В рамках летнего предвыборного турне, в минувшую пятницу губернатор Николай Цуканов отправился в самый отдалённый район Калининградской области — Краснознаменский, где, как и в прочих муниципалитетах, 8 сентября состоятся выборы депутатов. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» внимательно наблюдал за тем, как краснознаменцы кормили Цуканова блинами, а губернатор потчевал жителей обещаниями и ел пшеницу, а под конец дня даже сравнился с Иисусом Христом.
«Мелкие куски не устраивают»
Свой визит в Краснознаменский район губернатор начал с редкого в этих краях явления — нового производства. Точнее, начал официальную часть визита, с камерами и заявлениями, а до этого он вместе с главой района Владимиром Сытнюком внепланово заехал в несколько посёлков. Сытнюка, впрочем, это вовсе не испугало; весь день он пребывал в расслабленном состоянии, ведь он, избранный буквально через несколько дней после вступления в должность Цуканова, в правительстве на хорошем счету, до следующих выборов — ещё два года, поэтому волноваться поводов нет.
В посёлке Добровольск тем временем компания «БалтАгроКорм» строит масштабный комбикормовый завод, по плану рассчитанный на производство 221 тыс тонн готовой продукции в год. Проект реализуется при финансовой поддержке «Внешэкономбанка»; госбанк выделил на строительство завода 3,5 млрд рублей. А пока стройка идёт, предприятие старается использовать окрестные земли для производства зерновых — пшеницы, ячменя и кукурузы. В директоре предприятия Александре Макееве, плотном краснолицем мужчине в мешковатых штанах, ничто, кроме массивных часов не выдавало крупного промышленника.
Зато жалобы, с которыми Макеев обратился к губернатору, сразу дали понять — тут всё серьёзно. «Меня такие мелкие куски не устраивают — ну что это, 2-3 тыс гектаров...» — расстроенно говорил он Цуканову. Окрестные земли имеют сложную структуру собственности: малая часть принадлежит муниципалитету, ещё несколько кусков — Министерству обороны РФ, однако большую часть скупила компания «Автотор», которая теперь не только один из крупнейших производителей автомобильной продукции, но и серьёзный землевладелец.
«Как урожайность?» — поинтересовался Николай Цуканов, проходя мимо очередного грузовика, из которого рабочие извлекали пробы зерна, чтобы понять, можно ли его отправлять на хранение в элеватор. Оказалось, что урожайность доходит до 80 центнеров с гектара на полях, обрабатываемых второй год, и, в среднем, 30 центнеров с гектара целины. «Неплохо», — заявил губернатор и, зачерпнув ладонью зерно, попробовал его на вкус. Зерно главе региона понравилось. В кармане у Макеева телефон заиграл «Прощание славянки», производитель комбикорма приглушил звук и похвастался тем, что его комбайнёры, выполняющие план, получают до 7 тыс рублей в день. Цуканов удивлённо вскинул брови, а некоторые из его подчинённых и почти все журналисты выглядели при этом полностью готовыми бросить губернатора в одиночестве и бежать за руль комбайнов.
То, что Александр Макеев не просил у губернатора ничего, кроме земли в аренду, да побольше, (и, возможно, вкусная пшеница) настолько воодушевило Цуканова, что тот принялся выяснять возможности решения проблемы прямо на месте. Помощники губернатора бросились звонить по каким-то телефонам, узнавать о возможности консолидации земельных участков, а главное — цену вопроса. С какими-то собеседниками Цуканов поговорил сам; однако больших результатов эта суета не принесла. Губернатор пообещал, что вопрос с арендой будет решён за полгода, и не только он один. «Наша задача номер один — затащить сюда инвестора на свиноводческий комплекс! — провозгласил Николай Цуканов. — И сделать это до конца года». На этой бодрой ноте глава региона оставил Макеева с его зерном и обширными планами и умчался вдаль по пыльной дороге.
«Ещё по блинчику»
В посёлке Мирном встречать губернатора вышел весь цвет местного общества. На автобусной остановке собралось три десятка разновозрастных жителей, вокруг бегали дети, а на столике ждало угощение — торт и блины с мёдом. Правда, посёлок этот — вещь весьма номинальная. Он стоит на всё тех же бескрайних землях Минобороны, использовать которые легально местный люд не может. «Ни пасеку поставить, ни кредит взять», — жаловался Цуканову щуплый мужичок с хитрым прищуром. Дома граждане понемногу приватизировали, но развивать своё дело не в состоянии. Да и те, кто всё же держал, к примеру, скотину, теперь вынуждены от неё избавляться: закупочные цены на молоко делают это мероприятие совершенно невыгодным. Вывозить на продажу молоко самостоятельно также сложно; рынки далеко, да и добраться до них — целая эпопея, ведь нормальной дороги к посёлку не существует.
«Вы чуть ли не крепостные Минобороны!» — горячо поддержал жителей губернатор. «Мы 6 лет пишем президенту! Дело буксует!» — так же горячо ответили они, не замечая даже того, что за это время президентов в стране как будто было два. «Теперь не забуксует!» — уверенно ответил Цуканов и вновь стал звонить. Теперь — чтобы выяснить, отчего же хозяин ОАО «Молоко» Рустам Алиев покупает у селян молоко всего лишь по 7 рублей 70 копеек за литр. В телефоне отставший от вереницы правительственных машин министр сельского хозяйства Владимир Зарудный заявил, что цена составляет аж 8 с половиной рублей. «А по стране — 10-11 рублей!» — недовольно загалдели обитатели Мирного. «Проработать вопрос повышения закупочных цен на молоко у населения» Цуканов поручал региональному минсельхозу в конце июля нынешнего года. Годом ранее, правда, поручение было аналогичным, и после него выяснилось, что поднять эти цены невозможно; однако разве такие мелочи могут остановить губернатора в потоке обещаний?
«Мы не зря кисель варили, пироги пекли! — нестройный хор местной детворы пропел главе региона трогательную песню. — А который без начинки — самый вкусный пирог!» «Дорогу в этом году сделаем», — решительно заявил Цуканов и даже пообещал обеспечить поющих детей транспортом до школы. Умилившись и сфотографировавшись на память, жители Мирного стали кормить блинами как самого губернатора, так и всех, кто попадался им под руку. Цуканов, к этому моменту уже окончательно выбившийся из графика, пытался увернуться от щедрого угощения и скрыться в автомобиле, а тётушка в цветастой юбке бежала за ним и причитала: «Николай Николаевич, ну ещё по блинчику...»
«Один чудак плохо работает»
Сам Краснознаменск (особенно на контрасте с Мирным) производит приятное впечатление. Чистые и даже местами отремонтированные улочки, не особо ветхие дома в центре, крашеный шаровой краской Ленин и приличный дом культуры, где и ожидали уже второй час появления губернатора жители. Глава района Владимир Сытнюк зачитал доклад, густо наполненный цифрами, призванными донести до населения, а, главное, до губернатора, что жизнь тут налаживается, а особенно — с октября 2010 года, когда Сытнюк выиграл выборы. Поддерживая модный ныне тренд, Сытнюк выстроил прогноз аж до 2018 года, когда средняя зарплата бюджетников Краснознаменского района достигнет заветных 39 тыс рублей.
Самая большая проблема нынче — это новая школа, подряд на строительство которой получила компания «Монолит». Она — второй подрядчик, в июле прошлого года оригинальный контракт получило некое ООО «Мосинжстрой», однако рабочие этой строительной компании даже не потрудились выйти на объект. Рабочие «Монолита» школу вроде бы строят, но основные силы брошены на иные объекты, в частности — спешно достраиваемые к 1 сентября школы в Полесске и на Сельме в Калининграде. Поэтому отставание на объекте в Краснознаменске составляет более 2 месяцев. «Постоянно даются объявления, что надо бы привлечь каменщиков, но никто кроме украинцев не соглашается», — печально сообщил Сытнюк.
Внимательно выслушав рассказ об успехах, Николай Цуканов сообщил, что доклад «навеял советские времена» и сравнил главу района с председателем колхоза. Владимир Сытнюк довольно покраснел. Губернатор к чему-то вспомнил анекдот про лося с похмелья, который жадно пьёт воду из ручья и в которого в то же время палит из ружья охотник. «Вот я все пью, пью, пью, а мне все хуже, хуже и хуже...» — гласит его концовка. Этой сомнительной историей Цуканов попытался подчеркнуть неуместность бесконечных цифр перед вроде бы как живой аудиторией. «Что-то меняется в лучшую сторону, вы замечаете?» — обратился губернатор к народу. Народ согласно загудел.
Проблемы, волновавшие пришедших на встречу, схожи с бедами жителей других районов, но ведут себя при этом краснознаменцы поспокойнее, особенно — по сравнению с обитателями Славска и окрестностей, куда
Цуканов ездил в прошлый раз. Но были и схожие моменты. 69-летний дед попросил у губернатора помощи в получении кредита на покупку дров и угля. «Нужен поручитель. Где мне поручителя взять? Вас только? Наш мэр не пойдёт. Надо как-то порешать», — заявил дед. Губернатор пообещал разобраться. Затем мэр оказался виновным поочерёдно: в том, что житель полуаварийного дома отказался переселяться в предоставленное ему жилье и теперь может оказаться без крыши над головой. А также в том, что городская баня не работает. «Я готов ответить и за баню, но пусть за баню отвечает глава, — заявил Цуканов. Он опять идёт на выборы, а вы его опять выберете, чтобы баня работала».
Выражение лица мэра Виктора Макарова однозначно свидетельствовало: он знает, что губернатор вовсе не желает видеть его в мэрах. Процесс передачи полномочий на уровень района в Краснознаменске уже запущен, но Николай Цуканов полон решимости окончательно разделаться с наследием предшественника — плодами реформы местного самуправления. «Сколько бы мы не получали денег, пока один чудак плохо работает, который считает, что он великий и мэр... — Цуканов распалялся всё больше, Макаров глядел на него с лёгкой усмешкой. — Не справляетесь — нужно уходить. У вас хорошо получалось, когда вы были завклубом, может быть, вернуться на это место и поработать? Никто не будет упрекать вас за это». Губернатор пригрозил Маканову прокурорской проверкой и ещё раз повторил шутку про руководство клубом — она ему явно очень нравилась.
«Вопрос банально прост — где деньги?»
На этом, впрочем, претензии к мэру завершились (в Славске тамошнего главу администрации поселения Сергея Давыдова костерили на протяжении нескольких часов), и жители переключились на Цуканова. Его просили починить церковь и дать жильё молодым (отказал). Его просили починить лифт в больнице, где пациентов врачам приходится носить на третий этаж на руках (пообещал). Некий юноша, всю встречу державший на руках ребёнка, трепавшего его за щёки, не очень уверенным голосом заявил губернатору, что некогда служил в Кремлёвском полку, был там первым призывником из Краснознаменска и за это ему были обещаны «работа и достаток». «Кто вам такое обещал?» — удивился Цуканов. Юноша предположил, что это был Георгий Боос, однако голос его был уже более чем вялым. «А вот я отслужил и не просил взамен ничего! — гордо заявил глава региона. — И вам никто ничего не должен! Вы отслужили в армии, вы молодой и энергичный человек, который должен содержать семью, поехать в другое место, если здесь нет работы». Молодой и не очень энергичный человек, между тем, верил в то, что ему после службы в Кремле открыты все пути, в первую очередь — в ФСБ или ФСО, сам он то ли не решил, то ли не мог выговорить. Недовольный финалом, он обиженно поглядел на зал и ушёл искать своё дитя.
Под конец губернатор попытался убедить граждан выбрать одну проблему, наиболее важную для всех, и совместно её решить. Но хоть Краснознаменск — это и не Славск, проблем оказалось много, и зал потонул в гвалте. Тогда Цуканов остановился на лифте в больнице, пообещал его то ли починить, то ли поменять на новый, а затем пожелал, чтобы район «менялся в лучшую сторону каждый день» и посоветовал жителям контролировать работу чиновников, а чиновникам — обеспечивать нужды людей, в том числе — транспортные. «Чтобы люди искали работу, могли поехать в другой город», — сказал Цуканов и завершил встречу советом выбрать 8 сентября «достойных». «Чтобы те, кто смог проявить себя, не смогли сделать этого вновь», — туманно выразился губернатор. Его тут же облепили те, кто стеснялся говорить при всех в микрофон — старушки, женщины, мужчины с детьми и без. «Прям второе пришествие Христа...» — усмехнулся усатый полицейский, охранявший то ли губернатора от беспорядков, то ли наоборот.
На улице уже темнело, и смотреть на строящуюся с горем пополам школу было поздно. Цуканов встал на фоне шарового Ленина и сообщил журналистам, что восток области получает чуть ли не большую часть выделяемых правительством районам средств. «Вопрос банально прост — где деньги? Ваши просьбы сводятся к этому. Мы помогали и будем помогать, сегодня восток области забирает половину бюджета региона, чтобы вы понимали, — заявил он. — И за это я свою долю критики получают от жителей тех районов». Угрожающе массивный главный редактор местной газеты Сергей Животов попытался скомпрометировать губернатора вопросом о его предшественнике. И тогда из уст Цуканова также прозвучало имя Сына Божьего — и это, конечно, не могло быть простым совпадением. «Любого губернатора, любого чиновника критикуют. Нет ни одного человека, кроме Иисуса Христа, которого бы не критиковали — и то, даже его критиковали», — сказал губернатор. Тот, правда, больше делал, чем обещал.
Текст, фото — Алексей МИЛОВАНОВ, «Новый Калининград.Ru».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter