Д-6: Литва считает, что нашла новый рычаг давления на Россию

Занятые президентским скандалом, литовские политики и СМИ почти не интересуются ранее бывшими в центре внимания проблемами, касающимися проектов 2К (международный проект использования портов Литвы и Калининградской области РФ) и Д-6 (нефтяная платформа компании "Лукойл", расположенная в Балтийском море недалеко от морской границы Литвы), которые ранее связывались с угрозой национальной безопасности со стороны России. Однако намеченные на июнь международные учения по ликвидации последствий возможной аварии на платформе Д-6 заставили литовских руководителей в очередной раз вспомнить о до сих пор эффективной тактике давления на Россию в жизненно важных для них вопросах.

Тяжело представить, чтобы с таким размахом задуманные учения, в которых должны принять участие и наблюдатели из стран НАТО, обошлись без Литвы, первой поднявшей проблему безопасности платформы и постоянно акцентирующей на ней внимание. И, тем не менее, как заявила на минувшей неделе BNS директор Департамента информации и культуры МИД Литвы Виолета Мотулайте, Литва не примет участия в международных учениях, если Россия не подпишет соответствующих соглашений с Литвой на межправительственном уровне.

Это тем более кажется странным, что учения российская сторона планирует совместно с НАТО, а Литва к июню должна уже быть полноправным членом северо-атлантического альянса. По словам В.Мотулайте, Литве известно об учениях, однако условием участия Литвы является разрешение всех "правовых вопросов", связанных с эксплуатацией Д-6.

Д.Мотулайте: "Месторождение "Д-6" находится всего за 7 км от морской границы Литвы, оно размещено рядом с экологически чувствительной Куршской косой, которая внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО в качестве уникального природного объекта. Поэтому обязательна общая литовско-российская оценка влияния его на окружающую среду и договоренность в отношении возмещения ущерба в случае аварии". "По мнению МИД, немедленно должны быть начаты переговоры между Литвой и Россией по поводу межправительственного соглашения, касающегося предупреждения о случаях загрязнения моря, а также ликвидации последствий и возмещения ущерба Литве".

Кроме этого, по мнению литовской стороны, необходимо подготовить общий план ликвидации аварии и провести фоновый мониторинг Балтийского моря вблизи нефтяного месторождения, а также утвердить программу этого мониторинга. Представитель МИД Литвы даже особо и не скрывает, что литовская сторона пытается использовать факт учений как средство давления на Россию, чтобы понудить ее взять на себя требуемые обязательства: "Если будут решены все эти правовые вопросы, тогда Литва будет решать вопрос о самих учениях и участии в них".

Напомним, что до сих пор проблема экологической безопасности в отношении Д-6 решалась на уровне прямых контактов литовских должностных лиц непосредственно с руководством "Лукойла". Однако Литва хочет придать проблеме межгосударственный вес и, несмотря на то, что речь идет о проектах частной компании, сделать ее предметом переговоров между правительствами. Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас обращался с этим вопросом к главе кабинета министров России Михаилу Касьянову, однако ответа не получил. Были также обращения на парламентском уровне.

Пытаясь оказать давление на Россию, литовские дипломаты и парламентарии выводят проблему на международный уровень, ставя вопрос об угрозе экологии Балтийского моря в целом. Лоббируя вопрос в ЮНЕСКО, Литва достигла немалых результатов. В ноябре 2003 г. группа экспертов ЮНЕСКО ознакомилась на месте с технической документацией Д-6 и признала, что платформа представляет собой экологическую угрозу для национального парка, находящегося на Куршской косе. Довольно большая группа литовских политиков и общественных деятелей требует радикального решения: закрытия Д-6 вообще. Эту точку зрения разделял и бывший президент Литвы Валдас Адамкус (эколог по специальности). Платформа Д-6, согласно планам "Лукойла", начнет качать нефть уже в апреле 2004 г. Ежегодная добыча нефти составит 600 тыс. тонн. Находится она в 23 км от Куршской косы.
Источник: REGNUM

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.