Бернард Бот: Россия и ЕС заинтересованы проводить общую политику

Все новости по теме: Калининградский транзит

В преддверии саммита Россия-Евросоюз министр иностранных дел председательствующих в ЕС Нидерландов отвечает на вопросы журалистов:

Господин Бот, в ходе предстоящего саммита будут ли, на Ваш взгляд, окончательно урегулированы все вопросы, вызывающие у России озабоченность в связи с расширением ЕС?

В ходе предстоящего саммита РФ-ЕС мы обсудим вопросы, связанные с концепцией 4-х общих пространств, которая была утверждена Россией и Евросоюзом в 2003 году. В прошлом году мы договорились активизировать наше стратегическое сотрудничество по общему экономическому пространству, общему пространству внутренней безопасности, свободы и правосудия, пространству внешней безопасности, а также пространству образования, науки и культуры. В течение последних месяцев обе стороны пытались достигнуть максимального прогресса. Мы приветствуем ратификацию Думой и Советом Федерации протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве в связи с расширением ЕС. Это означает, что теперь есть солидная юридическая база для того, чтобы укрепить отношения между Россией и Евросоюзом. Это также значит, что договоренности, которых мы достигнем в рамках концепции четырех общих пространств, распространятся и на десять новых стран ЕС.

Евросоюз всегда демонстрировал свою готовность обсуждать с Россией последствия расширения и, по мере того, как возникают вопросы, вызывающие оправданную озабоченность, принимать соответствующие решения. Такой подход был отражен в совместном заявлении "расширение Евросоюза и отношения между Евросоюзом и РФ". В результате расширения ЕС и Россия имеют общих соседей, и сами являются соседями. Мы заинтересованы проводить общую политику, направленную на укрепление добрососедства.

Некоторые наблюдатели в России считают, что ЕС не воспринимает всерьез озабоченность России положением русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Ваш комментарий.

Эти наблюдатели ошибаются. Евросоюз очень серьезно воспринимает российскую озабоченность, связанную с соблюдением прав человека. Эстония и Латвия соблюдают так называемые Копенгагенские критерии Евросоюза по правам человека, в том числе правам лиц, принадлежащих к категории национальных меньшинств. Обе страны удовлетворяли этим критериям перед вступлением в ЕС. Евросоюз тщательно отслеживает информацию по ситуации с нацменьшинствами в Европе, которую предоставляют Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам и Совет Европы, и, когда возможно, поощряет интеграцию меньшинств.

Евросоюз готов вступить в свободный диалог с Россией по проблеме прав человека, включая вопрос о том, насколько сам ЕС соответствует правозащитным стандартам. Но, хочу подчеркнуть, права человека должны соблюдаться во всех странах и во всех сферах.

Как может быть урегулирована проблема калининградского грузового транзита? На ваш взгляд, могло бы общее соглашение о транзите между РФ и ЕС раз и навсегда решить эту проблему?

Транзит грузов между Калининградской областью и остальной частью России происходит без крупных сбоев. Административные издержки и таможенные процедуры были значительно сокращены после введения в действие новой компьютеризированной системы транзита. Но в контексте Соглашения о партнерстве и сотрудничестве нужны и будут проводиться дополнительные консультации по данному вопросу. Эта проблема станет одной из тем предстоящих дискуссий на саммите РФ-ЕС в рамках концепции общего экономического пространства. Евросоюз нацелен на конструктивный диалог по Калининграду, и, в частности, хотел бы сосредоточить внимание на социально-экономическом развитии области.

Сблизились ли в последнее время, особенно после трагедии в Беслане, позиции России и ЕС по поводу ситуации в Чечне? Можно ли говорить о том, что у РФ и Евросоюза единый подход к определению терроризма?

Кампания против терроризма - это наше общее дело. Мы будем обсуждать проблемы терроризма на саммите в контексте общих пространств внутренней и внешней безопасности. Мы намерены активизировать наше сотрудничество в этой сфере, принимая во внимание то, что мы уже делаем вместе в рамках других международных организаций, особенно ООН и Совета Россия-НАТО. Недавно координатор ЕС по борьбе с терроризмом Гийс де Врис посетил Москву, где у него состоялись плодотворные встречи с высокопоставленными представителями российских властей.

В целом, сотрудничество должно повлечь за собой эффективные меры против террористов и террористических организаций, включая пресечение их финансирования из-за рубежа, а также ликвидацию факторов, которые подпитывают терроризм, таких как безработица, политические неурядицы, бедность.

Недавно стало известно, что Москва и Брюссель начали вести переговоры об упрощении визового режима между РФ и ЕС. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этих переговоров?

Россия сделала вопрос о смягчении визового режима для своих граждан, путешествующих в Шенгенскую зону, значимым приоритетом отношений с Евросоюзом. Недавно ЕС предоставил Европейской комиссии мандат, позволяющий начать переговоры с Россией об облегчении визовых процедур. Нидерланды вот уже несколько лет добивались того, чтобы это произошло.

В ЕС придерживаются мнения, что любое соглашение с Россией по смягчению визового режима должно основываться на принципе строгой взаимности. На наш взгляд, российские визовые процедуры для европейцев до сих пор более жесткие, чем аналогичные европейские процедуры для российских граждан. Так что нашим переговорщикам нужно работать для того, чтобы выйти на разумное решение.

Мы готовы вести переговоры по общему соглашению между Россией и ЕС, но только параллельно с подготовкой соглашения о реадмиссии. Эти два документа должны вступить в силу одновременно. В Евросоюзе очень хотели бы заключить оба соглашения в 2004 или в начале 2005 года.

Как вы оцениваете состояние энергетического диалога между Россией и Евросоюзом? Остается ли в повестке дня двусторонних отношений проблема тарифов на экспортируемые российские энергоносители?

Энергодиалог является одним из компонентов общего экономического пространства. В ходе недавней встречи высокого уровня в Гааге были определены четыре направления, по которым необходимо вести работу: эффективность использования энергоресурсов, инвестиции в энергетику, энергетическая инфраструктура и торговый режим в сфере энергетики. Европейские и российские эксперты будут тщательно работать по каждому из четырех пунктов и составят рабочую программу до апреля будущего года.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: RUS.nl

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.