ЕС строит новый "железный занавес"

Польша занимается отгораживанием себя новым Железным занавесом от всех бывших союзников по советскому блоку, а именно Украины, Беларуси и Российской Федерации. Граждане этих стран теперь не могут, как это было раньше, пересечь границу, имея лишь паспорт: необходимо оформлять визу. Все это привело к временному, по крайней мере, снижению потока людей, пересекающих польскую границу с этими странами.
Но жестко контролируемая, практически непроницаемая граница была не единственным условием получения Польшей членства в ЕС, которое намечено на 1 мая текущего года. Помимо Польши, в Евросоюз должно войти еще 9 других стран от Мальты и Кипра на юге до Эстонии на севере.
"Бытовало мнение, что толпы нелегальных иммигрантов ждут удобного момента, чтобы пересечь границу и что наши средства контроля неэффективны", - говорит Ян Трусчински, главный представитель Польши на переговорах с ЕС, в интервью журналистам в Варшаве. "Мы должны были бороться с убеждением, что польские границы были якобы опаснее, чем европейские, - продолжает Трусчински, - и это потребовало концентрации ресурсов и денег вдоль наших восточных границ".
Есть несколько представлений о том, что будет представлять собой граница новой Европы, причем ни одно не учитывает исторического опыта. Новая восточная граница Европы - Европы, определенной политически и экономически Евросоюзом, который вскоре уже будет включать 25 стран - протянется на 3 860 километров с северо-востока на юго-запад, по существу отделяя Запад от Востока, Европу от остальной части евразийского континента.
"Это очень значительное событие", - отметил немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, размышляя об общих последствиях смещения европейской границы несколько сот километров на восток. - Это исторический момент. Впервые в современной истории Германия станет центром Европы, без непосредственной угрозы нашим границам и без кого бы то ни было, кто представлял бы для нас опасность".
Йиржи Холцер, директор Политического института Польской академии наук рассматривает этот факт с позиций выгоды для своей страны: "Польша больше не будет стоять на стыке двух больших государств, Германии и России, что всегда представляло опасность, но обретет место в союзе со многими другими странами, с которыми мы будем партнерами", - говорит он.
Но, как отметили и Фишер, и Холцер, такие перемены, скорее всего, принесут новые проблемы. В самом деле, настроения в Польше тяготеют больше не к абсолютной радости по поводу скорого присоединения к остальной Европе, а к подсчету выгод и потерь - выгод в отношениях с Западом; потерь - с Востоком.
Для польского обывателя, вероятно, и для большинства членов польского правительства вступление в Евросоюз ассоциируется больше с необходимостью выполнения всех (и весьма многочисленных) обязательных для этого требований, а не с крупным историческим событием. Пограничные мероприятия не только в Польше, но и во многих других странах-участниках ЕС обещают обернуться значительными трудностями.
В 13 (кроме Ирландии и Великобритании) из 15 стран Евросоюза с 1995 года действуют Шенгенские правила (по названию люксембургского города Шенген, где они были приняты), предусматривающие упразднение пограничного контроля. Однако бытует мнение, с которым согласен и Трусчински, что свобода передвижения в условиях соприкосновения Европы с бедными и зачастую не совсем демократическими странами приведет к наплыву нелегальных иммигрантов, всплеску контрабанды, в том числе наркотиков, и повышению уровня преступности на Западе.
В этой связи необходим переходный период, вероятно, в несколько лет, в течение которого будет действовать упрощенный пограничный контроль между старыми и новыми членами ЕС, однако он не будет совсем упразднен, пишет Greek.Ru.
В обозримом будущем, например, гражданин Польши сможет попасть в Германию без визы, просто предъявив паспорт или документ, удостоверяющий национальность. Однако на немецко-польской границе останется пограничный пост, и польские граждане смогут пребывать на территории Германии лишь ограниченное время, порядка трех месяцев.
По сообщениям германских властей, любой польский гражданин желающий работать в Германии, должен будет написать заявление о разрешении на работу и по прибытии зарегистрироваться в местном отделении полиции.
Во избежание наплыва дешевой рабочей силы, было объявлено о введении соответствующих ограничений на несколько лет в отношении стран вновь вступающих в Евросоюз. Иными словами, в Европе останется, выражаясь словами немецкого писателя Роланда Френденштайна, "граница бедности". Тем временем пограничные атрибуты и длинные, медленно двигающиеся очереди машин будут существовать на таких границах, как, например, между Германией и Чехией или Австрией и Словакией, несмотря на то, что очередь для новых членов ЕС продвигается быстрее, чем раньше.
Кроме того, будет граница, которую Френденштайн называет "границей Хантингтона", в честь теории политолога Сэмьюэла Хантингтона, согласно которой мир будет разделен на зоны подчас воинствующих цивилизаций. Это будет граница между Европой и не-Европой, длинная, ломаная линия между Европой и тем, что раньше называлось Советским блоком. Вдоль этой границы контроль и наблюдение не будут ослаблены, но напротив усилены, по крайней мере, до времени, когда такие страны, как Украина и Белоруссия тоже войдут в европейский клуб.
Далее встает вопрос о России, которая не числится в списке кандидатов на членство в Евросоюзе и которая выражала недовольство по поводу некоторых аспектов его расширения, начиная с самого факта присоединения бывших стран-сателлитов к Западному блоку до более жестких визовых правил. Присоединение Литвы к ЕС отсекло Россию от ее самой западной территории - Калининграда. Помимо прочих требований, Россия желает получить неограниченный доступ через Литву для транспортных и военных целей; она добивается льгот в торговле с ЕС и должностного кресла в Евросоюзе, подобное тому, которое она уже имеет в НАТО. До сих пор ЕС противился этому, проводя черту, которая по всем своим свойствам напоминает России "границу Хантингтона".
Несмотря на укрепление восточных границ, Польша предприняла дипломатические шаги для того, чтобы успокоить своих соседей. Прежде всего, такое стремление нашло отражение в выдаче бесплатных виз для украинцев и дешевых (около 12 долларов США) для белорусов. "Раньше, когда не было визового режима, здесь ежедневно через границу проходило около 7 000 человек, - говорит Кшиштов Грабчук, мэр города Челм, неподалеку от Дорохуска. - Теперь число упало до 5 000 в день и мы думаем, что со временем оно вернется на прежний уровень".
Среднее жалованье в Польше в шесть раз больше, чем на Украине. В ожидании вступления Польши в ЕС, за период около года многие граждане Украины - никто не знает сколько, но ясно, что не менее нескольких тысяч - незаконно пересекли границу, живут и работают в Польше. "Экономика Польши в целом находится на достаточно низком уровне, но надежда есть", -говорит Мирослав Вербовы, редактор украиноязычного еженедельника, издающегося в Варшаве. - На Украине нет даже надежды, и украинцы едут сюда разделить польскую надежду".
Как признают польские власти, поток иммигрантов из Украины - явление позитивное, поскольку приезжие занимают места тех поляков, которые покинули страну в поисках более высокооплачиваемой работы на Западе. Польская полиция не предпринимает никаких значительных действий по розыску и депортации нелегальных украинских рабочих.
С другой стороны, все понимают, что теперь Польша становится буфером между богатым Западом и обнищавшим Востоком, и ей необходимо доказать Евросоюзу, что она способна контролировать свои границы. Это включает в себя борьбу с потоком контрабандного товара из Украины и Белоруссии, от не подлежащих обложению таможенной пошлиной сигарета, до пиратских DVD-дисков. В самом деле, как сообщают пограничные власти, некоторые украинцы зарабатывали себе на жизнь тем, что несколько раз в день провозили через границу по паре блоков сигарет, разрешенные к единовременному провозу через польскую границу. Теперь же, пограничники задерживают каждого, кто пересекает границу несколько раз в день.
Через Польшу также незаконно проникают тысячи нелегальных иммигрантов из таких стран, как Афганистан, Китай, Индия, Вьетнам. В отчаянной попытке пересечь границу они часто прибегают к помощи организаций, занимающихся контрабандой людей. Борьба с такими организациями является одной из первоочередных задач пограничной службы.
Источник: Regions.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.