильно.

Миграционная служба должна помогать государству
Мне очень понравилось выражение президента о том, что "нужно организовать цивилизованную миграцию". Вот в эту сторону мы и должны идти. Конечно, во главу угла должны ставиться вопросы экономики. Мы должны помогать государству зарабатывать деньги, помогать решать и социальные вопросы, ну и, конечно, заниматься проблемой незаконной миграции. Но должна быть не борьба с незаконным мигрантом, а усилия по устранению причин нелегальной миграции. То есть я вижу назначение своего ведомства не как репрессивного аппарата, а как организационно построенной системы для создания благоприятной и оптимальной миграционной ситуации. Прежде всего в интересах российских граждан.

Грузинский вопрос
Вот мне привели пример: "Мой шурин является гражданином Грузии. На законных основаниях по приглашению посетил Россию. Погостив у нас, он собрал документы с целью получить разрешение на временное проживание и сдал их в паспортно-визовую службу еще до того, как начались все эти волнения с Грузией... Справка о принятии документов имеется, а визу по этой справке ему не продлевают. Говорят: грузины, езжайте в Грузию. Но он даже не грузин, а этнический азербайджанец. Как ему быть в такой ситуации?"
Давайте мы разберемся в этом случае. Азербайджанец, имеющий грузинское гражданство, конечно, не может претендовать на какие-то преференции как репатриант. Однако это вовсе не значит, что он, бывший гражданин Советского Союза, фактически наш соотечественник, не имеет права сменить свое нынешнее гражданство и получить сначала разрешение на временное проживание в России, а в дальнейшем и гражданство РФ. Если он собрал все необходимые документы и их у него приняли, значит, дальше все должно происходить четко в соответствии с законом.

Чиновников регламентируют
Росрегистрация и Роструд уже разработали технические регламенты, которые буквально по минутам и движениям расписывают действия чиновников. Мы сейчас разрабатываем два регламента. Первый касается выдачи паспортов. Он предусматривает, что человек будет тратить на получение паспорта гражданина РФ 20 минут. Сначала в эксперименте будут участвовать 10-15 подразделений в Московской области и Санкт-Петербурге. Есть сложности. Помещения должны быть определенного размера, который рассчитан минэкономразвития, чтобы не было толкучки, чтобы люди комфортно себя чувствовали. Пока такие условия не везде есть. Тем не менее работа проводится. Думаю, что до нового года мы "20-минутный" эксперимент запустим в полном объеме.
Второй регламент касается внешней трудовой миграции. Метод "одного окна". Мы еще его не узаконили, но уже начали апробацию. И даже есть результат: мы сократили сроки оформления документов в два-три раза. Конечно, это пока не везде. Но поймите, что Федеральная миграционная служба в сегодняшнем виде существует всего 9 месяцев.

Нелегалы
Все-таки самая большая наша головная боль – нелегалы. По нашим оценкам, их около 10 миллионов. Другие эксперты настаивают на 5 миллионах - все равно много. Они должны либо как-то легализоваться, либо покинуть Россию. За девять месяцев мы уже выслали около 60 тысяч человек.
География нелегалов самая разнообразная. Но лидируют Узбекистан, Таджикистан. Где-то на одном уровне Киргизия, Азербайджан и Грузия. Грузин, например, выдворено около 5 тысяч человек.
Китайцев как ни странно меньше. Китайцы, замечу, больше всех дорожат своим официальным статусом. В прошлом году по уровню законопослушности на первом месте были украинцы, сейчас - китайцы.
Нужно сказать что депортация нелегалов обходится государству в копеечку.В тот же Китай билет на самолет (а по-другому нельзя) стоит порядка 700 долларов. 300 долларов государство тратит только на двухмесячное пребывание нелегала в центре. Еще нужны деньги на сопровождение. Думаю, в среднем под тысячу долларов все обходится. Если эту тысячу умножить даже на 5 миллионов нелегалов, страшная сумма получается. На выдворение определенные деньги закладываются. Но мы учитываем еще возможности работодателей, некоммерческих структур, которые оказывают финансовую помощь в возвращении людей в страны исхода (например, в Татарстане такой механизм действует). Какая-то часть нелегальных мигрантов выдворяется за их собственный счет.

Преступление и наказание
Сейчас Госдума принимает поправки в Административный кодекс. Мы решили ужесточить административную ответственность за миграционные нарушения. Размер штрафа будет увеличен до 800 тысяч рублей. Думаю, что в недалеком будущем будет усилена и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции. Но это следующий этап. Мы не спешим. Здесь нужно выверить каждый шаг.

Беженцы и вынужденные переселенцы
Существуют старые долги перед беженцами и вынужденными переселенцами. В 2001 году статус вынужденного переселенца имели 625 тысяч человек, сегодня осталось со статусом всего 147 тысяч человек. Причем государственную помощь в обустройстве успели получить за это время всего лишь 15 тысяч семей. Я внимательно вникал в эту проблему и могу вам достоверно сообщить, что большинство переселенцев, потерявших статус, виноваты в этом сами. Просто потому, что не пришли вовремя продлить свой статус. Согласно закону срок действия статуса - 5 лет. Если за это время переселенец не сумел обустроиться, он должен подать заявление, и ему обязательно продлят статус. Потом, через год, нужно снова прийти в миграционную службу и вновь подать заявление на продление. Так вот, не приходят к нам наши подопечные, не заявляют о себе.
Знаете, хоть это вроде бы уже и не наша забота, но мы не можем смириться с такой ситуацией. Обращаемся в минэкономразвития, в минфин, стараемся донести до правительства, что проблема старых долгов обостряется с годами. Особенно обидно давним переселенцам сегодня, когда объявлена программа содействия добровольному переселению, и на нее-то выделены серьезные средства.
Однако есть вполне очевидное объяснение, почему проблема обустройства вынужденных переселенцев буксовала так долго. У нашего государства просто не было достаточных средств на ее решение. Теперь ситуация улучшилась, и я уверен, что реализация новой программы содействия добровольному переселению вольно-невольно заставит взглянуть по-новому и на старые наши долги.

Чечня
Еще один давний, очень больной вопрос: граждане, пострадавшие в чеченской войне, если они безвозвратно выехали из Чечни, получают компенсацию за утраченное жилье не более 120 тысяч рублей, а возвратившиеся - в три раза больше, 360 тысяч. Мы надеемся, что это неравенство будет исправлено в скором времени. Недавно правительству было дано поручение президента вернуться к рассмотрению вопроса об уравнивании компенсационных выплат.

Репрессии нам чужды
Одна из первоочередных и наиболее сложных задач - изменить менталитет милицейских сотрудников. Они привыкли иметь дело с преступниками и в их работе с мигрантами тоже прослеживается обвинительный уклон. Репрессивный подход к проблеме миграции мне совершенно чужд. И мы его изменим. Мы пытаемся заставить наших сотрудников работать по-другому - с душой, с желанием помогать людям, а не отфутболивать их. К сожалению, процесс этот очень сложный и долгий. Легче всего, конечно, сославшись на какую-то инструкцию, отказать человеку, запустить его в бюрократический лабиринт, чтобы он месяцами, а то и годами ходил добывал разные бумажки. В нашей службе нужно не только головой, но и душой работать.
Источник: ПСДП.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.