Сити-менеджеры (главы администраций муниципалитетов, назначаемые на должность по контракту) - явление в России относительно новое. Первые наемные управленцы появились в стране всего лишь год назад, поэтому подводить какие-либо итоги их работы преждевременно. Напомним, закон о местном самоуправлении предлагает три схемы формирования местных органов власти. Первая схема не предусматривает существенных изменений в Уставы, но заставляет прописать процедуру отзыва мэра. Второй вариант предлагает совмещение постов главы города и председателя горсовета, который выбирается всенародным голосованием. Отличие третьей модели от второй в том, что глава города избирается из числа депутатов.
В Калининграде депутаты горсовета выбрали вторую модель - в новой редакции Устава написано, что глава города должен избираться на муниципальных выборах (проект нового Устава можно прочитать в газете «Гражданин» или на сайте горсовета www.gorsovet.kaliningrad.or). А любой желающий может принести свои замечания и предложения по поводу Устава депутатам.
- Трудно объективно оценить такое явление, как мэр по контракту, - поделился своим мнением по поводу сити-менеджера Олег Шлык, глава администрации Мамоновского городского округа. - В России же как - любое хорошее начинание превращается в негатив при плохой подготовке. И в первую очередь это зависит от конкурса - грамотный, опытный управленец может появиться только при нормально организованном, беспристрастном конкурсе, когда человека выбирают не по политическим мотивам. Время красивых обещаний, популизма уходит, реальность требует грамотных и образованных менеджеров. А у нас в области таких людей не хватает - учебные заведения относительно недавно начали подготовку подобных специалистов.
КОМПЕТЕНТНО
«У нас уже есть хорошие примеры»
Вячеслав БАШКАТОВ, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Калининградской областной думы:
- Я положительно отношусь к такому явлению, как глава администрации муниципального образования, которого нанимают по контракту. Действительно, пришло время разделять представительные и исполнительные функции в муниципалитетах. Это необходимо. И считаю, что в области найдется несколько десятков грамотных управленцев, которые смогут возглавить администрации городов. У нас есть положительный пример работы «сити-менеджера» в Славском районе, видны позитивные сдвиги, за короткий период в районе много чего сделано. В Озерках глава хорошо трудится - 23-летний управленец, сейчас работают над изменениями в Уставе в Ладушкинском городском округе.
А КАК У НИХ
Литва: политические и административные функции развели по углам
В середине 90-х местное самоуправление в Литве стало формироваться по «скандинавской» модели. Главная особенность подобной модели организации МСУ - четкое разделение политических и административных функций внутри муниципалитета и сильная роль представительной ветви власти. Принципиальное отличие от модели управления, которую планируют установить в Калининграде, - в Литве депутатов представительных органов избирают по партийным спискам.
Структура местного самоуправления в Литве
Представительные органы власти (муниципальные советы) избираются по партийным спискам.
Депутаты муниципального совета выбирают мэра (политического главу МСУ) и вице-мэра тайным голосованием из своего состава.
По предложению мэра формируется исполнительный орган власти (правление).
Правление нанимает по контракту сити-менеджера (в случае отсутствия правления эта функция переходит к мэру), который формирует администрацию муниципалитета.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter