Литва преподнесет Калининграду памятник тевтонцу

Все новости по теме: Кёнигсбергу - 750 лет
С приближением 750-летия Калининграда, которое будут отмечать летом, Литва, Польша и Германия проявляют все больший интерес к российскому анклаву в сердце Евросоюза. В качестве подарка горожанам литовцы собираются установить в городе памятник "тевтонскому просветителю", а немцы - памятник "основателю Пруссии". Одновременно Евросоюз не торопится решать проблему Калининграда, который после 2007 года окажется отрезанным от России шенгенской зоной. На днях глава МИД Литвы, в частности, заявил, что проблема калининградского транзита - это "вопрос политический".

На прошлой неделе в Калининграде состоялась встреча министров транспорта России, Литвы, Польши и Германии, на которой были рассмотрены вопросы, связанные с развитием железнодорожного, паромного и автомобильного сообщения между Калининградом и Россией в целом, а также между Калининградом и Германией, Литвой и Польшей. По окончании встречи министр транспорта Германии Манфред Штольпе заверил, что Европейский союз намерен больше внимания уделять созданию и совершенствованию надежных транспортных связей с Россией. Однако на деле все обстоит не лучшим образом.

Достаточно долгое время Россия пыталась добиться для жителей Калининграда безвизового транзитного проезда через территорию Литвы в остальную часть России. 11 ноября 2002 года Россия и ЕС подписали совместное заявление об упрощенном транзите людей и грузов из Калининграда в основную часть страны. Это соглашение далось не легко, так как литовцы опасались, что граждане России будут пользоваться такой замечательной возможностью, чтобы спрыгивать с поездов и разгуливать по территории прибалтийской родины, ныне - члену Евросоюза.

Однако два года это соглашение действовало, и ни одного скандала, связанного с незаконным проникновением граждан России на территорию Литвы, не было. Во многом это связано со слаженной работой российских и литовских дипломатических и пограничных служб. За это время Калининград показал беспрецедентный по России результат: 50% жителей области получили загранпаспорта. Однако теперь, с приближением 2007 года, когда Литва должна присоединиться к шенгенской зоне, вопрос ставится довольно жестко.

Вильнюс снова заговорил о русских "нелегалах-каскадерах". Россия предложила в качестве варианта решения проблемы пустить по трассе скоростной поезд, а также реконструировать литовский участок дороги для того, чтобы минимальная скорость движения по нему составляла 110-140 км в час. Литовская сторона заявила, что реконструкция участка обойдется в 500 млн евро. Россия согласилась найти средства, но литовская сторона снова отказалась. И вот, наконец, несколько дней назад министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис признался министру транспорта РФ Игорю Левитину, что технических проблем в осуществлении транзита нет, вопрос калининградского транзита - политический, и введением скоростного движения проблему не решить.

Шенгенское соглашение едино для всех его участников, и калининградский уникальный случай в нем не прописан. А для того, чтобы внести в него какие-то дополнения, нужно согласие 25 членов ЕС. Перед расширением Евросоюза Россия ставила перед Брюсселем вопрос и о калининградском транзите. 27 апреля 2004 года Россия и ЕС подписали совместное заявление "О расширении Евросоюза и отношениях России и ЕС". В этом документе говорится, в основном, о торгово-экономическом транзите и условиях грузового транзита. Что же касается пассажирского транзита, то этой проблеме посвящены полторы строки: "Приветствуем беспроблемное введение в реализацию схемы УТД/УПДЖД (упрощенного транзитного документа) для транзита людей".

В Москве отмечают, что серьезных двухсторонних разногласий с Литвой в вопросе транзита нет, чего не скажешь о Евросоюзе. Там отказываются рассматривать облегчение визового режима для Калининграда вне общероссийского контекста.

На саммите Россия-ЕС в Гааге Владимир Путин поставил вопрос о придании переговорам по калининградскому транзиту статуса высокого уровня. Однако пока ответа из Брюсселя по этому поводу нет. Наиболее сложен вопрос с грузовым транзитом, так как он напрямую ударяет по интересам российского бизнеса, нарушая права равной конкуренции со странами ЕС. До 31 декабря 2005 года между Россией и Литвой действует соглашение о международных грузовых перевозках, действовавшее до вступления Литвы в ЕС. Литве, как и России, выгодны правила упрощенного транзита. Но не во всем интересы двух стран относительно Калининграда совпадают. Так, Литве выгоден статус специальной экономической зоны, которым Калинград обладает с 1996 года. В ближайшее время, как стало известно Стране.Ru, в правительство РФ и Госдуму будет внесен подготовленный Минэкономразвития законопроект о создании в области режима благоприятствования крупным инвестициям. Новый закон, как сообщили в МИД РФ, "позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность региона и внесет вклад в решение социально-экономических проблем".

В то же время он поставит в невыгодное положение малый и средний бизнес, в том числе в той же Литве, беспошлинно ввозящей в Калининград свои товары. Зато позволит осуществлять крупномасштабные проекты, направленные на развитие области. Для этого предусмотрен высокий порог участия в программе инвестирования. Пользоваться льготами смогут лишь те компании, которые в течение трех лет смогут инвестировать не менее 10 млн долларов. Дело в том, как объясняют авторы законопроекта, что нынешний закон об особой экономической зоне не содержит механизмов, которые побуждали бы владельцев предприятий инвестировать в развитие производства. Поэтому новым законом беспошлинный импорт не предусматривается.

Сейчас Литва занимает в Калининграде первое место по инвестициям, опережая Польшу и Германию. Однако с введением нового закона ситуация изменится. Поэтому сейчас в Калининграде лоббируется противодействие нововведению. Да и в самой администрации области, уже обросшей своими проектами, это невыгодно. Напомним, что бывший губернатор Калининграда обвиняется в присвоении 10 миллионов кредита, выделенного Германией.

Между тем, несмотря на существующие договоренности, литовская сторона увеличила транзитные тарифы. Таможенные брокеры взвинтили цены, а администрация ввела новые правила фито- и ветеринарного контроля. К тому же на днях АО "Литовские железные дороги" уведомило руководство Калининградской железной дороги о повышении с 15 марта 2005 года тарифов за транзитные перевозки через Литву. В связи с этим на 15% повысятся тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов, черных металлов и скоропортящихся грузов. Это может сделать нерентабельными перевозки нефти в Калининград.

Вставляя "палки в колеса" России, Литва и Евросоюз преследуют в Калининграде свои интересы. И повышенное внимание со стороны европейских и литовских чиновников к области накануне 750-летия города не случайно. В марте в Калининград приедет из Москвы делегация послов стран-членов ЕС, которые хотят лично посмотреть, как идет подготовка к празднованию юбилея. Посетить Калининград в дни празднеств собирается и президент Литвы Валдас Адамкус, который никак не может определиться, ехать ему на 9 мая в Москву или нет. Зато в Калининград литовская делегация приедет с подарками: в центре города разобьют сквер, в котором установят памятник главе последнего тевтонского ордена, жившему в Кенигсберге.
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.