Путин совершил внешнеполитическую революцию

На пресс-конференции в немецком городе Шлезвиге Владимиру Путину не удалось избежать вопросов о том, что так сильно беспокоит российские и зарубежные бизнес-круги, - о ситуации с продажей "Юганскнефтегаза". Путин заявил, что аукцион был проведен с соблюдением российского законодательства и даже приоткрыл тайну покупателя этого актива. Как воспринимают заявления президента на Западе, NewsInfo рассказал немецкий политолог Александр Рар…


NewsInfo: Как отнесся Запад к заявлениям российского президента?

Александр Рар: Все по-разному относятся к этим заявлениям. Бизнес-круги немецкие заинтересованы в том, чтобы войти на российский рынок, не жалеют, естественно, конкурентов. Что касается «Газпрома» и высказываний Путина, то они тут по-разному интерпретируются. Путин сказал на пресс-конференции, что "Юганскнефтегаз" купили частные физические лица, а не другая компания. Он отрицал, что китайцы были замешены в этом аукционе, и сказал, что "Газпром" к этому никакого отношения не имеет. Вырисовывается очень странная картина: у кого в России есть миллиарды, чтобы из своего кармана купить такую компанию. Таких денег, в принципе, нет даже в Кремле. То есть, вариантов там очень мало. Один из них звучит таким образом, что отдельные олигархи – Абрамович, Дерипаска и Потанин – по поручению Кремля просто сложились по миллиарду и купили эту компанию для себя. Таким образом, встав против их бывшего компаньона Михаила Ходорковского. Есть, естественно, и слухи, что эти деньги взяты из Центрального банка или Стабилизационного фонда лицами менее известными, не олигархами 90-ых годов, скорее приближенными людьми Кремля, которые, как Путин сказал, работают годами в энергетическом бизнесе. Стоит ли за этим такой человек, как Черномырдин, остается тоже большой загадкой. Во всяком случае, Путин пытается ответить на вопрос немецких журналистов. Четкого ответа на то, кто стал новым владельцем главной структуры бывшего ЮКОСа, не дал.

NewsInfo: На следующий день после аукциона по продаже "Юганскнефтегаза" Госдепартамент США поставил под сомнение законность аукциона. Какие мнения высказывались в Германии по этому поводу?

Александр Рар: СМИ усилили свою критику в отношении Путина, считая, что ЮКОС как успешная нефтяная компания была Кремлем, государством разбита, раздроблена, что ничего общего с правовыми нормами не имеет. Многие политики резко высказываются в адрес Путина, говорят, что они видят такие большие риски на российском рынке, что рекомендуют западным фирмам изолировать Россию. Такие высказывания были. Против всего этого выступил канцлер Шредер, который в открытую заявил, что ЮКОС – это внутренние дела России, он вмешиваться не будет и желает, чтобы Германия тоже никуда не вмешивалась.

NewsInfo: Не изменилось ли в свете последних событий отношение к российскому президенту в Германии?

Александр Рар: Оно сильно испортилось, но не только из-за ЮКОСа, вообще, из-за войны, которая продолжается в Чечне, из-за вмешательства российских технологов в украинские избирательные кампании. В западно-российских отношениях очень много конфликтов, очень много проблем, которые до сих пор не только никто решить не мог, но которые даже аккумулировали и возрастали уже к какому-то более серьезному конфликту. Вспомним Калининград, вспомним новых членов Европейского Союза, которые выступают против России, и многое другое. С Америкой у России сейчас очень плохие отношения, хуже, чем за последние пять лет. Я думаю, что Путин использовал свой визит в Германию для того, чтобы раздать здесь рождественские подарки немцам, и через немцев европейцам, и тем самым улучшить имидж России.

NewsInfo: На ваш взгляд, ему удалось это сделать?

Александр Рар: Он постарался, обещал выплатить большую долю долгов России Западу, в первую очередь Германии. Это немцев только обрадовало. Он обещал, что Германия будет привлечена к решению чеченского вопроса. Таким образом, конфликт на Северном Кавказе, может быть, будет теперь интернационализирован. Специалисты по построению коммунального хозяйства, по вопросам строения школ, детских садов – вот такие международные организации, в первую очередь немецкие, могут скоро очутиться в Чечне.

Я думаю, другой подарок был сделан здесь немецким компаниям, им было обещано, что они смогут попасть на русский энергетический рынок после того, как там стабилизируется ситуация. Я думаю, что Путин просто всеми силами хотел показать, что он не хочет потерять в политике прозападной ориентации. Он в принципе совершил вторую внешнеполитическую революцию во время своей поездки в Германию. Даже по поводу Украины высказался за то, чтобы близко сотрудничать с Ющенко. Он сдал Януковича, если так можно сказать. Сказал, что Евросоюз и Россия будут сейчас совместно работать над стабилизацией Украины без права вмешательства во внутренние дела этой страны.

Он поступил так же, как поступил спустя несколько часов после 11 сентября 2001 года. Тогда многие в России советовали ему не становиться на сторону США, а держать дистанцию к тем событиям. Путин поступил по-другому и сразу вошел в антитеррористический альянс, созданный в США. Таким образом, создал себе определенный плацдарм для более успешной интеграции России в ВТО и другие организации, укрепил свою роль в ООН. Я думаю, то, что сейчас в Германии произошло, это похоже на ту ситуацию. Он спиной повернулся к той части своей собственной внешнеполитической элиты, которая рекомендовала ему сейчас идти на конфронтацию с Западом, наказать Запад за то, что он так наступает на Россию. Путин сделал обратный шаг, он опять пошел на встречу Запада, и в чем-то даже, я думаю, намекнул о том, что Россия именно в Чечне, Украине совершила дипломатические ошибки.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: НИГ

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.