В регионах депутаты больше всего боятся роспуска

Под шум уличных митингов как против предложений по реформе исполнительной власти, так и в их защиту большинство российских регионов одобрили законопроект о новом порядке избрания губернаторов. Выскажись против инициатив президента более тридцати заксобраний субъектов федерации - процедура согласования документа с региональными депутатами началась бы заново. Так положено по закону. Хотя "регионы-диссиденты" можно пересчитать по пальцам, реально новациями недовольны многие провинциальные политики. Перед первым чтением законопроектов "Известия" с помощью своих собкоров "прошлись" по стране, чтобы узнать настроения тех, кто будет утверждать губернаторов.

"Единороссов" подвела излишняя самоуверенность

При обсуждениях в региональных парламентах претензий высказывалось много. Главной стала прописанная в документе возможность в случае троекратного отклонения кандидатуры губернатора распустить депутатов-регионалов. А такая перспектива для любого парламентария - кошмарный сон. Так что в нагрузку к необходимым федеральному центру одобрениям регионы прислали массу поправок, которые Госдума должна рассмотреть.

Среди тех регионов, которые при дебатах о "губернаторском" законопроекте преподнесли федеральному центру неприятный "сюрприз", неожиданно оказались, к примеру, Калининград и Чувашия. Результат голосования за одобрение нового порядка избрания губернаторов в Калининграде оказался для самих присутствующих в зале депутатов полной неожиданностью.

- "Единороссов" подвела излишняя самоуверенность, - пояснил "Известиям" депутат Олег Березовский. - Несколько членов фракции не нашли возможности прибыть на заседание. И вопрос о поддержке инициатив президента не прошел.

- Это не дело - выгонять народных избранников только за то, что они в чем-то не согласились с президентом, - возмущались чувашские парламентарии.

"Законопроект содержит конфликт интересов"

По их мнению, подобные законы не в полной мере соответствуют российской Конституции и общепринятым принципам и нормам международного права. В Чувашии среди законодателей работает логика: "Должны быть веские аргументы как для того, чтобы распустить региональный парламент, так и для того, чтобы снять с поста губернатора. Вот если их действия представляют угрозу стране и ее жителям - тогда другое дело".

Заксобрание Ростовской области, поддержав в целом концепцию президентского законопроекта, не стало скрывать: отдельные его положения требуют доработки.

- Законопроект содержит конфликт интересов, - убежден председатель Заксобрания Ростовской области Александр Попов. - Губернатор хочет быть в вертикали, но опираться на мнение народа. Заксобрание не хочет быть распущено. Законопроект противоречит статьям 10 и 11 Конституции, в которых говорится, что госвласть в субъектах федерации ими самими и формируется. Раньше представительная власть в регионах после выборов губернатора утверждала структуру исполнительной власти в регионе. В новом законопроекте говорится о том, что эту структуру теперь губернатор будет утверждать сам, а заксобрание - утверждать систему. Однако непонятно, в чем разница между структурой и системой исполнительной власти.

Любопытно посмотреть на реакцию Татарстана на путинские инициативы. Это один из самых сложных для Кремля регионов. Проблема смены власти в нем - головная боль администрации президента России. По словам председателя республиканского парламента Татарстана Фарида Мухаметшина, человек, претендующий на должность регионального руководителя, "должен быть знаком с экономическими и национальными особенностями территориального образования". Кроме того, татарстанские депутаты, в принципе одобрившие документ для первого чтения в Госдуме, жестко настаивают на том, чтобы в случае несогласия местного парламента с кандидатурой, предложенной президентом, включался механизм согласительных процедур в соответствии с нормами Конституции. Об этом, кстати, говорил и спикер Совфеда Сергей Миронов, также возглавляющий Совет законодателей.

Татарстанских законодателей не устраивает также формулировка "законодательный орган принимает решение о наделении регионального руководителя полномочиями" - они настаивают на формулировке "парламент субъекта избирает предложенного президентом главу региона". Также в Татарстане созрел законный вопрос: как в этих новых условиях быть с порядком формирования Совета федерации?

"Назначенный, а не выбранный губернатор становится абсолютно независимым от населения"

- Закон об изменении системы выборов губернаторов еще не принят, а его негативные последствия уже проявились, - считает депутат Заксобрания Карелии Алексей Мосунов. - Глава Карелии внес в наш парламент законопроект о замене местных льгот денежными компенсациями. В таком варианте, как сейчас, он бы никогда не внес такой закон, если бы не надеялся заслужить одобрение президента. Чем больше губернатор делает глупостей, которые придумывают в Москве, тем больше "галочек" он получает в свою пользу. Кроме того, назначенный, а не выбранный губернатор становится абсолютно независимым от населения. Ведь в Москве никто не смотрит, как живет население какого-нибудь поселка Ламбасручей. Вот и получится, что региональные кланы, политико-экономические группировки там, где они имеют реальную силу, после назначения губернаторов еще больше усилятся и могут стать еще более неуправляемыми.

Самую радикальную поправку предлагают кемеровские депутаты - "считать порядок назначения губернаторов временным и вернуться к выборам через 10-15 лет". Напомним, что как раз о десяти годах говорил в четверг и глава Центризбиркома Александр Вешняков - правда, речь шла о необходимости на этот срок сохранить неизменной действующую в России Конституцию.
Источник: Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.