Находкин : Достойное будущее построим сами

Все новости по теме: Калининградский анклав
Какое будущее ожидает нас, жителей оторванного от "большой" России региона, окруженного иностранными государствами? Что надо сделать, чтобы не "выживать", а зарабатывать достаточно для полноценной жизни качеством не хуже, чем у соседей? Ответ на эти вопросы, жизненно важные для каждого калининградца, ищут наши самые активные и просвещенные сограждане. "Портрет" уникального российского региона начинает вырисовываться в разрабатываемых членами Калининградского регионального отделения ВПП "Единая Россия" "Основных направлениях региональной социально-экономической политики партии в Калининградской области на период до 2015 года". Итоги этой работы были представлены в минувшую пятницу на заседании экспертно-консультационного совета межведомственной рабочей группы по вопросам развития Калининградской области {группы Сергея Ястржембского). Об этих итогах в интервью Вере Борисовой рассказал председатель координационного совета по экономике при Политсовете КРО "Единая Россия", президент "Гамма менеджмент групп" Юрий НАХОДКИН.

Юрий Владимирович, одним из ключевых этапов этой большой работы стал семинар - "мозговой штурм" "Поиск будущего". Кто его организовал?

Семинар проводился под эгидой партии "Единая Россия" на базе Института международного бизнеса, которым руководит кандидат экономических наук Александр Яковлевич Баринов. Институт в своей деятельности использует новейшие технологии, здесь учились многие калининградские бизнесмены, в том числе и ваш покорный слуга. Кстати, с этих пор Александр Яковлевич стал моим хорошим другом.

Участниками "мозгового штурма" стали члены калининградского отделения "Единой России", представители региональной власти, бизнеса и науки.

На недавнем заседании рабочей группы Сергея Ястржембского вы были одним из докладчиков. Сформулируйте кратко - какие приоритеты развития области заложены в разрабатываемой "новой экономической политике"? - Исходя из того, что окружающие нас страны ЕС задают нам высокие темпы развития, наш "ответ" должен строиться на таких базовых принципах, как: радикальное увеличение внутреннего регионального продукта, концентрация усилий и ресурсов в ключевых точках роста экономики области, развитие и усиление образовательно-квалификационного уровня населения, а также стимулирование инновационных, венчурных и бизнес-направлений, обеспечивающих максимальное приращение стоимости произведенных в регионе товаров. Эти принципы - суть единой платформы, которую партия предложила всем "заинтересованным лицам" (стейкхолдерам) для дальнейшей разработки, В числе этих "заинтересованных" - население области, бизнес-сообщество, региональная власть, федеральный центр и, разумеется, страны ЕС. При разработке "Основных направлений региональной социально-экономической политики партии в Калининградской области на период до 2015 года" должны учитываться различные интересы стейкхолдеров в отношении региона. Необходимо подчеркнуть, что в определенной ситуации интересы стейкхолдеров - стран ЕС - могут войти в противоречие с нашими интересами. К таким "отрицательным" интересам нужно быть готовым.

А по каким "пунктам", безусловно, совпадают все "заинтересованные"?

По данным наших исследований, в области политики и населению, и бизнесменам, и властям необходимо обеспечение стабильности и прогнозируемое политической системы, в том числе за счет создания соответствующей нормативно-правовой базы. В экономике всех интересует создание условий для эффективного развития региона, стабильного роста его бюджета. Ну а в социальной сфере все заинтересованы в повышении качества жизни населения региона.

Какие слабые и сильные стороны нашего эксклава, способные повлиять на его дальнейшую судьбу, нашли участники "мозгового штурма"?

В числе сильных сторон наиболее значимыми были названы: закон №122, внимание со стороны центра к области, многолетний опыт "выживания" региона и его экономики в условиях оторванности от России, появление новых отраслей экономики, повышающих значимость региона, развитая банковская инфраструктура, способная поддержать рост экономики, уникальное геоположение, привлекательность региона как места для жизни, стимулирующая приток трудоспособных и квалифицированных мигрантов.

Закон №122 можно рассматривать двояко. Сам по себе он, без сомнения, является сильной стороной экономики региона. Однако побочным его эффектом участники семинара назвали формирующуюся модель уязвимой экономики - именно из-за зависимости от льгот. Очевидно и то, что потенциал этого закона используется крайне недостаточно.

Наши "слабости" также общеизвестны. Больше всего, по мнению участников семинара, мешают нам отсутствие согласованной стратегии развития и соответствующей федеральной политики, неопределенность нашего статуса и нестабильность правового поля, слабая и закрытая от контроля общественности власть. Не добавляет привлекательности региона и неухоженность городов и неразвитость инфраструктуры, запущенность сельхозугодий, деградация села и общий низкий уровень качества жизни.

"Идеальное" будущее региона - какое оно?

Путем "мозгового штурма" участники семинара разработали три варианта "идеального" будущего - в десятилетней перспективе. Анализ показал их непротиворечивость, нацеленность на достижение общих целей и решение одних и тех же основных задач. Это позволило сформировать обобщенный вариант идеального будущего региона. Итак, в идеале мы - субъект федерации с особым статусом "заграничная территория РФ" и соответствующими экономическими условиями, которые позволяют сформировать российско-европейскую свободную зону экономики, в свою очередь, способствующую постоянному профициту регионального бюджета. У нас, "идеальных", нет коррупции во власти, а производственная и социальная инфраструктура соответствует современным стандартам, наши города и поселки ухожены, а население области, благодаря внедрению европейских стандартов качества жизни, богато и здорово. Естественно при этом, что наши люди, бизнес, да и регион в целом, должны стать конкурентоспособными.

Очевидно, чтобы достичь такого благополучия, надо двигаться в нужном направлении?

Разумеется, необходимо соблюдать некоторые приоритеты. Развитие экономики региона должно основываться на выделении точек экономического роста. Эти "точки роста" - зона приложения усилий всех "заинтересованных", обеспечивающая максимально эффективное использование ресурсов, уникальность результатов, формирующая вокруг себя среды развития. "Точки роста" создаются как локальные свободные экономические зоны, а проекты, реализуемые в границах этих зон, являются приоритетными.

Возможными точками экономического роста региона могут стать: зона особого финансового благоприятствования, морехозяйственный комплекс (транспортно-портовый, рыбодобывающий и перерабатывающий, торговый, рекреационный и так далее), зона инновационного АПК, и, наконец, технополис (инновационно-технологический центр и центр комплексного образования). В целом, создаваемая модель экономики должна обеспечить хорошие условия жизни людям и позволять успешно развиваться малому, среднему бизнесу, действующим в различных отраслях экономики.

Могут ли "точки роста" стать "локомотивом" развития экономики области?

Судите сами, приведу лишь один пример - Ирландия в послевоенный период создала четыре ССЭЗ ("точки роста"), в результате: во-первых, одно рабочее место внутри СЭЗ обеспечило 6-10 мест за ее пределами, во-вторых, высокая заработная плата в наукоемких производствах обеспечила приток квалифицированной рабочей силы, в-третьих, в этот период каждый день иностранные инвестиции в ирландскую экономику составляли 26,5 миллиона долларов. Таким образом, в Шенноне сформировался крупнейший в мире финансовый центр, были созданы мощнейшие телекоммуникационная и информационная инфраструктура для всей Европы. А сама Ирландия добилась самого высокого роста ВВП в Европе за десять лет! Конечно, Ирландия с ее "точка- ' ми роста" - это всего лишь идея, один из возможных вариантов. Берясь за такую сложную работу, необходимо изучить имеющийся подобный мировой опыт.

Какие механизмы необходимы для создания и развития "точек роста"?

Прежде всего - грамотное правовое обеспечение (в том числе налоговое и таможенное регулирование). Все участники "мозгового штурма" единогласно пришли к выводу о необходимости сохранения на этом этапе действующего закона об 033 и, прежде всего его 7-й статьи, в которой описывается таможенный режим 033. Конечно, нормативно-правовая база должна развиваться. В правовом поле требуется принять закон о статусе региона (как заграничной территории, особой экономической зоны), предоставить льготы инвесторам на ту часть прибыли, которая реинвестируется в производство - с тем, чтобы стимулировать развитие глубокой переработки. Без поддержки центра в масштабной перестройке не обойтись, - соответственно, требуется федеральная поддержка развития энергетики, транспортных, коммунальных сетей, а в случае невозможности оказания такой поддержки - частичная передача объектов инфраструктуры в частные руки. Особого внимания требует и кадровое обеспечение - специалистов необходимо "растить" качественно на всех уровнях, и информационное -доступная всем региональная информационная база данных по всем аспектам жизнедеятельности региона, продвижение интересов региона в федеральном центре и ЕС. Механизмами инвестиционного и финансового регулирования должны стать создание в регионе компенсационных фондов (необходимых развивающимся производствам для частичной компенсации высоких процентных ставок банковских кредитов), в том числе отдельного компенсационного фонда для стимулирования развития "точек роста".

Работа предстоит масштабная. Требуется разработать главные механизмы, необходимые для создания и развития точек экономического роста региона, выполнить анализ состояния потенциальных "точек роста" региона, разработать прогноз и ТЭО развития этих точек, отобрать наиболее перспективные, на этой основе сформировать и законодательно утвердить стратегию развития региона.

Мы предлагаем всем заинтересованным лицам и группам присоединиться к нам и объединить усилия по разработке миссии, статуса, направлений развития и совершенствования законодательной базы региона. Давайте объединять усилия. Если мы сами не сделаем эту работу, за нас ее сделают варяги. Вопрос в том - останемся ЛИ МЫ ДОВОЛЬНЫ результатом...

***

НАХОДКИН Юрий Владимирович родился в 1957 году. В возрасте 20 лет один приехал в Калининград. Начинал с нуля. Прошел путь от рядового матроса до генерального директора крупной рыбопромышленной компании. В настоящее время успешно занимается бизнесом. Имеет два высших образования, последнее - экономическое. Ведет большую общественную работу, является членом Балтийского делового клуба, членом Союза промышленников и Предпринимателей Калининградской обл. Член Политсовета Калининградского регионального отделения "Единой России", Председатель Координационного совета по экономике при Политсовете.
Источник: Edinros.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.