Телеотчет о заседании Правительства, посвященном Калининградской области

18 января 2007 года в Москве состоялось событие, которое призвано определить развитие Калининградской области на ближайшие годы. На заседание Правительства Российской Федерации был специально приглашен губернатор области Георгий Боос. Он рассказал о вопросах социально-экономического развития самого западного региона страны и ответил на вопросы министров. По итогам заседания и федеральные, и региональные отраслевые министры получили 10 поручений. Мы предлагаем вашему вниманию телевизионный отчет.

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Добрый день, уважаемый Михаил Ефимович! Добрый день, уважаемые члены Правительства!
Калининградская область - это 15 тысяч кв. км российской земли с 940 тыс. жителей в самом центре Европы, своего рода мостик между Россией и Западом, играющий важное стратегическое значение в политическом, экономическом и оборонном смысле.
В одном из своих выступлений наш Президент Владимир Владимирович Путин сказал, что самым главным для нас является решение социальных задач, повышение уровня жизни граждан России, достижение ситуации, при которой наши граждане могли бы пользоваться среднеевропейскими стандартами жизни. При этом наиболее остро такая постановка вопроса звучит именно для российского эксклава.
Понимая это, Президент, Правительство и Парламент уделяли постоянное внимание Калининградской области, а с 2002 года начала реализовываться и специальная Федеральная целевая программа. Именно благодаря такому отношению с этого периода темпы экономического роста в регионе были выше среднероссийских. Тем не менее, при сохранении данных темпов роста, достижение паритета со среднеевропейскими показателями уровня жизни произойдет только к середине текущего столетия. А учитывая, что Калининградская область находится в плотном кольце ЕС, так много времени у нас нет. Необходимо обеспечить достижение паритета до того, как в результате процессов глобализации, интеграции России и ЕС наши границы станут прозрачными. Необходимо сегодня интенсифицировать экономический рост в регионе, улучшить социальное положение жителей, увеличить плотность населения до среднеевропейского уровня. В целях достижения этих задач уже предпринят ряд важных шагов.
В 2006 году вступил в действие новый закон об Особой экономической зоне в Калининградской области, который существенно повысил инвестиционную привлекательность, и соответственно - создал предпосылки интенсификации экономического роста.
Разработана и принята Стратегия развития региона на 25 лет, на срок действия нового закона, а также десятилетняя программа социально-экономического развития области.
В 2006 году в области были проведены административная и бюджетная реформы, реформа социальных мандатов, реформы образования и здравоохранения, а также преобразована система мер поддержки и стимулирования развития экономики.
На реализацию мероприятий национальных проектов из областного бюджета дополнительно выделено 1 млрд. 741 млн. рублей. Разработана и находится на согласовании в Правительстве России программа содействия переселению соотечественников.
Благодаря систематизации наших усилий и постоянному вниманию со стороны федерального центра к проблемам Калининградской области (за что мне особо хотелось бы поблагодарить Правительство Российской Федерации), мы смогли достичь зримых результатов уже в 2006 году.
В результате проведенной административной реформы сокращена численность государственных служащих с 1400 до 670 человек (более чем в 2 раза). Сокращено количество государственных органов исполнительной власти с 36 до 22.
Вместо 36 главных распорядителей бюджетных средств осталось два: Министерство финансов (в части межбюджетных отношений и финансирования собственных прямых расходов) и Агентство главного распорядителя кредита. Введен эффективный механизм проведения конкурсных процедур. Как антикоррупционная мера существенно повышена прозрачность всех органов власти и транспарентность всей системы управления, включая публичные финансы.
В 2006 году в ряде муниципальных образований была проведена дебюрократизация и введен принцип «одного окна», как в реальном, так и в социальном секторах. В текущем году полученный опыт будет распространен на всю область.

При этом проводимая работа по инвентаризации социальных мандатов позволила уже в 2006 году отказаться от целого ряда неэффективных расходов. Высвобождающиеся средства перенацелены на более важные направления социальной политики.
Так, например, отменены надбавки к пенсиям госслужащим. С 1 июля 2006 года присвоение звания «Ветеран труда» сопровождается не натуральными льготами, а вручением учрежденной медали и единовременной выплатой в размере 3 тысяч рублей.
С 1 января этого года льготы ветеранам труда, труженикам тыла, многодетным семьям и реабилитированным жертвам политических репрессий монетизированы (ежемесячные выплаты составляют 1200 рублей).
Были введены дополнительные выплаты пенсионерам, доходы которых находятся ниже черты бедности. В 2006 году - до суммы 1750 рублей в месяц, в 2007 году - до 2000 рублей, а к 2010 году уровень их дохода достигнет прожиточного минимума.
В течение года мы в три раза подняли выплаты на рождение ребенка: с 1 до 3 тысяч рублей на первого и с 2 до 7 тысяч рублей на второго и последующих.
За истекший период последовательно укреплялся институт опеки и попечительства. Начата реализация программы расселения детей из детских домов в приемные семьи.
Увеличен размер ежемесячного денежного пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством). Повышено финансовое сопровождение ребенка, находящегося на воспитании в патронатной семье (до 9 тысяч рублей совокупных выплат на каждого ребенка). Проводятся мероприятия по перепрофилированию высвобождающихся таким образом детских домов в детские сады. Для решения жилищного вопроса при усыновлении дополнительно выделяем по 300 тыс. рублей на каждого усыновляемого ребенка.
Увеличено в 2,7 раза ежемесячное пособие семьям погибших в «горячих точках» военнослужащих и работников правоохранительных органов (с 360 до 1000 рублей).
Область взяла на себя обязательства по федеральному мандату на приобретение автомобилей для инвалидов Великой Отечественной войны.
За 2006 год спецтранспортом обеспечено около 70% очередников. (При прежнем режиме обеспечения ожидание в очереди растянулось бы на более чем 20 лет).
Активизировано строительство социального жилья. Построен первый дом для ветеранов, в котором на первом этаже размещены медпункт, столовая, клуб, социальные службы.
Правительство области целенаправленно проводит повышение заработной платы работников бюджетной сферы, которая выросла за год примерно на 70%.
В результате этих мер численность проживающих за чертой бедности снизилась вдвое и в четвертом квартале составила 8,9%.
Активно включившись в реализацию приоритетных национальных проектов, мы понимали, что одно укрепление материальной базы, даже в условиях модернизации и обновления технологий, не приведет к структурным изменениям и возникновению конкуренции в этих сферах, а, значит, не произойдет реального реформирования данных отраслей. Поэтому мы систематизировали свои дополнительные расходы по группам:
- инвестиции в развитие материальной базы;
- модернизация и обновление технологий;
- изменение системы управления.

В тесном взаимодействии с Михаилом Юрьевичем Зурабовым и вверенным ему министерством проводится реформа в здравоохранении.
В 2006 году произошло значительное обновление материальной базы системы здравоохранения. В регион поступило и своевременно введено в эксплуатацию различного оборудования в объемах, наверное, даже большем, чем за весь постсоветский период.
Велось активное строительство перинатального центра, реконструкция онкологического центра и туберкулезного диспансера. В 2007 году эти работы, мы надеемся, будут завершены.
Был открыт медицинский факультета в РГУ им. И. Канта.
Мы надеемся, что будет начато строительство в 2007 году высокотехнологичного медицинского центра.

Не менее интенсивно реализовывался приоритетный национальный проект «Образование». Для 112 школ области был обеспечен доступ к скоростному Интернету. Было приобретено 72 новых школьных автобуса, получено новое современное оборудование для кабинетов физики, химии, биологии.
Приобретено 77 интерактивных комплексов, укомплектованных всей необходимой периферией. В настоящее время идет процесс инсталляции, подготовки кадров и создания общеобластной сети.
В 2006 году начат перевод на нормативно-подушевое финансирование системы образования с оптимизацией сети образовательных учреждений, модернизацией образовательного процесса и повышением его эффективности. Уже со второго квартала текущего года вся система образования области перейдет на нормативно-подушевой принцип финансирования. Таким образом, оплата будет производиться за ученика и оказанные ему образовательные услуги.
В результате, в образовании и здравоохранении все учреждения попадают в конкурентную среду и, как следствие этого, идет реструктуризация сети учреждений, повышается качество оказания услуги, растет эффективность бюджетных расходов, а значит, появляются резервы для роста заработной платы в этих отраслях.

Также в 2006 году принята областная программа «Жилище», включающая в себя 4 подпрограммы: «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»; «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования в Калининградской области»; «Развитие стройиндустрии промышленности строительных материалов, изделий и конструкций».
При этом особое внимание мы уделяли поддержке конкурентной среды на рынке, обеспечению равного гарантированного доступа всех участников строительства к земельным участкам и инженерной инфраструктуре через открытые аукционы. Кроме этого, специально для облегчения процессов подготовки и сдачи жилья в эксплуатацию подготовлены и бесплатно предоставлены всем участникам строительного рынка альбомы проектов повторного применения от многоквартирных домов до индивидуальных коттеджей.
Земельные участки продавались исключительно через открытые аукционы. Одними из первых в стране на аукционе мы реализовали участок под комплексную застройку за миллиард рублей.
Как следствие, уже в 2006 году мы построили 501,3 тысяч кв. м. жилья, то есть 533 кв.м. на 1000 жителей, что почти в 2 раза больше, чем в 2005 году и на 60 % больше, чем в самый удачный год в советский период.
На 2007 год программа еще более серьезная, предусматривающая ввод 750 тысяч квадратных метров. Программа сформирована пообъектно, адресно, и можете не сомневаться, - мы ее выполним. Сегодня мы уже формируем программу на 2008 год и готовим земельные аукционы под эти стройки.

В сфере АПК, традиционном секторе экономики нашего региона, мы, с одной стороны, имели самую высокую бюджетную поддержку, наверное, с самой низкой эффективностью, а, с другой стороны, самое большое количество проблем, связанных с отсутствием системного внимания к земледелию и животноводству.
В 2006 году была модернизирована система мер поддержки сельского хозяйства, принята новая программа социального развития села. Совместно с Минсельхозом России мы добились в 2006 году перелома в сложившихся тенденциях.
Был введен постоянный контроль над целевым использованием земель, в результате чего повысилась площадь земель, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот.
Последовательно внедряем в АПК принцип страхования рисков. Инвестиции в сельское хозяйство в 2006 году выросли в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом, а в текущем году запланированы инвестиции в объеме 2,2 млрд. рублей, что в 2,2 раза превышает уровень прошлого года.
В 2006 году, с августа месяца остановилось падение производства молока, начался рост (надой в декабре 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года на 1 фуражную корову увеличился на 1,6 л). Более того, в области появились хозяйства, где среднесуточный надой составил 24 - 25 литров на фуражную корову.

Как я уже говорил ранее, мы особое внимание уделяем созданию конкурентной среды на рынке, чтобы все его участники имели равные возможности. Поэтому все преференции и льготы, которые раньше были предоставлены отдельным фирмам, отменены.
Принят закон о мерах по поддержке инвестиций, направленный на снятие административных барьеров и оказание содействия в виде административного сопровождения. Закон гарантирует равный доступ к земельным ресурсам и к инфраструктуре, а также возможность субсидирования процентной ставки. Создаются пять промышленных зон, один технопарк. Две зоны создаются девелоперами на частные инвестиции.
Принята программа развития янтарной отрасли, в которой предусмотрено создание янтарного кластера.
Реализуются дополнительные меры по оздоровлению рынка и поддержки конкуренции, такие как:
- по борьбе с теневой экономикой;
- по легализации зарплат;
- по борьбе с контрафактной продукцией;
- о равном доступе к бюджетным заказам и природным ресурсам области на конкурсной или аукционной основе.
Начал работать новый закон об Особой экономической зоне:
- зарегистрировано 30 резидентов;
- 15,3 млрд. рублей инвестиций;
- 6 тысяч новых рабочих мест;
- 18 тыс. рублей - средняя заработная плата.
Как следствие, благодаря скоординированным совместным усилиям федерального и областного правительств уже происходит структурная реформа в экономике. По предварительной оценке, ВРП области вырос в 2006 году на 20% в сопоставимых ценах.
Индекс промышленного производства в области составил в 2006 году 167%. В таком высоком показателе существенный вклад не только введенной в эксплуатацию ТЭЦ-2, но и высокие параметры роста в других секторах экономики. Так, например, в обрабатывающих производствах индекс достиг 140%, в розничной торговле и сфере услуг составил 120%.

Как я уже говорил ранее, была разработана программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы. Программа базируется на стратегии, законе об ОЭЗ и, при условии реализации всех мероприятий, позволит достичь поставленной Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным и Правительством России цели: выхода на паритетный уровень жизни с европейскими странами.
Программа напряженная, что видно по ее индикативным показателям:
- среднедушевые денежные доходы в ценах 2005 года к 2016 году достигнут почти 28 тысяч рублей;
- численность населения составит к 2016 году 1440 тыс. человек;
- ВРП на одного жителя в ценах 2005 года составит 316,2 тыс. рублей;
- среднедушевая налоговая обеспеченность в ценах 2005 года составит 35,5 тыс. рублей.

Мы отдаем себе отчет, что только совместные, слаженные, скоординированные действия федерального центра и области позволят реализовать эту программу и достичь поставленных целей.
Мы не в состоянии реализовать программу развития области самостоятельно. Нам остро необходима помощь федерального центра в решении вопросов по развитию транспортной инфраструктуры и обустройству пограничных пунктов пропуска, решении проблем энергообеспеченности, решении вопросов по развитию сберегающей экологию и природоохранной инфраструктуры, реализации программы содействия добровольному переселению соотечественников.
Другими словами, необходимо откорректировать Федеральную целевую программу развития Калининградской области, которая позволила в определенный период переломить негативные тенденции и дала возможность области выжить. Программа сегодня должна быть ориентирована на задачи, поставленные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. И в этом случае мы абсолютно уверены в успехе. Заранее благодарим Правительство за поддержку и понимание».

Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «По транспортной инфраструктуре вопрос такой: 200 км автодорог находятся в федеральном ведении. Не считаете ли вы возможным принять их на свой уровень содержания, чтобы все дороги были региональными. У нас есть разногласия в правительстве по вопросу акционирования убыточных дорожных предприятий. Какова ваша позиция, что делать с этими предприятиями, акционировать или подготовить к акционированию? Спасибо».

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Мое мнение, что все дороги, входящие в европейские транспортные коридоры, в также дороги, имеющие выходы на погранпереходы, через которые осуществляется экономическое сотрудничество РФ с ЕС, должны быть федеральными. И наоборот, я считаю, мы должны передать часть региональных дорог на федеральный уровень, это, правда, небольшая часть. Но главное – развить эту транспортную инфраструктуру до уровня, соответствующего европейским требованиям. Довольно сложная возникает ситуация, когда европейские транспортные коридоры, проходящие через территорию области, на бумаге существуют, а вдруг на территории области физически обрываются.
Это вопрос не только политического значения, не только нашего позиционирования в Европе, но и вопрос выживания региона. Без развития транспортной инфраструктуры регион не выживет. Что касается системы автодоров, ДРСУ. Может ли обслуживать частная структура дороги? Может. Но при приватизации ДРСУ надо быть очень осторожным. Сегодня базу потерять можно легко. Обеспечить, чтобы приобрели эту базу те, что будет обслуживать дороги. Невозможно в условиях существующего законодательства. В этой связи, на мой взгляд, надо очень аккуратно проводить приватизацию».

Михаил Фрадков, Председатель правительства РФ: «Проблема ясная, она, может быть, наряду с обеспечением газом первоочередная, дает возможность транзита. Жизни, центру сообщаться с Европой. Вами что делается там, кроме того, что к этому подходить осторожно, понимая, что частный капитал наиболее подходящий ключ. Отсюда мало чего упадет. Из центра, сами понимаете. Тут конкуренция высокая с другими регионами. Вы чувствуете способ решить этот вопрос на уровне областном?»

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «На уровне областном создание современной сети дорог и решение проблем существующих дорог – это сделать невозможно. Это необходимо делать совместными усилиями с федеральным правительством. У нас 4,6 тысяч км, самая высокая плотность, если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург. При этом все практически дороги в ненормативном виде. Их ширина не соответствует нормам и стандартам, которые у нас приняты. Да, они были построены до войны. Они внизу имеют булыжную основу, и просто заасфальтированы сверху. Они обсажены рядами деревьев, которые у нас называют «солдаты вермахта». Снести эти деревья мы не можем. Так как они одновременно являются дренажной системой. Иначе дороги будут расползаться. Нормативных дорог у нас, дай Бог, чтобы из этих 4,6 тыс. км было километров 150. Конечно, это для нас вопрос крайне болезненный и самый фондоемкий. Мы сегодня из областного бюджета выделили колоссальные средства, для нас физически почти неподъемные, только на это направление. Мы разработали программу «700 км скоростных дорог», начала проектирование этих дорог за областные деньги.
Мы выделили почти 750 млн., 743, если быть точным, на ремонт и реконструкцию. Мы более 420 км дорог отремонтировали в 2006 году и отремонтируем в 2007. В лучшие советский год мы ремонтировали 130.
Мы со своей стороны делаем все усилия, но одним нам проблему не решить. Что касается осторожности, то эта осторожность только в части приватизации ДРСУ, или автодоров. Мы имеем проблему сегодня по области в этой связи. Существовали областные ДРСУ и федеральные ДРСУ. При передаче федеральных дорог в областную собственность мы произвели объединение областных ДРСУ и федеральных ДРСУ, сформировали автодоры. При этом чуть позже произошла странная ситуация. Это еще к началу 2000-х годов. Когда все эти автодоры оказались зарегистрированными в федеральной собственности. Хотя там было в том числе и участие областной собственности. И в конце прошлого года эти автодоры были выставлены на приватизацию. Я обратился с письмом к правительству. Что у нас просто не было инфраструктуры по содержанию сети дорог, с просьбой не проводить приватизацию, а передать нам. А мы, вырастив частного предпринимателя, который будет не только заниматься стройкой, но и содержанием дорог, мы постепенно ему продавать будем такие базы. Но пока вопрос этот не решен. Хотя акционирование этих автодоров проведено. Сейчас это 100%-е акционерные общества в госсобственности».

Михаил Фрадков, председатель правительства РФ: «Но вопрос действительно острый, надо бы им позаниматься. Тут у нас масса принимается программ по региону, одна программа на другую накладывается. И стратегия, и программа до 2016 г., и федеральная целевая программа до 2010 г., и программа, которая корректируется, по развитию Калининградской области в 2007 году, и свободная экономическая зона, и рекреационная зона.

Забегая вперед, прошу коллег в практическом плане преломить свою деятельность на федеральном уровне к проблемам, которые существуют в Калининградской области. Она простая, казалось бы, проблема, поддержать в должном состоянии дороги и построить новые, имея ввиду этот потенциал инфраструктурный, который определяет развитие региона на долгие годы вперед, тем более обидно, все, что сделано в этой части, это сделано до войны, на этом булыжнике, с этими деревьями. Мы обладаем этим потенциалом, мы его не только развить, но и использовать толком не можем. Это конкретная задача. Она является результатом усилий всех через программы, через системный подход, который губернатор реализует в силу своего характера, в силу своих знаний, ориентации целевой. Я хотел бы туда копнуть и коллег приглашаю к такой работе. Потому что общими программами, которых у нас с избытком, в том числе по этому региону, мы не обойдемся. Пожалуйста, еще вопросы».

Сергей Иванов, министр обороны РФ: «В продолжение инфраструктурной темы вопрос. Я поясню. Что несколько лет назад мы передали из области военного назначения в двойное назначение взлетно-посадочную полосу, всю инфраструктурную линию аэропорта. Как, на ваш взгляд, за это время, 3-4 года, улучшилось состояние аэропорта? Появилось ли новое навигационное оборудование? Удлинена ли ВПП, чтобы она была способна принимать самолеты любых типов, чтобы мы не использовали второй аэродром, которые остается у военных, для посадки крупнофюзеляжных самолетов? Как идут дела в этом направлении?»

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Спасибо. Вопрос в корень. Работы ведутся активно. Строятся новые здания аэропорта, новый терминал с рукавами. Как это делается в мире. Были проведены большие ремонтные работы за счет средств федерального бюджета. За это слова благодарности Герману Оскаровичу и Игорю Евгеньевичу. Проведена большая работа по ремонту ВПП. И сегодня ВПП позволяет принимать любые типы самолетов за исключением дальномагистральных. Их пока мы не принимаем. Мы как раз обсуждали на совещании у Игоря Евгеньевича эту тему, и проектирование под дальномагисральные самолеты уже заложено. Оно будет осуществлено в следующем году. В 2007м году, в крайнем случае, в первой половине 2008, закончим и закроем всю программу, которая была составлена по ремонту всего наземного комплекса, включая и современное навигационное оборудование, и большинство работ по навигационному оборудованию уже выполнено. Осталась небольшая часть по рулежным дорожкам и стояночным местам. Вообще состояние и внешний вид всего комплекса становится другим. Въездные ворота в область должны иметь нормальный вид. В данном случае такая позитивная практика, когда полученный объект двойного назначения за счет исполнения гражданскими службами в гражданских целях вовлечен в хозяйственный оборот, это принесло серьезнейший результат позитивный».

Сергей Иванов, министр обороны РФ: «Следующий вопрос. Балтийск. Морская инфраструктура. Мы знаем, что там несколько морских бассейнов. Военные там только на одном базируются, последние годы 3-й бассейн, там существенные работа проведены, Президент был с визитом. Паромная переправа начала функционировать, но там есть еще бассейны. Как вы видите развитие портовой инфраструктуры России на Балтике, потому что, я так понимаю, что это все равно в Балтийске, не столько в Калининграде, сколько в Балтийске с учетом того, что это тоже федеральные средства. Министерство обороны в свой сектор вкладывает как жилищно-коммунальный в самом Балтийске, так и в поддержание портовой инфраструктуры. Но там надо и каналы поддерживать на хорошей глубине, дноочистительные работы постоянно вести, и связанный с этим вопрос – это Балтийская коса, транспортное сообщение для населения. Я знаю эту проблему и Балтфлот своими изношенными паромами перевозил граждан на косу, возникали там часто проблемы, это не свойственная ни флоту, ни армии функция, возить гражданское население. Когда сообщение с косой придет в нормальное цивилизованное русло?»

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Мое мнение: Балтийск – выгоднейшее место стратегическое для развития портового комплекса. Там была сформирована военно-морская база. Безусловно, это надо отдать должное аналитикам Минобороны, которые в свое время сделали оценку, что это место стратегическое. На мой взгляд, развитие портовых комплексов в Калининградской области должно развиваться с Балтийске в перспективе. На этот счет в Минтрансе было совещание, рассмотрели комплекс. Есть предложение от различных компаний, заявки на то, чтобы развивать в дальнейшем портовый комплекс под различные виды задач».

Сергей Иванов, министр обороны РФ: «То есть частный капитал готов вкладывать деньги? Для меня это важно услышать».

Георгий Боос, губернатор Калининградской области «Частный капитал готов вкладывать деньги. Цифры, которые называются, очень существенны, на мой взгляд. Пока преждевременно их называть. С точки зрения сообщения между косой и Балтийском. Мы в 2006 году дали целевую дотацию из областного бюджета, хотя мандат муниципальный, транспортная доступность. Понимая, что у города не хватит своих ресурсов, чтобы закрыть деньгами такой мандат. Мы дали целевую дотацию на обеспечение транспортного сообщения между городом и Балтийской косой. Деньги эти в полном объеме уходят на покрытие расходов Минобороны, которое предоставляло 2 парома и катер. Они сейчас выведены из эксплуатации практически полностью. Ведется ремонт. Моя позиция простая. Я считаю, что мы не должны сами покупать паромы, а должны пригласить компании, которые осуществляют такие перевозки. И дотировать тариф, чтобы сделать его экономически обоснованным. В этом направлении мы сейчас и работаем. Создана уже частная компания, которая сейчас готова к закупке такого парома. Хотя пригласили на конкурс международных операторов. Но короткое плечо, и налаживать здесь сообщение неинтересно. Но проявили интерес местные предприниматели, которые готовы это делать. С Росморпортом решен навигационный вопрос, и как только это было сделано, сможем полностью вывести действующие сейчас паромы в ремонт. Мы получили предложение купить по остаточной стоимость эти паромы. Но опять же мы как власть не должны их покупать и делать из этого прямые расходы бюджетные, перевозить как бюджетное учреждение или бюджетная организация».

Сергей Иванов, министр обороны РФ: «Последний вопрос. Как вы оцениваете перспективы судостроения в Калининградской области, что, на ваш взгляд, мешает, с учетом уникальности расположения в центре Европы?»

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Перспективы растут, для этого есть база, это судостроительный завод «Янтарь», это два судоремонтных завода. Были не урегулированы имущественные права по судоремонтным заводам, мы сейчас на одном урегулировали окончательно, в начале 2007 выставили его на реализацию, считаем, что он получит развитие, на него нацелились несколько иностранных инвесторов. Мы проводили открытый аукцион. Светловский судоремонтный завод в 2007-м году начнет наращивать объемы, туда будут сделаны инвестиции, которые считаются не сотнями миллионов рублей, больше. Второй судоремонтный завод, калининградский, мы урегулируем по нему в первом полугодии уже окончательно отношения, и в результате рассчитываем на приватизацию в 2007-м году. Интерес проявляет бизнес. Что касается ПСЗ, то там контрольный пакет и у государства, должен сказать, что завод лихорадило. Но у него есть осмысленная программа. В том числе благодаря и поддержке Минобороны, и сегодня завод уже завозит рабочих из Николаева, и количество рабочих мест – 2000 человек».

Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ: «Если можно, ситуацию с газом, как вы ощущаете, насколько эта программа остра и принципиальна?»

Георгий Боос, губернатор Калининградской области: «Не будет газа – не будет никакого развития региона. Мы сегодня уже задыхаемся без газа, потребность у потребителей в объемах миллиард шестьсот млн. сегодня, по итогам 2006 года, в 2007-м будет расти, на 2007 год мы подали заявку на 1,5 млрд. кубов, нам обеспечение удовлетворения этой заявки нужно, чтобы поддержать темпы экономического роста».

Михаил Фрадков, Председатель Правительства РФ: «Работа идет, губернатор работу системно развернул, нам нужно помочь. Так как мы на этом полигоне отрабатываем все имеющиеся инструменты развития, что очень важно. Это уникальная возможность. Поддержим, будем осуществлять мониторинг реализации принятых сегодня решений. Спасибо».
Источник: ГТРК Калининград

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.