Состояние российско-германских отношений нельзя упускать из виду

Нынешние переговоры В.В.Путина и Г.Шредера в Гамбурге и Нижней Саксонии происходят в обстановке, отличающейся сложностью и неясностью перспектив на будущее. Следует сразу разделить официальный и неофициальный уровни отношений между Россией и ФРГ. На официальном уровне все в порядке. Регулярные встречи руководителей обоих стран стали важнейшей составной частью согласования их политики по важнейшим проблемам современности. По большому количеству глобальных проблем Москва и Берлин занимают тождественную или близкую друг к другу позицию. Это относится и к борьбе с международным терроризмом, и к стабилизации положения в Ираке, и к возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке, и к реформированию Совета Безопасности ООН. Особо стоит отметить заключение соглашения об облегчении взаимных поездок граждан России и ФРГ, которое должно улучшить условия для посещения страны-партнера бизнесменами, студентами, деятелями культуры и т.д. другой стороны.

Сложнее обстоит дело с отношениями России и Евросоюза, где постоянными раздражителями являются нарушения прав русскоговорящего населения стран Прибалтики и проволочки с конкретизацией формулы "четырех общих пространств" (внутренняя безопасность и правосудие, экономика, внешняя безопасность, культура и образование). Здесь у Москвы иногда складывается впечатление, что германская поддержка внутри ЕС российских представлений могла бы быть и поэнергичнее.

Успешно развиваются двусторонние отношения не только в экономической области, но по части межрегионального сотрудничества. На встрече в Гамбурге намечено подписание давно готовившегося соглашения о создании российско-германского молодежного фонда с целью резкого расширения школьных и молодежных обменов. В ФРГ и России будут открыты бюро фонда, которые должны пропагандировать такие обмены и оказывать им содействие. С необыкновенным размахом прошли год российской культуры в ФРГ и год германской культуры в России. Тем самым заложена основа имеющей большое будущее традиции масштабных культурных обменов между странами, внесшими субстанциональный вклад в становление европейской и мировой культуры.

Прогресс в развитии двусторонних отношений отражается в добрых личных отношениях между лидерами обоих стран. Как раз в этом смысле российско-германские взаимоотношения находятся на высоте. В начале своего правление 5 лет назад Шредер заявлял, что покончит с "банной дружбой" периода Г.Коля и Б.Н.Ельцина и будет "строже" подходить к России. Однако очень скоро выяснилось, что подходы Путина к конкретным проблемам никак не могут идти в сравнение с бессистемностью и беспечностью Ельцина. Второй президент России настойчиво отстаивает национальные интересы своей страны и одновременно проявляет понимание законных интересов партнера. На этой основе между президентом и канцлером возникли дружественные отношения, которые включают в себя и семейные связи. Оба лидера делают все, что находится в рамках их компетенции, для развития связей между ФРГ и Россией, для придания им кооперативного, партнерского характера. Продвижению к этой цели способствует то, что у обеих стран нет объективных причин для конфликтов.

Однако в действительности конфликты существуют, и их число увеличивается. Не всегда государственные лидеры могут их своевременно погасить. Подобные конфликты делятся по своей природе, грубо говоря, на многосторонние, в которых ФРГ участвует в качестве члена западных объединений, и на специфические германо-российские конфликты. К первой категории относится, например, активное участие немецких политических деятелей и средств массовой информации в кампании по шельмованию российской внутренней политики и лично президента Путина. Здесь в качестве направлений антироссийских пропагандистских ударов можно назвать дело "Юкоса", мнимый "зажим" свободы печати в России, поражение правых партий на выборах в Думу, антитеррористическую операцию в Чечне.

В последнее время на первый план вышла ситуация на Украине. Вместе с остальными западными странами во главе с США представители ФРГ вполне серьезно отстаивают тот принцип, что демократическими украинские выборы могут быть признаны лишь в случае победы В.Ющенко, которого Запад растил 4 года, а в случае победы В.Януковича выборы надо будет вновь отменить как сфальсифицированные. Выступления политиков и средств массовой информации ФРГ на украинскую тему приобрели характер истерии с обвинениями в адрес России, якобы вмешивающейся во внутренние дела Украины. Достается и канцлеру Шредеру за то, что он-де недостаточно активно поддерживает нападки на Путина и на Россию. Шредер подвергается критике не только со стороны оппозиции ХДС. Среди немецких русофобов немало членов правящих в ФРГ партий социал-демократов и "зеленых".

Немецкие делегаты в ОБСЕ вполне последовательно отстаивают общую позицию Запада, основанную на двойных стандартах. Все в странах, входящих в Евросоюз и НАТО, эта организация автоматически признает в полном порядке по части демократии и демократических выборов, а вот в остальных странах дело обстоит, по ее мнению, совсем наоборот. Тенденциозные заключения наблюдателей от ОБСЕ, присутствовавших на Украине, представляют собой формальное обоснование для кампании в пользу Ющенко. 80% голосов, поданных на Западной Украине за Ющенко, были сочтены нормальным явлением, а 80% голосов за Януковича на Восточной Украине – доказательством фальсификации. С другой стороны, в Евросоюзе и НАТО представители ФРГ занимают более конструктивную позицию. Последнее заседание совета Россия-НАТО отличалось в выгодную сторону от предшествовавшего ему заседания министров иностранных дел ОБСЕ.

В двусторонней сфере совершенно неожиданно наиболее острым моментом стал вопрос о Калининграде. Фракция ХДС в бундестаге обратилась к правительству с парламентским запросом, в котором речь идет об определении дальнейшей судьбы "Кёнигсбергской области". Немцы вновь берутся решать, что делать с территориями, лежащими за пределами Германии. Как будто не было Акта о безоговорочной капитуляции рейха, решений Потсдамской конференции, Хельсинского акта, Московского договора от 12 сентября 1990 года, по которому единая Германия признала свои существующие границы окончательными. Под запросом стоят подписи всего руководства фракции ХДС во главе с Ангелой Меркель, которая на будущих парламентских выборах в ФРГ собирается претендовать на пост федерального канцлера.

Слов нет, экономика Калининградской области переживает не лучшие времена. Такое положение вызвано также отказом Евросоюза нормализовать наземное сообщение между областью и основной территорией России. Но фракция ХДС хлопочет вовсе не о том, чтобы обеспечить российским гражданам естественное право на беспрепятственное передвижение внутри границ России. Её интересуют некие "соображения" относительно создания "литовско-российско-польского еврорегиона" в рамках бывшей Восточной Пруссии и наречения этого региона "историческим именем Пруссия". Предусмотрено участие Литвы на том основании, что к ней присоединен Мемель (Клайпеда), входивший в свое время в состав Восточной Пруссии. Вносится предложение провести под покровительством Евросоюза конференцию с участием ФРГ, России, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, а также представителей Калининградской области (название в тексте запроса закавычено) для обсуждения экономического будущего "Кёнигсбергской области" (здесь кавычек в тексте нет). Предложено задуматься над вопросом, в какой степени "чрезмерное военное использование" и "существующий таможенный режим" мешают области стать экономическим и туристским центром. Трудно представить себе более четкую программу действий, конечной целью которых является вычленить Калининград из сферы юрисдикции России.

Конечно, запрос оппозиции – это еще не правительственная платформа. Пока канцлером ФРГ остается Герхард Шрёдер, можно рассчитывать на то, что германская политика не покинет русло политического реализма. Однако было бы ошибкой преуменьшать значение шага ХДС, подтвердившего, что в Германии есть мощные силы, способные при случае возобновить продолжавшуюся почти весь XX век смертельную игру в пересмотр европейских границ. Нет никакой гарантии того, что на следующих парламентских выборах не одержит победу ХДС/ХСС, которые поведут разговор о Калининграде уже в практическом ключе. В конце концов, эти партии опираются на более чем столетнюю традицию германской экспансии на Восток.

Подытоживая можно сказать, что очередные консультации глав двух стран подтвердят поступательное развитие отношений между Россией и Германией. Однако было бы иллюзией полагать, что руководители государств могут решить все проблемы, которые возникают на континенте в связи с дальнейшим углублением его раскола на Запад и Восток. Взаимопонимание между Путиным и Шредером очень важно, но склонность российских политиков и средств массовой информации выдавать его за показатель отсутствия проблем в двусторонних государственных отношениях вообще контрпродуктивна. Российская общественность не имеет права упускать из поля зрения состояние российско-германских отношений.
Источник: Кремль.Орг

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.