ЕС задолжал Калининграду

Тот факт, что правительство очень долго анализировало ситуацию, связанную с расширением Евросоюза и только сейчас документ поступил в Государственную Думу, говорит о том, что есть достаточно сложные проблемы, и многие из них еще далеки от своего окончательного решения.

Это касается и торгово-экономических отношений. Не надо обольщаться теми цифрами роста товарооборота, которые приводили представители Комиссии Европейских Сообществ и Европарламента. За общим объемом товарооборота скрывается рост цен на энергоносители в 2004 году (нефть, газ). Насколько выгодны такие взаимоотношения для Российской Федерации – большой вопрос. Тем более, что для новых государств, вошедших в Евросоюз, начинают работать ограничения на ввоз российских товаров, они попадают под механизм квотирования, что делает невыгодным для многих российских предприятий такой механизм без адекватной компенсации.

Огромнейший блок – права человека. На мой взгляд, не может российский депутат проголосовать за ратификацию этого соглашения, то есть признать Литву и Эстонию государствами, где соблюдаются все евростандарты по отношению к национальным меньшинствам. Вместо этого русским в этих странах по сути предлагается механизм насильственной интеграции в эстонское или латвийское общество. И с этой точки зрения, российские парламентарии не должны торопиться.

Существует крупнейшая проблема, связанная с существованием Калининградской области. Худо-бедно функционирует только механизм упрощенных транзитных документов по железной дороге "из России в Россию". Это говорит о том, что здесь еще многое нужно решить. Я не понимаю, зачем Госдуме торопиться с ратификацией протокола, который будет означать знак одобрения того, что страны вошли в Евросоюз, не удовлетворив, кстати, тех требований, которые предъявляются в Евросоюзе к механизмам таможенного, пограничного контроля, фитосанитарного, ветеринарного контроля, и т.д.

Не ясно, как будет осуществляться переток электроэнергии в Калининград, как пройдет новая ветка газопровода, которая жизненно необходима для строительства ТЭЦ-2. Не все понятно с транзитом грузов, без которых невозможно функционирование и развитие экономики.

На мой взгляд, нужно сохранить действующий сейчас механизм временной реализации этого протокола. За это время балтийские государства должны постепенно "подтянуться" к требованиям Европейского Союза. А ЕС, на мой взгляд, должен профинансировать создание соответствующей пограничной и таможенной инфраструктуры, то есть компенсировать те неудобства и повышенные затраты, которые возникли у властей Калининградской области в результате вступления в ЕС балтийских стран. Это, кстати, соответствует самим принципам ЕС, согласно которым его расширение не должно никому создавать проблем, а здесь проблемы очевидны.
Источник: Новая политика

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.