Политический сепаратизм в Калининграде неуместен

Все новости по теме: Калининградский анклав
В Светлогорске Калининградской области в пятницу начнется совещание министров транспорта РФ, Германии, Литвы и Польши. На встрече будут рассмотрены вопросы, связанные с развитием железнодорожного, паромного и автомобильного сообщения между Калининградом и Россией в целом и Германией, Литвой и Польшей. О проблемах грузового транзита, а также о неожиданном предложении полпреда Ильи Клебанова присвоить региону статус заграничной территории России, рассказал в интервью Стране.Ru начальник отдела малого предпринимательства Главного управления экономического развития и торговли при администрации Калининградской области Сергей Артемов.

- Заявление полпреда Клебанова о возможности придания Калининградской области статуса заграничной территории России вызвало широкий резонанс. Как вы относитесь к этому предложению?

- Совершенно верно, резонанс был широкий. Однако это заявление имело односторонний, чтобы не сказать спорный характер. Илья Клебанов заявил об этом, а Герман Греф - ни о чем таком не говорил. Должен сказать, что при предоставлении области подобного статуса в федеральном бюджете должна автоматически появиться статья, регулирующая финансовые поступления, финансирование региона, которое, безусловно, должно в этом случае расшириться. Статус зарубежной территории мог бы дать области кучу преференций. Однако пока речь об изменении федерального бюджета не идет, такие заявления нельзя назвать окончательно продуманными.

- Илья Клебанов утверждал, что статус заграничной территории - это практика, которая положительно зарекомендовала себя в ряде иностранных государств.

- Да подобная практика существовала со времен начала колонизации! Любая империя, британская, французская или немецкая, имела заграничные колонии, на которые фактически и распространялся подобный статус. Сегодня, например, Гибралтар является заграничной территорией Великобритании. Этот определенный статус предоставляет автономии экономическую подпитку от метрополии, диктует, как правило, льготную систему налогообложения. По сути, это оффшор. Зарубежная территория пользуется льготами по транзиту. Ее жители получают компенсации за удаленность от "большой земли". К примеру, билет от Калининграда до Москвы стоит около трех тысяч рублей. В случае присвоения области статуса заграничной территории, эта сумма полностью компенсируется гражданам. Но это, как вы понимаете, весьма серьезное бремя для федерального бюджета. У нас сегодня нет даже законодательной базы, на основании которой можно произвести подобные юридические изменения. Пока закон не принят, говорить о статусе заграничной территории для Калининграда просто преждевременно.

- Тем не менее, некоторые западные СМИ уже сегодня выступают с утверждениями, что сепаратистские настроения среди калининградцев растут и они, якобы, с радостью воспримут новость о присвоение области статуса, максимально автономного по отношению к Москве?

- Нет, говорить о политическом сепаратизме тут совершенно неуместно. Вот экономический сепаратизм, если можно это явление так назвать, в области фактически состоялся. И это у нас, скажу без лишней скромности, совсем неплохо получается. Большинство калининградских предприятий имеют экспортоориентированную направленность. И это неудивительно - мы окружены почти со всех сторон странами Европейского союза, оторваны от России. Но ни о каком политическом сепаратизме, повторюсь, речи сегодня не идет.

- Касаясь проблемы экспорта - сегодня не приходится говорить о том, что ЕС выполняет все свои обязательства в отношении транзитных соглашений с областью. Уместно ли считать, что недоговоренности по грузовому транзиту подрывают экономику Калининграда?

- Абсолютно уместно. Преимущества особой экономической зоны начисто съедаются поборами на границе, особенно на литовской и белорусской. Они ведутся втемную, по инициативе местных властей, однако понятно, что из Таллинна и Минска эти инициативы поддерживаются и направляются. Спросите у любого калининградского дальнобойщика о том, как ему нравится пересекать белорусскую или литовскую границы, и он будет долго плеваться... Поэтому документ, регулирующий грузовой транзит между Калининградской областью и европейскими государствами, сегодня крайне необходим.
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.