В регионах изучают предложения Владимира Путина

Новый этап реформы вертикали власти - избрание законодательными собраниями кандидатур губернаторов через представление президента - де-факто выглядит как безусловное повышение роли местных парламентов. Об этом свидетельствуют возможность прямого контроля исполнительной власти, усиление влияние в регионе политических партий, к мнению которых, по идее, отныне обязан прислушиваться даже президент России. "Известия" решили проверить, как в самих регионах восприняли еще не оформленные юридически дополнительные "полномочия".

ОКРЕПНУТ ТОЛЬКО "ЕДИНОРОССЫ"

Чем традиционно занимались заксобрания и облдумы? Приводили в соответствие с федеральными местные законы, утверждали сенаторов, писали новые законопроекты, которые, как правило, отклонялись Госдумой. Казалось бы, после программного выступления президента поводов для радости у региональных законодателей хоть отбавляй. Как удалось выяснить "Известиям", реально лишь в немногих регионах новации вызвали оптимизм. В большинстве республик, краев и областей ставят крест на развитии полноценных партий и считают: для назначения президентских наместников мнение законодателей не будет иметь никакого значения.

Если суммировать отзывы региональных парламентариев, то вывод будет один: реформы, несомненно, повлияют на перераспределение влияния партий в регионах. Но оппозиционным структурам вряд ли стоит принимать это на свой счет: дивиденды соберет "Единая Россия" или те партии, которые сумели обрести более или менее солидное представительство в облдумах. Остальным "ловить" нечего.

Как передает корреспондент "Известий" в Калининграде Илья Стулов, в самом западном регионе предложения Владимира Путина политики восприняли своеобразно - сразу три региональных депутата, еще недавно состоявших в оппозиционном СПС, поспешили написать заявления о вступлении в "Единую Россию".

- Я выбрал самую "правую" из реально существующих сегодня в России партий, - объяснил свой поступок спикер облдумы Владимир Никитин.

Бывшие единомышленники председателя регионального парламента отнеслись к его демаршу с юмором. "Похоже, реформы, предлагаемые президентом, вызвали у ряда товарищей элементарную медвежью болезнь, - не удержался от ехидного комментария "Известиям" Владимир Ежиков. - Путин по сути обеспечил "Единую Россию" большой политической форой. Не прошло и пятнадцати лет, как мы поменяли одну правящую партию на другую. С той лишь разницей, что в КПСС была железная дисциплина и устойчивая организация, а "единороссы" больше напоминают малых капризных детей, которых президент водит за руку".

В заксобрании Владимирской области далеко не все депутаты оказались готовы прокомментировать "партийные" последствия предложений президента. Спикер Анатолий Бобров сообщил корреспонденту "Известий" Леониду Новикову, что пока нет проекта закона, комментарий не имеет смысла.

- Последствием новых шагов президента для партий станет монополизация заксобраний "Единой Россией" и КПРФ. Причем у КПРФ шансов повлиять на ситуацию все меньше, ее рейтинг в области упал до 9%. При выборах по партийным спискам во Владимирской области сейчас ввели барьер 7%, а если бы он был хотя бы 5 %, то представители оппозиционных партий еще сохраняли бы какие-то шансы пройти в местный парламент. Реальной оппозиции в регионах у Путина теперь не будет, - констатирует депутат владимирского заксобрания, член СПС Сергей Казаков.

Представители заксобрания Нижегородской области уже полностью отрицают возможность для оппозиции повлиять на исход голосования по представленной президентом кандидатуре губернатора.

- Отклонение представленной кандидатуры возможно только теоретически, но я не думаю, что это будет реализовано на практике, - заявил корреспонденту "Известий" Татьяне Витебской вице-спикер заксобрания Нижегородской области Александр Цапин.

- Тем более, что возражать-то по сути некому - оппозиционного крыла среди нижегородских депутатов нет: усиление роли "Единой России" здесь произошло задолго до того, как в стране свершились ключевые события, - констатировал депутат, пожелавший остаться неназванным.

"Мы выбираем не политика, а актера"

Впрочем, и сами представители "Единой России", которым, как выясняется, в большинстве регионов и предстоит реализовывать судьбоносные решения о назначении губернаторов, не склонны идеализировать ситуацию. Новые полномочия заксобраний совершенно не означают повышения роли парламентов.

- Не стоит преувеличивать: значимость заксобрания увеличится только на один день - день выборов губернатора, - заверил корреспондента "Известий" Илью Стулова руководитель одного из районных политсоветов ЕР в Калининграде Андрей Виноградов, - максимум -на неделю, предшествующую дате утверждения губернатора. У нас президентская республика, и вряд ли кто-либо решится открыто и беспричинно отвергнуть кандидатуру, предложенную Путиным.

- Заксобрание будет заложником кандидата в губернаторы. "Выпендриваться" можно будет только на уровне двух попыток. После этого любое заксобрание согласует любую кандидатуру, - говорит депутат Госдумы Астраханской области Александр Башкин.

- Еще до внесения президентом кандидатуры губернатора она будет согласована с главными игроками на политической сцене: олигархами, политэлитой, сильнейшими из муниципалов, даже с депутатами. Это не будет сделано формально, достаточно встреч, полунамеков. Пока мы выбираем не политика, а актера, - резюмирует архангельский депутат Александр Иванов.

ГЛАВНОЕ - АЛЬТЕРНАТИВА

Еще одно опасение, которое высказывают местные парламентарии относительно грядущих реформ, - абсолютная неясность процедурных вопросов при утверждении губернаторов. А также дальнейшие шаги власти по укреплению вертикали власти на более низком уровне власти. К примеру, депутат владимирского заксобрания Сергей Казаков заявил: предлагаемая схема не может существовать без возможности внесения кандидатуры, альтернативной президентской. В Нижегородском парламенте уже обсуждается идея создания в городе специальной палаты по избранию губернатора, которая могла бы предлагать президенту кандидатуры на пост главы региона. Другие основные требования региональных парламентариев - создание комиссий по расследованию фактов злоупотреблений в администрациях, предоставление возможности знакомиться с оперативными и секретными документами, право утверждать независимого уполномоченного по правам человека в регионе, а также, к примеру, председателя Счетной палаты. Вместе с тем главное опасение вызывает реформирование местного самоуправления. Все как один парламентарии заявили, что вскоре ожидают изменений в муниципальных законах, согласно которым глав местных советов будут избирать по представлению губернатора.

- В реформах Путина есть один подводный камень - местное самоуправление, де-факто отделенное от государства. Сегодня необходимы четкие и внятные законы о снятии мэров и губернаторов, а также о возвращении муниципалитетов в прежние границы. В будущем году вместо 22 местных самоуправлений в нашем регионе будет 83. Восемьдесят три дотационных, а потому неуправляемых органа обязательно дискредитируют всю идею укрепления вертикали власти, - заявил "Известиям" калининградский депутат Витаутас Лопата.

"УЖЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ 89 МЕНЕДЖЕРОВ"

А вот о том, кто мог бы подойти на роль назначенца-губернатора в собственном регионе, депутаты рассуждают неохотно. Их мнения подчас полярны. К примеру, по мнению вице-спикера Нижегородского заксобрания Александра Цапина, все регионы можно поделить по типу имеющихся в них проблем:

- Скажем, если в регионе сильна проблема коррупции, то логично было бы утверждать там представителя силовых структур. В Ульяновске нужен человек типа Грефа, а у нас экономический регион. У нас в области подойдет не столько политик, сколько человек, обладающий специальными знаниями в этой сфере.

Региональные политологи вообще предсказывают полную смену местных элит:

- В кулуарах политтусовок обеих столиц, на которых бывал в последнее время, я слышал, что уже подготовлены 89 менеджеров, которые готовы встать у руля всех регионов страны. Но если действующий губернатор сможет взять под контроль процессы в области, то у него есть шанс. Выход для него в таком случае - сделать регион незаметным. Второй вариант - найти в области точки роста, сделать успешное дело и не забывать кричать громче, - считает директор по развитию центра социологических и маркетинговых исследований "Форис" города Архангельска Вадим Трескин.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Известия

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.